Ольга Дымиха Завадская
Опыт работы «Нетрадиционные методы и приемы проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях»
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.
Публикация «Опыт работы „Нетрадиционные методы и приемы проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях“» размещена в разделах
Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель – познакомить родителей с нетрадиционными методами и приемами проведения артикуляционной гимнастики.
Задачи:
1. Активизировать знания родителей о значимости артикуляционной гимнастики.
2. Помочь родителям овладеть нетрадиционными методами проведения артикуляционной гимнастикой.
3. Сформировать представление о разнообразии артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями и правильной их организации в домашних условиях.
4. Сформировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам
постепенно овладевает правильным произношением, — глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с воспитателем и родителями.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.
Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. Для этого проводится комплекс артикуляционных упражнений, направленных на развитие мышц речевого аппарата.
Мы предложили родителям провести артикуляционную гимнастику нетрадиционным способом, в интересной «вкусной» форме.
Комплекс нетрадиционных упражнений артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика с соломкой
«Трубочка»
Положить палочку на середину языка ребенка и попросите поднять его боковые края.
«Хоботок»
Предлагаем ребенку удержать соломинку между губами и носом, губы вытянуты в хоботок.
«Лопатка», «Ложка на тарелке»
Кладем палочку на широкий распластанный язык ребенку и предлагаем удерживаем ее.
«Качели»
Предлагаем ребенку удержать соломинку, зажатую между языком и верхней губой, языком и нижней губой. Язык не касается зубов.
Артикуляционная гимнастика с сушкой
«Улыбочка»
Предлагаем ребенку сжать сушку губами (губы в улыбке) и удерживай её 5-10 секунд.
«Заборчик»
Предлагаем ребенку сжать сушку зубами и удерживай её 5-10 секунд.
«Иголочка»
Подвешиваем сушку на высунутый язык ребенка и просим удержать под счет (до 5 – 10).
Артикуляционная гимнастика с воздушным рисом
«Иголочка» («Рыбалка»)
Посыпаем липкую тарелку воздушным рисом. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а рис – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.
«Чашечка»
Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку воздушный рис, удерживать по 5 – 8 сек.
Артикуляционная гимнастика с чупа-чупсом
«Змейка»
Чупа-чупс помещаем над верхней губой ребенка, просим выполнить движения языком по конфете вперед-назад (7-10 движений).
«Хоботок»
Просим ребенка сжать чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.
«Чашечка»
Попросите ребенка приоткрыть рот, губы развести в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
«Грибок»
Попросите ребенка поднять широкий язык к небу, прижмите чупа-чупсом язык «грибок» к небу.
«Часики»
Просим ребенка кончиком языка достать чупа-чупс, возле одной щеки, затем возле другой.
«Заведи мотор»
Ребенок выполняет упражнение «Дятел», родитель в этот момент создает вибрацию кончики языка, при помощи чупа-чупса.
«Массаж языка»
Попросите ребенка высунуть язык, водите шариком вперед-назад по средней линии, слегка постукивая делать легкие вибрационные движения.
«Футболист»
Предложите ребенку перекатить во рту от одной щеки к другой чупа- чупс.
Артикуляционная гимнастика с вареньем
b][/b]
«Вкусное варенье»
Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ (с верхней губы, по кругу).
«Маляр»
Наносим ребенку варенье, мед и др. на верхнее небо, просим слизать его кончиком языка, движениями к горлышку и обратно.
«Киска»
Смазываем поверхность тарелки вареньем, просим ребёнка слизать варенье кончиком языка.
В конце мастер-класса родители получили буклеты с рекомендациями по выполнению нетрадиционной артикуляционной гимнастики и комплексом упражнений.
В процессе выполнения нетрадиционной артикуляционной гимнастики мы увидели, как у детей напряжение мышц артикуляционного аппарата значительно уменьшилось, движения стали непринужденными и вместе с тем координированными.