Бурова Татьяна
Создание условий для поддержки детской инициативы в художественно — продуктивных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет всё знать, всё понимать, во всём разбираться. Каждый день он открывает для себя новый мир, где много интересных предметов, явлений и событий. Активность ребёнка – дошкольника является важным условием его развития, закладывает основы роста интеллектуального и творческого потенциала личности. Поэтому так важно с детства поддерживать инициативу и развивать самостоятельность детей.
Публикация «Создание условий для поддержки детской инициативы в художественно — продуктивных видах деятельности» размещена в разделах
Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования – поддержка разнообразия детства. В связи с этим должна поменяться организация и содержание образовательного процесса. В основе обновления лежит конструирование социальной ситуации развития ребёнка, способствующей реализации образовательной программы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка.
Перед нами встал вопрос: «Как организовать творческое продуктивное сотрудничество детей и взрослых, результатом которого станет развитие индивидуальных личностных качеств и творческого потенциала каждого ребёнка?»
Актуальность опыта в том, что современные тенденции образования ориентируют нас на личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, поиск новых эффективных форм работы.
Идея опыта заключается в проявлении педагогического потенциала в художественно – продуктивных видах деятельности в контексте развития творческой активности, самостоятельности и инициативности дошкольников.
Таким образом, целью нашей работы стало создание условий для поддержки детской инициативы и развития творческой активности в художественно – продуктивных видах деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- Расширить представления детей о многообразии способов творческого отображения и преобразования окружающей действительности.
- Обеспечить свободный выбор детьми вида художественно – продуктивной деятельности, её участников, времени и пространства.
- Создать условия для свободного экспериментирования с традиционными и нетрадиционными изобразительными средствами и материалами.
- Обогащать опыт творческой деятельности (умение отображать собственный познавательный опыт и творческий замысел с помощью художественных средств выразительности).
- Поощрять творческую активность в выборе возможных средств художественной выразительности с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
- Развивать творческое воображение, фантазию дошкольников.
- Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с произведениями искусства, природой.
Были определены принципы, способствующие решению поставленных задач:
- Принцип доступности (гибкое применение содержания и методов поддержки детской инициативы в зависимости от возрастных особенностей развития, индивидуальных возможностей и интересов ребёнка).
- Принцип безопасности (предоставлять детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные творческие замыслы).
- Принцип интеграции (реализация задач во всех образовательных областях на основе синтеза разных видов искусств, взаимосвязи познания и творчества).
- Принцип научности (дети получают знания о свойствах, форме, цвете, композиции и др.).
- Принцип культуросообразности (приобщение детей к общечеловеческим ценностям, где главной составляющей является личность самого человека, его индивидуальность и неповторимость).
Теоретической основой нашего опыта явились научные исследования Л. С. Выготского и Л. А. Венгера в области педагогической психологии развития высших психических функций, также исследования Е. А. Флёриной о развитии творческой активности детей в контексте теории эстетического воспитания.
Система работы по развитию творческой активности и поддержке детской инициативы базировалась на использовании синтеза методов, технологий и приё мов:
- Технология личностно – ориентированного образования (учёт личностных особенностей ребёнка, его интересов, возможностей. Применение данной технологии способствует индивидуализации образования).
-Технология игрового обучения (мотивирует детей на участие в деятельности).
- Информационно – коммуникативные технологии (включение которых позволяют значительно расширить информационную составляющую образовательного процесса, усилить мотивацию и т. д.)
- Проблемно – поисковый метод (способствует тому, чтобы собственный творческий исследовательский поиск направить на решение поставленной задачи, создание продукта деятельности).
- Проектный метод (позволяет решить практические задачи, направленные на обогащение детского развития, организовать совместную и самостоятельную художественно – продуктивную деятельность).
Приё мы:
Поощрение и поддержка (положительная оценка результатов деятельности, сюрпризные моменты, художественное слово, проблемные ситуации совместное выполнение практических действий, самоконтроль и взаимоконтроль.
