Атауллина Юлия Тагировна
Опыт работы педагога ДОУ по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ:
«Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста»
Введение
«Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова
способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов
Публикация «Опыт работы педагога ДОУ по теме „Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребёнка в целом.
Актуальность
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом.
Новизна опыта, состоит в разработке системы работы по развитию речи детей, в подборе методов, приемов и средств: пальчиковые игры и гимнастику;
упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке);
игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.);
занятия со счетными палочками, спичками (выполнение заданий по схеме и без неё);
работу с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами);
упражнения в тетрадях в клеточку (штриховка, графические диктанты);
Работая с детьми дошкольного возраста, я стала замечать, что сегодня, в век информатики и электроники, дети стали физически менее активны. А ухудшение физического развития является следствием ухудшения развития мелкой моторики у современных детей. Процент таких детей в группе заметно вырос. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой.
Наряду с развитием мелкой моторики активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь.
Цель исследования – доказать, что развитие мелкой моторики рук является эффективным средством развития речи детей дошкольного возраста
Объект исследования – процесс развития речи детей дошкольного возраста
Предмет исследования – особенности влияния мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста
Гипотеза исследования – процесс развития речи детей дошкольного возраста будет эффективным, если на занятиях будут использоваться игры по мелкой моторике
Задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста.
2. Изучить условия и закономерности развития речи детей дошкольного возраста.
3. Выявить уровень развития речи детей дошкольного возраста.
4. Провести исследовательскую работу по выявлению особенностей развития речи через развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической литературы, наблюдение, тестирование, методы обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ Д/С № 340. Город Челябинск.
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно - манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка.
Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. По мнению И. П. Павлова: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».
Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие).
Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
Таким образом, учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение.
1.1. Значение и виды игр, развивающие мелкую моторику рук.
Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления.
По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М. М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку – белобоку», показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
Мелкую моторику рук развивают:
- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);
- игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,
- насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ;
- рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);
- застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.).
1. Пальчиковая гимнастика.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.
2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
3. Рисование, раскрашивание.
Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.
4. Аппликации.
Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе
5. Работа с бумагой. Оригами.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.
6. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.
Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску стекой на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова.
7. Шнуровки, скручивание лент, игры с прищепками, откручивание и закручивание крышек и др.
8. «Сухой бассейн»
Сухой бассейн используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения
9. «Сенсорный куб»
Куб изготавливают из шести решеток для раковины, соединенных при помощи ниток. Внутрь куба положить пластмассовые шары, на верхнюю плоскость повесить звоночки. На внешних сторонах и ребрах куба разместить ленточки, веревки, коробочки от киндер - сюрпризов, скрепки.
Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В ходе таких игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
2. Принципы организации развития познавательно-речевой сферы дошкольника
Свою работу я начала с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) в 2022 году с мониторинга выявления уровня развития представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины у воспитанников второй младшей группы. Результаты, полученные в ходе диагностики уровня развития мелкой моторики у детей, представлены
в Таблице 1.
Результаты выполнения методики О. С. Ушаковой детьми 2 младшей группы
Уровни Май 2022 года
Высокий 0 (0%)
Средний 11 (60%)
Низкий 4 (40%)
Количество детей 15
Анализ психолого - педагогической литературы по теме, результаты диагностики воспитанников позволили определить цель работы:
После проведенной в начале года диагностики, я наметила добиться следующего результата - помочь детям приобрести через игры и упражнения по развитию мелкой моторики хорошей подвижности, гибкости и силы пальчиков рук, что в дальнейшем приведет к активному развитию речи.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
- Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
- Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.
- Формировать координацию движений.
- Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
- Способствовать развитию творческих способностей.
- Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.
- Стимулировать зрительное и слуховое восприятия.
Реализацию задач сенсорного воспитания осуществляю через использование следующих методов, форм и средств:
- Утренняя гимнастика.
- Самостоятельная деятельность.
- Организованная образовательная деятельность.
- Непосредственная образовательная деятельность.
- Прогулка.
- Самообслуживание.
- Работа с родителями.
- Индивидуальная работа.
- Продуктивная деятельность.
В соответствии с задачами работу с младшими дошкольниками строю в следующих направлениях:
- Изучение передового опыта.
