Евгения Мелещенко
Опыт работы на тему «Русский быт» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Аккумулируя в себе исторический опыт многих поколений, народное искусство имеет колоссальное значение для развития личности. Мы проявляем большую заинтересованность в сохранении и передаче детям культурного наследия предков, считая задачу знакомства ребенка с народной культурой очень важной. Поэтому мы решили познакомить детей с русской культурой с раннего детства и расширять его с каждым годом.
Публикация «Опыт работы на тему „Русский быт“ в средней группе» размещена в разделах
Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни. Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
При чтении русских народных сказок у детей возникают вопросы: Что такое русская печка? Что такое изба? Кто же жил в таком доме? Зачем нужна в доме печка? Какую люди носили одежду? Какие песни пели, сказки слушали? Поэтому я посчитала, необходимым донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта.
Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.
Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
В средней группе мы реализовали проект «Русский быт».
В ходе реализации проекта воспитанники изготавливали поделки, рисовали, инсценировали русские народные сказки и смотрели профессиональные постановки, проводили элементарные опыты с природными материалами (глина, соленое тесто, составляли рассказы по предметам быта, одежды, народных изделий. Ребята погружались в прошлое русского народа : слушали русские народные сказки, потешки, поговорки, песни; играли в русские народные игры, знакомились с народными обычаями и праздниками. Родители воспитанников приняли активное участие в пополнении экспозиций мини-музея и в изготовлении творческих рисунков и поделок дома. В ходе проекта дети получили возможность практического применения предметов домашнего обихода. Проявили интерес к предметам быта, традиционной утвари, произведениям народного творчества и бережно к ним относится. У детей расширился и обогатился словарный запас. Проект стимулировал развитие творческих способностей воспитанников. Итоговое творческое достижение дошкольников – участие в фестивале «Нарисуем мир разноцветными мелками». Детям представилась возможность примерить на себе русские народные костюмы, увидели, как принимают гостей с хлебом, с солью, переняли и использовали в дальнейшем русские народные традиции.
Приобщая детей к истокам русской народной культуры, развивается личность каждого ребенка, которая, станет носителем черт русского характера, русской ментальности.