Юлия Ершова
Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми старшего дошкольного возраста
Представляю вашему вниманию сообщение из опыта работы по теме "Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми старшего дошкольного возраста"
Цель:
Формирование навыков свободного общения со взрослыми и детьми.
Задачи:
-Совершенствовать диалогическую форму речи
-Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы
-Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Публикация «Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Содержание речевого развития детей определено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (представлено на слайде) :
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Определяющим моментом в успешном решении задач развития связной речи детей дошкольного возраста, является создание условий для полноценного развития речи детей с помощью дидактической игры, что предусматривает наличие необходимой развивающей предметно-пространственной среды.
Учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в группе созданы уголки для сюжетно - ролевых игр, детского творчества. Предметно - развивающую среду регулярно пополняю новыми атрибутами, сделанными своими руками.
Включаю речевые, дидактические игры и занимательные упражнения
во все занятия и режимные моменты.
Некоторые из них представлены на слайде:
Игровое пособие «Дидактический круг»
Цель: Закрепить умения называть дни недели, ориентироваться во времени, называть части суток, закреплять представления о признаках времен года.
Данное пособие имеет пять съемных дисков (времена года, дни недели, части суток, погодные условия). Меняя диски, дети называют дни недели по порядку, части суток, закрепляют представления о признаках времен года, рассказывают о погодных условиях.
Дидактическое пособие «Парашют» использую с целью расширения и обогащения словарного запаса детей. Игры подбираю в соответствии с темой недели. Работая по теме «Урожай» предложила детям такой вариант игры:
разложили пособие на полу, ребенок выбрал себе цвет, встал около него. Предложила детям трафареты овощей и фруктов. Дети выбирали трафареты и соотносили их с тем цветом который они выбрали.
Дидактическая игра «Домики»
Детям предлагаю четыре домика и предметные картинки мужского, женского и среднего рода, единственного и множественного числа. Ребенок соотносит картинки с местоимениями он, она, оно, они, проговаривая каждый предмет.
Также в своей работе я использую тактильные карточки. Благодаря таким карточкам дети развивают мелкую моторику, внимание. память, пополняют словарный запас с помощью новых прилагательных: мягкий, жесткий, гладкий, шелковистый, выпуклый, шершавый.
Следующее дидактическое пособие «Слоговые домики»
Цель: закрепить представления о слоговом составе слова; совершенствовать умение выделять заданный слог в слове.
Перед ребенком три домика с окошками. (окошки обозначают количество слогов в слове) и предметные картинки. Предлагаю ребенку взять картинку, назвать слово, определить количество слогов и положить картинку в домик с соответствующим количество слогов.
При составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений использую в работе с детьми различные мнемотаблицы. С помощью мнемотехники заучивание стихотворений превращается в веселый и увлекательный процесс. В свободное время дошкольники самостоятельно подходят к мнемотаблице и повторяют стихотворение. Работа с данными таблицами может проводиться, как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Дидактическое пособие «Народы Южного Урала» разработано с целью формирования грамматически правильной речи через ознакомления с народами Южного Урала.
В ходе этой игры ребенок, вращая кубики, соотносит костюмы, жилище, традиции народов Южного Урала и рассказывает о выбранной национальности.
Следующее дидактическое пособие «Веселая тучка»
Цель: Закрепления знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, наглядного мышления. В работе с данным пособием детям предлагаю выбрать сказку, восстановить последовательность и рассказать ее. Также задания можно изменить. Например:
-Назовите героев данной сказки?
-Какие они?
-В каких еще сказках встречаются?
Таким образом дидактическая игра создаёт условия для обогащения словарного запаса и развития речи детей, выступает средством всестороннего воспитания и развития личности ребенка.