Формы работы:
Совместная деятельность воспитателя с детьми по развитию художественно-изобразительных умений, организация исследовательского поиска;
Индивидуальная работа с детьми
Самостоятельная детская практика – происходит закрепление и совершенствование умений (создание продукта, поиск новых средств отражения действительности, передачи выразительности образа (знакомство с новыми материалами, комбинирование, декорирование и др. ;
Презентации, выставки – представление детьми своих изделий взрослым и сверстникам. Такая форма работы способствует развитию положительного отношения детей к себе и окружающим, даёт возможность увидеть результаты своей работы и других детей.
Нами были намечены следующие направления в работе:
- создание развивающей предметно – пространственной среды в группе и на территории детского сада, дающей возможность для реализации собственных замыслов в творческой, игровой и продуктивной деятельности.
Детскую инициативу необходимо поддерживать на протяжении всего пребывании ребенка в детском саду. Свою работу мы начали с создания условий для проявления активности и самостоятельности детей в выборе средств и способов художественно – продуктивной деятельности. В группе разместили разнообразные материалы и средства для художественно – творческой и экспериментальной деятельности, которые каждый ребёнок может использовать по своему желанию. Важным моментом являлось то, что для своей деятельности ребёнок мог использовать всё имеющееся групповое пространство (обеденные столы в свободное от режимных моментов время, зону отдыха). Это побуждало и давало возможность детям заниматься активной продуктивной деятельностью. Дети рисовали, лепили, конструировали из бумаги, природного и бросового материала, экспериментировали с различными материалами и предметами, пригодными для творчества. В группе была оборудована «полочка красоты», на которую выставлялись произведения народно – прикладного искусства, детские работы, коллекции. В старшем дошкольном возрасте дети сами участвовали в преобразовании групповой среды: оформляли рисунками, декорировали, вносили в игры свои поделки, участвовали в создании коллекций, совместно с воспитателем организовывали коллективные и индивидуальные творческие выставки.
- внедрение в практику работы новых подходов:
Планировали жизнь группы с учетом интересов детей, реализовывали их пожелания и предложения. Ведь главное правило для педагога – слушать и слышать детей. Дети участвовали в планировании, предлагали интересующие их темы недели. Иногда проблемой становилось множество предлагаемых детьми тем, предложений, поэтому важной формой здесь становилось коллективное обсуждение и совместное принятие решения. Большой диапазон возможностей для поддержки детской инициативы и развития творчества даёт проектный метод. Так с детских вопросов «Зачем картины помещают в рамки?» стартовал проект «Какими могут быть рамки для оформления детских работ?». Созданные в ходе реализации проекта образцы затем использовались детьми в оформлении своих работ.
По детской инициативе был реализован проект «Какими бывают бабочки?», продуктом которого стало создание коллекции бабочек с использованием различных материалов и техник. Реализован проект «Что можно подарить маме на 8 марта?».
-Мотивация детей на участие в деятельности
Детская инициатива иногда возникает стихийно, спонтанно, но также быстро гаснет. Чтобы дети, проявляя активность в художественно – продуктивных видах деятельности, добивались реального результата необходимо мотивировать их на участие в деятельности.
На первом этапе в младшем дошкольном возрасте преобладала игровая мотивация «Помоги мне», где ребёнок выступал в роли защитника, помощника персонажа или взрослого.
На втором этапе в средней группе использовалось мотивирование «Положительный пример», «Научи меня», где ребёнок выступал в роли знатока, эксперта, чувствовал себя знающим и умеющим. Для поддержания интереса к деятельности использовалась мотивация «Расскажу секрет», где воспитатель «по секрету» показывал новые приёмы и техники передачи образа.
В старшем дошкольном возрасте мотивация была направлена на повышение внутренней заинтересованности ребёнка в результатах своей деятельности. «Вознаграждение» - похвала взрослого или сверстника, вручение медалек в конце дня. «Подарок другу» - дети испытывали радость, гордость за свои поделки, рисунки и охотно ими пользовались и дарили.
