Елена Полуаршинова
Опыт работы по гармонизации эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Наш детский сад является единственным муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением в городе Королев Московской области, специализирующимся на работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата различной степени выраженности. При этом мне, как педагогу-психологу, повезло с тем, что в моем распоряжении есть не только просторный психологический кабинет для проведения диагностики, консультаций, организационно-методической деятельности, но и отдельная сенсорная комната со специализированным оборудованием. Все это значительно расширяет возможности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога и, в частности, работы, направленной на гармонизацию эмоционально-волевой сферы воспитанников.
Публикация «Опыт работы по гармонизации эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Гармонизация эмоциональной сферы – одно из ключевых направлений деятельности психолога в работе с детьми, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Так у старших дошкольников актуальны такие проблемы как принятие себя таким, как ты есть (например, с протезом вместо ноги или с недоразвитием пальцев) и взаимодействие со сверстниками (как реагировать на вопросы о том, почему у тебя такая ручка или ножка, как быть, если из-за твоей походки и недостаточной координации тебя не хотят брать в хоровод или подвижную игру, а также формирование произвольной саморегуляции.
Для решения данных вопросов я взяла за основу сразу две коррекционно-развивающие программы: Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста» и программу Хухлаевой О. В. «Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников». Реализация итоговой программы способствует более успешному осознаванию тех разнообразных эмоциональных переживаний, возникающих по мере расширения связей с окружающим миром, о которых писал С. Л. Рубинштейн.
В нашем детском саду компенсирующего вида программа реализуется со старшими дошкольниками в подгрупповом или индивидуальном режиме в сенсорной комнате с использованием специализированного оборудования и применением элементов арт-терапии. Так, к примеру, многие упражнения, представленные в программе Крюковой С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» прекрасно реализуются на песочном столе с применением техник sand-art терапии. Дети с удовольствием рисуют на песке смайлики основных эмоций, а также, со временем создают целые песочные композиции, отражающие их эмоциональные переживания. Также в данную творческую деятельность хорошо включать специально подобранное музыкальное сопровождение, например, Вивальди «Времена года» или другую классическую музыку, а также просто звуки природы.
Помимо работы на песочном столе, активно используется кинетический песок, а также краски и пастель.
Подобная коррекционно-развивающая работа проводится в нашем детском саду в первую очередь с детьми-инвалидами, детьми, кому работа с педагогом-психологом рекомендована психолого-медико-педагогической комиссией, а также по запросу родителей воспитанников.
Реализация программы показала свою эффективность, а главное вызвала большую заинтересованность как со стороны дошкольников, так и со стороны их родителей. А ведь только совместные усилия психолога, воспитателей, педагогов, родителей и самих детей способны дать по-настоящему хороший и заметный результат и подобные упражнения и игры, направленные на гармонизацию эмоциональной сферы создают как раз такую вовлеченность в коррекционно-развивающий процесс всех участников. В дальнейшем планируется продолжить и расширить работу в данном направлении.