Ольга Анисина
Опыт работы по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Анисина О. А., воспитатель
МБДОУ Детский сад № 88
комбинированного вида г. Орла
Свободная ориентировка во времени и пространстве – необходимое условие социального бытия человека, условие успешного познания и активного преобразования действительности. Первостепенная роль в формировании у детей первоначальных основ пространственно-временных представлений отводится учреждениям дошкольного образования.
Публикация «Опыт работы по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Пространственно-временные представления - это один из видов математических представлений, становление которых происходит на этапе дошкольного детства. Они необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого инструмента не только к овладению ребенком присущими возрасту видами деятельности, к познанию окружающей действительности, но и к зарождению у него целостной картины мира.
Время и пространство – наиболее сложные категории для познания детьми дошкольного возраста. Они становятся доступны при использовании в педагогическом процессе современных методов и приемов, создании оптимальных условий.
Нами проводилась формирующая работа по развитию у детей пространственно-временных представлений.
Для повышения эффективности процесса формирования у детей старшей группы пространственно-временных представлений были созданы педагогические условия:
- обогащение предметно-развивающей среды материалами и средствами для самостоятельной деятельности детей;
- включение дидактических игр для организации совместной деятельности воспитателя и детей на занятиях и в режимных моментах;
- использование разнообразных форм работы с семьями детей.
Организовывая психолого-педагогические условия формирования у детей пространственно-временных представлений, мы опирались на следующие принципы:
- последовательности,
- «от простого к сложному»,
- активного действования,
- непрерывности,
- вариативности,
- сензитивности.
Где, принцип последовательности говорит об этапности овладения пространственно-временных представлений в онтогенезе.
Принцип «от простого к сложному» означает, что работа будет строиться на постепенном усложнении заданий для детей.
Принцип активного действования предполагает, что ребёнок будет познавать пространственно-временные представления в практической деятельности.
Принцип непрерывности основывается на преемственности между всеми, ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
Принцип сензитивности означает, что дидактический материал по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка, то есть когда ребенок готовым к усвоению пространственно-временных представлений.
Предметно-развивающая среда была дополнена материалами и средствами для самостоятельной деятельности детей :
- модели часов, частей суток, дней недели, времен года;
- приборы для определения детьми времени и расстояния: песочные и механические часы, секундомеры, рулетка, метровая линейка;
- настольно-печатные и дидактические игры: «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Поиски затонувшего клада», «Спасатели приходят на помощь», «Назови соседей», «Что было и что будет», «В какое время ты встаешь?»
- учебно-игровое пособие «Логические блоки» Дьенеша; дидактический комплект «Палочки Кюизенера», которые использовались в строительных играх в играх на определение пространственных отношений;
- репродукции картин: И. Левитан «Большая вода лесу», В. Серов «Грачи прилетели», И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», «На севере диком», «Осень», «Зима» и др.
- плакаты: времена года, часы – определяем время, «левая-правая рука» и т. д.
Для организации самостоятельной деятельности детей были предложены различные атрибуты для игр. К созданию и обогащению предметной среды привлекались родителей. Так были созданы модели недели и времен года. Родители принесли различные календари и виды часов для организации выставки: «Вот они, какие - часы!». Особенно активно родители включились в работу по подбору : картинок, фотографий, парных картинок с однородными предметами, но по-разному расположенных; содержание которых будет способствовать развитию умений определять пространственные отношения между предметами и своё местонахождение среди окружающих людей и предметов.
На первом этапе - информационно-обучающем - проводилась работа по обогащению знаний и представлений детей о пространстве и времени. При этом мы опирались на методику математического развития детей Е. И. Щербаковой. Работа начиналась с повторения, уточнения и закрепления знаний, полученных в предыдущих группах. По формированию пространственных представлений, основными методическими приемами являлись наблюдения и характеристика размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве.
На втором этапе - обучающем - проводились занятия по формированию пространственно-временных представлений. Был составлен план работы, подобраны игры и дидактические пособия.
С целью формирования пространственных представлений мы разработали систему дидактических игр: Дидактическая игра «Стройся». Дети выстраиваются в колонну в соответствии с инструкцией: «Лена, выйди вперед», «Катя, встань позади Лены» и т. п.
Дидактическая игра «Найди свое место». Перед детьми ставится задача на ориентировку в специально созданных пространственных ситуациях и определение своего места по заданному условию: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Дима».
Дидактическая игра «Готовимся к занятию». Детям предлагаются следующие инструкции: «Положи ручку справа от тетради; положи карандаш слева от книги; скажи, где находится ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради - слева или справа». Так же проводится определение пространственного расположения трех предметов : «Положи книгу перед собой, слева от нее помести карандаш, справа - ручку».
Дидактическая игра «Живые вагончики». Дети выставляют игрушки в соответствии с инструкцией воспитателя, затем называют их пространственные позиции : 1) «Поставь ежика впереди мишки. Поставь лисичку позади мишки»; 2) «Расскажите, кто впереди мишки, кто позади мишки» и др.
Мы осуществляли соответствующую работу в ходе проведения дидактических игр на занятиях и в режимных моментах. Использовали разнообразные формы работы с семьями детей (разработали и провели консультации для родителей, оформили памятки и картотеку игр для развития пространственно-временных представлений).
Итак, основным средством формирования пространственно-временных представлений и ориентировок является дидактическая игра. Использование разновидностей игр, обеспечивает развитие у дошкольников всех составляющих процесса его ориентировки в пространстве и во времени.
Список использованной литературы
1. Аблитарова, А. Р. Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.) / А. Р. Аблитарова, Н. В. Кондрашова. — СПб. : Заневская площадь, 2014. — С. 55-59.
2. Белошистая, А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие / А. В. Белошистая. – М. : Айрис-пресс, 2005.
3. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников : Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2005.