- Создание ситуаций и условий, позволяющих ребёнку реализовать свой творческий замысел, проявить компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников, поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами.
Специально созданные в группе или участке ситуации «Что изменилось?», «Новый предмет» (внесение в группу на участок необычных предметов) позволяли проявить компетентность. Ребёнок, заметивший новый объект имел право первым высказать мнение о предназначении, свойствах предмета или материала, а затем ребята сообща обсуждали потенциальную возможность использования его в творчестве. Проблемные ситуации «Пропажа», «Не хватает инструментов, материалов», «Забыл, как это делать» позволяли ребёнку проявить компетентность в вопросах организации деятельности, способах и средствах её осуществления (предложить другой материал, способ передачи образа, рассказать последовательность выполнения работы). Это повышало самооценку, ребёнок обретал признание и уважение сверстников и взрослых. «Ситуации свободного выбора», организованные в процессе непрерывной образовательной деятельности способствовали проявлению инициативы в выборе средств и способов изображаемого объекта, учили детей самостоятельно продумывать план действий для получения результата. Участие в социально – значимых акциях «Подарок ветерану», «Зелёная весна» помогали детям чувствовать себя членом общества, приносили удовлетворение от результатов своего труда. Творческая инициатива и активность не могли быть реализованы, если у ребёнка недостаточный кругозор, не сформированы навыки работы с тем или иным материалом и оборудованием, не развито умение работать самостоятельно и в коллективе, поэтому необходимым условием являлось решение задач по развитию мышления, памяти, внимания, воображения, расширению представлений об окружающем мире с помощью дидактических игр и упражнений, наблюдений за объектами и явлениями социального и природного окружения, расширению спектра исследовательской деятельности (для осуществления возможности выбора, замены); развитию изобразительных умений и способов, интеграции художественно – продуктивных видов с другими видами деятельности (внесение в игровую, театральную, музыкальную деятельности продуктов собственной деятельности)
- Поощрение и поддержка даже незначительных успехов детей, спокойное реагирование на неудачи, при необходимости помощь в поиске способов реализации собственных поставленных целей. Чтобы у ребёнка не пропадало желание высказывать свои идеи, проявлять творчество, мы - воспитатели не жалели добрых слов, не скупились на похвалу. Важным стимулом для детей являлась похвала от сверстников.
- Презентация продуктов детского творчества сообществу: детям, родителям, педагогам. Выставки групповые и индивидуальные способствовали мотивации на проявление инициативы и творческой активности в дальнейшем. Дети испытывали чувство гордости, удовлетворённости. Одной из новых форм работы стала презентация детских работ с помощью ИКТ. Информационно – коммуникативные технологии позволили организовать презентацию работ более ярко, насыщенно, сопровождать её музыкальными композициями, обеспечили быструю смену образов.
- Организация эффективного взаимодействие участников образовательных отношений (воспитанников, педагогов, родителей) между собой и социальным окружением. Реализация поставленных задач проводилась в сотрудничестве с родителями, педагогами, воспитанниками других групп и взаимодействии с социокультурными учреждениями города. Для родителей организовывались консультации, мастер – классы, творческие тематические встречи. Родители являлись активными участниками проектов, незаменимыми помощниками в сборе материалов для коллекции, организаторами выставок, пополняли информационную базу. В решении поставленных задач помогает нам взаимодействие с социумом: посещение музеев (художественных и краеведческих, детской школы искусств, организация экскурсий к памятникам и достопримечательностям города.
Результатом работы стало создание образовательной среды, способствующей поддержке детской инициативы и развитию творческой активности. При таком подходе к организации деятельности дети не боятся высказывать своё мнение, пожелания, научились планировать свою деятельность, оценивать возможности, пытаются прогнозировать результат. Ребята научились самостоятельно находить темы для творчества, осуществлять самостоятельный выбор средств и способов передачи образов, презентовать продукты деятельности, что является важным показателем готовности к школьному обучению.