Елена Ивановна Давыдова
Опыт работы по воспитанию трудолюбия средствами сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Елена Давыдова
Опыт работы по воспитанию трудолюбия средствами сюжетно-ролевых игр.
Опыт работы по воспитанию трудолюбия в процессе игровой деятельности, описанной ниже, проводился на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Завьяловский детский сад «Родничок». Участие в опыте принимали дети старшего дошкольного возраста (мальчики и девочки) в количестве 6 человек.
Публикация «Опыт работы по воспитанию трудолюбия средствами сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Сюжетно-ролевые игры
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Для воспитания трудолюбия мы старались сформировать у детей конкретное интегративное качество личности «трудолюбие» путем использования сюжетно-ролевых игр на бытовые темы, в которых проявляются трудовые умения навыки детей, стремление к преодолению трудностей при выполнении трудовых операций, осознанное желание трудиться.
Для сюжетно-ролевых игр в группе имеются оборудованные уголки – кухня с игрушечной посудой и столиками, детская комнатка с мебелью и кроваткой, гараж с машинами, гардероб с различной одеждой, магазин с имитацией продуктов, парикмахерский уголок, больница с необходимыми атрибутами. Также в групповой комнате имеется уголок природы с комнатными растениями и инструментами для ухода за ними. На участке разбиты цветочные клумбы, есть доступ к воде для полива растений и песочница.
Бытовые игры протекали с куклами и без них, с предметами-заместителями и настоящими орудиями труда. Так, любимой игрой девочек является сюжетно-ролевая игра «дочки-матери». Играя в эту игру, девочки принимали на себя роль матери, выполняли достаточно сложные трудовые операции, связанные с уходом за ребенком. Они «готовили» обед, кормили кукол, купали их, стирали кукольное белье, а затем сушили и гладили его.
Если вместо куклы дочкой или сыночком становился другой ребенок или воспитатель, девочка-«мать» старалась его накормить, вытереть рот, помыть за ним посуду.
Играя в семью, дети принимали на себя роли обоих родителей. Мальчик был папой, а девочка мамой. В процессе игры «мама» просила «папу» вынести мусор, починить машину, помочь убраться в квартире. При этом однажды мы наблюдали такую сцену: девочка-мама просит, мальчика-папу накрутить ей фарш пока она будет шить наряд дочке. Мальчик-папа взял игрушечную мясорубку и пошел работать, а девочка-мама села за игрушечную швейную машинку и принялась «шить». Когда наряд был готов, девочка-мама надела его на дочку, а после позвала с собой помочь ей варить суп, при этом она разрешила папе посмотреть телевизор, а потом вместе с дочкой принялась накрывать на стол игрушечные чашки. Наблюдение за такой полноценной сюжетно-ролевой игрой убедило нас в том, что дети копируют своих родителей.
В другой день мы играли с детьми в игру «День рождения куклы». По условиям игры члены семьи – мама, папа, бабушка – обычно готовят праздничный стол. Для этого детям разрешается взять самый красивый сервиз, а воспитатель помогает по-праздничному накрыть стол для гостей. В процессе игры одни дети «понарошку» готовят разнообразные угощения (их пластилина, а другие – собираются на праздник.
В ходе игры воспитатель организует всех детей, помогает посчитать гостей, продумать, где их разместить и как их развлечь. Детям, не являющимися членами семьи именинницы, воспитатель помогает приготовить подарки.
Кукле-имениннице повязывают красивый бант, надевают новое платье, и она наблюдает, как идут приготовления к празднику.
В ходе игры воспитатель предложила поехать на день рождения на автобусе. Мальчики построили большой автобус из стульчиков и строительного материала, в котором уместились все гости. Приехав к имениннице, дети поздравили ее, подарили ей подарки. Девочка-мама предложила гостям выпить чаю. Гости согласились, а потом по желанию именинницы исполнили её любимые стихи, песни, водили хоровод. Мама от имени дочери поблагодарила гостей за поздравление и подарки, пригласила всех прийти на день рождение бабушки. Этот сюжет стал одним из любимых. Дети, играя в «семью», отмечали дни рождения своих дочек и сыночков, мамы и бабушки, папы и дедушки.
Для обогащения впечатлений детей с целью воспроизведения их в сюжетно-ролевой игре, мы читали с детьми книги о труде и профессиях, такие как «Трудовые сказки» Т. Шорыгиной, «Кем быть» В. В. Маяковского, которые рассказывают о труде, трудолюбии, разнообразных ремеслах, а также о лени и нерадивости. Такие сказки и стихи помогают пробудить у детей интерес к профессиональной деятельности человека.
Играя в сюжетно-ролевые игры, мы предлагали детям такие темы как «Парикмахерская», «Швейная мастерская», «Кафе», «Городской транспорт», «Больница» и другие. Так, играя в «Городской транспорт», мальчики были водителями автобусов и машин, инспекторами ГАИ, а девочки – кондукторами и пассажирами с детьми. Эта игра позволила вовлечь всех детей одновременно, при этом дети сами выбрали себе роли, а воспитатель лишь осторожно направлял ход игры.
Кроме бытовых игр, мы учили детей ухаживать за растениями в уголке природы и наблюдали за развитием их умений. В этом нам помогали творческие ролевые игры с садовников и в Фею природы, во время которых дети имели возможность продемонстрировать свои умения в поливе растений, рыхлении, сборе сухих листиков. Так, играя в «Фею природы» на прогулке, девочки «превратились» в тучки и активно поливали цветочные клумбы из леечек, а мальчики стали дождевыми червячками, которые с увлечением рыхлили землю маленькими грабельками. Воспитатель при этом, в роли Феи природы, показывала, как правильно поливать цветы и рыхлить землю, убирать сорняки.
Еще одной игрой, в которую мы играли с детьми во время формирования трудолюбия, была игра в повара и поварят. По условиям игры повар готовит обед, а поварята ему помогают и затем накрывают на стол. Подобной игрой мы завуалировали и разнообразили ежедневное дежурство по столовой.
Таким образом, играя с детьми в сюжетно-ролевые игры на трудовые и бытовые темы, мы обогащали их представления о ценности труда и его значимости, формировали желание трудиться и получать удовлетворение от результатов своего труда, учили преодолевать трудности при выполнении трудовых операций и совершенствовать трудовые умения и навыки.
Результативность данного опыта работы по воспитанию трудолюбия мы исследовали путем проведения диагностических процедур, которые будут опубликованы позже…