Наталья Аракелова
Опыт работы «Особенности взаимодействия воспитателя логопедической группы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это не врожденная способность человека. Формирование речевой деятельности происходит поэтапно. Первый этап – это “предречевой период”. Связной речи в это время нет. Ребенок активно использует лепет, гуление как способ общения с миром. Тренируется артикуляционный аппарат и формируется фонематический слух.
Вторая “речевая стадия” -это появление первых псевдо-слов и словосочетаний. Ребенок постепенно накапливает пассивный и активный словарный запас. Чувствительным периодом речевого развития ребенка является возраст от 2 до 5 лет.
Темочки:
- Консультации логопеда для родителей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Хорошо поставленная речь является ключевым фактором успешного обучения ребенка в школе. В то время как дефекты речи приводят к неуспеваемости и отсутствию мотивации к учебе. Исходя из этого, в период дошкольного детства, формирование четкой и грамотной речи стало приоритетным.
Но, несмотря на эту тенденцию, наблюдается рост числа семей, воспитывающих детей с нарушениями речи. Успех в преодолении речевого дефекта напрямую связан с межличностными отношениями в семье. Важным направлением ранней коррекционно-педагогической работы является разработка форм взаимодействия семьи и педагога, определение условий для вовлечения родителей в систему ранней помощи ребенку. Активное вовлечение родителей в коррекционное взаимодействие предполагает повышение психолого-педагогической компетентности.
Концепция взаимодействия родителей и педагогов в воспитании и обучении детей с нарушениями речи нашла отражение в ряде исследований. Так, в т. н. Волковской, Е. М. Пастуховой, Р. С. Мираман, И. И. Майчук, Ю. В. Микляева показала необходимость изучения семей детей с нарушениями речи и разработки комплекса мер по оказанию психолого-педагогической помощи.
В соответствии с этим меняется роль дошкольной организации, оказывающей помощь детям с нарушениями речи. Работая с родителями детей с ОНР определила для себя, что ведущими направлениями в работе с родителями должны стать :
Изучение семьи ребенка с нарушением речи;
Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс;
Организация пропаганды психолого-педагогических знаний;
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах нарушений речи.
Чтобы ближе познакомиться с родителями и их семьями, я знакомилась с документацией, наблюдала, анкетировала, изучала продукты деятельности, беседовала.
Чтобы понять какие отношения у воспитанника моей группы с семьей, я наблюдала за родителями и ребенком во время утреннего приема детей, вечернего прощания. Наблюдая за отношениями родителей к ребенку в эти чувствительные моменты, я делала для себя выводы : мама Макара очень бережно, ласково общалась с ним; папа Кирилла по мужски сдержанно, но с любовью прощался с ним утором, уходя на работу; Мама Василисы общалась с дочкой любя, но по взрослому.
В процессе общения с родителями, я использовала доступную терминологию. Я старалась выделить и донести до родителей преимущества и недостатки речевой деятельности их ребенка. Иногда разговор был конструктивным, иногда приходилось больше уделять внимания и подбирать нужные доводы, чтобы родители прислушались ко мне и рекомендации логопеда : родители Максима не принимали то, что ребенку нужна медикаментозная помощь (рекомендации медкомиссии, маму Вики нужно было убедить в важности выполнения домашних заданий с ребенком, то есть нужно было донести до нее, что родители играют важную роль в работе над исправлением речи детей.
С помощью анкетирования (письменный опрос) я собрала много данных, представляющих интерес для меня.
Для успешной работы для меня важно, чтобы у нас было установлено тесное сотрудничество с педагогом –логопедом. Такое сотрудничество приносило положительные результаты: я, по рекомендации логопеда, посоветовала родителям Артема М, Вани Л. разучивать дома артикуляционную гимнастику вместе с детьми, помочь им выполнять необходимые движения.
На первых этапах работы с родителями, когда дети только перешли в нашу логопедическую группу, я применяла индивидуальные формы взаимодействия. Эффективным для нас стало присутствие мамы на индивидуальных занятиях с логопедом; подбор и изучение специализированной литературы, рекомендованной им. Чтобы повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в преодолении речевых нарушений у детей, я проводила консультации по определенным темам, помещала материал в папки- передвижки, привлекала родителей к изготовлению книжек –малышек «Пальчиковые игры».
Информационный материал, размещенный мною на стендах в группе, логопедом-в фойе нашего детского сада, помог расширить представления родителей о жизни детей в логопедической группе. Материал отражал текущие события : у кого из детей были поставлены звуки, у кого идет процесс автоматизации, кому из воспитанников нужно выполнять артикуляционную гимнастику. Материал, помещенный в папки-передвижки содержал важные для нас темы: «Формирование звукового произношения у детей», «Совершенствование грамматических средств речи», «Развитие познавательных процессов», «Рекомендации родителям по профилактике и преодолению речевых нарушений, игры и упражнения».
Таким образом, эффективными формами моей работы с родителями, воспитывающими детей с нарушениями речи, стали для меня:
-Создание справочно-информационного поля данных об образовании и обучении детей с нарушениями речи;
-Обеспечение преемственности всех специалистов образовательной организации в работе с родителями;
-Распространение передового педагогического опыта по проблемам профилактики и преодоления нарушений речи у детей;
-Совместное проектирование визуальных и информационных форм работы с родителями.
Сотрудничество с семьей, приносящее плоды, зависит от взаимного отношения педагога и семьи. Я устанавливала с родителями доверительные отношения. Я понимала, что семья ребенка должна быть уверена в моем положительном отношении к их ребенку, в моей компетентности.
Подводя итог своей работы по взаимодействию воспитателя логопедической группы с родителями, я сделала для себя вывод: успех нашей работы заключается в установлении доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединившись в один коллектив.
От того, как участвовали родители в коррекционной работе, в конце учебного года, мы все получили положительный результат и, прежде всего положительный результат был у наших детей: были поставлены и автоматизированы звуки «Ш», «Ж», «З» у Макара, Максима С. ; звук «Р» -у Артема М, Маши Т, Макара Ч, звуки «Л», «К»- у Максима С. Только с помощью родителей, логопеда и воспитателя можно было добиться положительного эффекта в исправлении речи детей.