- Диагностика детей.
- Игры, упражнения, задания по развитию мелкой моторики.
- Подгрупповые и индивидуальные занятия.
- Работа с родителями.
Предполагаемый результат:
1. Усовершенствована предметно – развивающая среда;
2. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.
Технология опыта включает разработку перспективного плана, конспектов занятий, работу с педагогами и родителями воспитанников.
2.1. Создание развивающей предметно-пространственной среды
Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
В группе организован центр «Ловкие пальчики», куда вошли картотеки:
• «Пальчиковая гимнастика» (по темам недели)
• «Пальчиковые игры-упражнения»
• «Штриховка»
• «Соедини по точкам»
• «Дорисуй картинку»
• «Скопируй узор»
• «Умелые ручки».
Для наиболее эффективного развития мелкой моторики в группе размещены дидактические игры, пособия:
• «Пальчиковые шаги»
• «Пазлы»
• «Шнуровки»
• «Ниткопись»
• «Чудесные резиночки»
• «Коврики»
• «Удивительный пинцет»
• «Веселые прищепки»
• «Собери бусы»
• «Волшебные палочки»
• «Веселые клубочки»
• «Сухой бассейн»
Для изготовления игр и пособий использован природный и бросовый материал. По работе с родителями был разработан Мастер – класс для родителей совместно с детьми второй младшей группы на тему: «Развиваем мелкую моторику»
Для самостоятельной деятельности детям доступны различные виды мозаики, конструкторов; различные застежки: крючки, пуговицы, шнурки, молнии; наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов.
В театрализованной деятельности развивающую среду в группе дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Театр Петрушек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами. По совместной работе с детьми был разработан Конспект открытого занятия по развитию мелкой моторики во второй младшей группе на тему: «Пальчиковые игры с Дашей». Перспективный план «Веселые ладошки»
Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры и пособия.
2.2. Использование игровых технологий в совместной деятельности педагога и детей в различные режимные моменты
Работу с детьми по развитию мелкой моторики рук провожу в трех направлениях:
1. организованная образовательная деятельность (игры на развитие мелкой моторики проводятся в течение всего дня в разных видах деятельности);
2. совместная деятельность с детьми, осуществляемая в режимные моменты (игры на развитие мелкой моторики проводятся утром до завтрака, между организованной деятельностью, во время их, во время прогулок, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе);
3. самостоятельная деятельность детей. Больше всего на прогулке детям нравится рисовать палочками на песке, собирать камешки, сухие веточки. Одновременно дети развивают мелкую моторику и учатся трудиться. Одно из любимых занятий детей в вечернее время – перекладывание мелких предметов с помощью пинцетов.
В своей работе по развитию мелкой моторики рук у детей я использую различные игры
1. Пальчиковые игры:
• Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика. Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. Особое внимание следует обратить на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук, а так же тренировались в выполнениях изолированных движений каждым пальцем обеих рук. Сначала все упражнения выполняются медленно, одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем другой рукой, после этого двумя руками одновременно. Эти упражнения можно проводить в любое время.
Упражнения условно делятся на три группы:
1 группа. Упражнения для кистей рук:
а) развивают подражательную способность;
б) учат напрягать и расслаблять мышцы;
в) развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
г) учат переключаться с одного положения на другое.
2 группа. Статические упражнения (удержание пальцами определённой позы):
а) развивают подражательную способность;
б) учат напрягать и расслаблять мышцы;
в) учат переключаться с одного движения на другое.
3 группа. Динамические упражнения (развитие подвижности пальцев, переключение с одной позиции на другую):
а) учат сгибать и разгибать пальцы;
б) развивают точную координацию движений. Так же эти упражнения способствуют содружеству действий рук и глаз.
• «Пальчиковые шаги»
Цель: подготовка руки к письму, развитие речи, памяти, внимания, зрительно - пространственного восприятия, воображения, наблюдательности.
Эти упражнения интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые, варианты. Использую пособие «Пальчиковые шаги» Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.
2. Игры с предметами:
• «Чудесные резиночки»
Цель: развитие мелкой моторики, скорости реакции, логического мышления, наблюдательности, внимания, памяти.
Оборудование: разноцветные резинки для волос, карточки с шаблонами.
Ребенок подбирает и надевает резинки на пальцы, в соответствии с изображением на карточке.
• «Удивительный пинцет» (игры с захватыванием и перекладыванием мелких предметов)
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, подготовка руки к рисованию и письму, выработка усидчивости, повышение концентрации зрительного внимания.
Оборудование: пинцеты, миски (формы, ватные шарики, ватные диски, маленькие кусочки поролона, помпоны, детали мозаики, пуговицы, бусины, деревянные шарики.
• «Веселые прищепки»
Цель: развитие мелкой моторики, силы мышц руки.
Оборудование: разноцветные прищепки (скрепки, лекала изображений.
Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.
Для усложнения игры прищепки заменяются канцелярскими скрепками.
• «Разноцветные пуговицы»
Цель: развитие воображения, внимания, сенсорного восприятия, усидчивости, зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: разноцветные пуговицы, карточки-картинки.
Ребенок выкладывает пуговицы на картинки.
• «Собери бусы» (игры с нанизыванием мелких предметов)
Цель: развитие моторики кончиков пальцев рук при выполнении нанизывания мелких деталей на шнур (леску).
Оборудование: шнур (леска, различные бусины.
• «Волшебные палочки»
Цель: развитие ориентировки на плоскости, мышления, воображения, мелкой моторики, точности движений.
Оборудование: счетные палочки, карточки-схемы.
• «Веселые клубочки»
Цель: развитие умения наматывать клубочки из толстых ниток, подвижности пальцев, ловкости, координации движений обеих рук.
Оборудование: разноцветные клубки ниток.
Ребёнок наматывает клубочек ниток.
• «Сухой бассейн»
Цель: развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев, развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов
Оборудование: емкость, наполненная мелкими деревянными шариками; мелкие предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам).
Ребёнок на ощупь находит какой-либо «закопанный» предмет и называет его.
• Игры с природным и бросовым материалом
Цель:обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нервных окончаний пальцев рук, развитие мелких движений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм.
Оборудование: набор листов с контурным изображением предметов, природный материал (семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, семена растений, мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох и другой бросовый материал (мелкие пуговицы, цветные скрепки, набор цветных бусин и др.).
2.3. Взаимодействие с родителями
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», ознакомила с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей, предложила осуществлять работу в трех направлениях:
- специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
- обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
- формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей».
В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме. Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка». Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка. Родители приобрели наборы для игр, участвовали в оформлении предметно – развивающей среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий.
Чтобы заинтересовать мам и пап, я подготовила информацию по теме и поместила в родительский уголок под рубрикой «Чем можно занять детей дома», Например: «Мастерим игрушки вместе», «Игры с песком и водой дома», «Развивающие игры на кухне» и т. д. Для родителей эта тема оказалась очень интересной, они изучали представленный материал, получали консультации, принимали активное участие в совместных поделках вместе с детьми, участвовали в конкурсах, приносили различный материал для игр, пособий по развитию мелкой моторики, занимались с детьми дома. Я приглашала родителей поучаствовать в различных мероприятиях, викторинах, развлечениях, а также устраивала дни открытых дверей, где они могли посетить любую образовательную деятельность или режимный момент и посмотреть, как и чем занимаются дети.
2.4. Результаты итоговой диагностики
Развивая речь детей посредством игр через разные виды деятельности, я добилась определенных результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. С высоким уровнем 28% воспитанников, средний уровень у 68 % детей, низкий – у 4 %
b]Уровень развития мелкой моторики детей 2023 учебного года[/b]
Уровни Начало учебного года Конец учебного года
Высокий 0 (%) 3 (28%)
Средний 11 (60%) 11 (68%)
Низкий 4 (40%) 1 (4%)
Количество детей 15 15
Заключительная диагностика показала, что дети, ранее плохо владевшие речью, стали свободно говорить со взрослыми, охотнее общались со сверстниками. А по свидетельству родителей все дети с удовольствием дома рассказывают знакомые стихи и потешки, любят рассматривать книжки с картинками.
Таким образом, разные виды деятельности, используемые в работе с детьми в детском саду, а родителями дома, при целенаправленном их применении способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
[h3]Заключение[/h3]
Важной частью работы по развитию речи детей являются игры и упражнения по мелкой моторике рук. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.