Козлова Алена Николаевна
Опыт работы «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста
«Самое лучшее открытие – то,
которое ребенок делает сам».
(Р. У. Эмерсон)
Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встаё т задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании». Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.
Публикация «Опыт работы „Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
…дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Так писал А. Эйнштейн. Но иногда эксперименты детей бывают очень безжалостными. Учитывая это очень важно направить исследовательскую активность детей в правильное русло, обеспечивая тем самым эффективное формирование у них экологической культуры. Экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. Основываясь на практику, утверждаю, что дети очень любят эксперименты.
Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.
Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Проанализировав работу по познавательной активности детей, я заметила, что дети часто бывают пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Таким образом, проблема разработки системы мероприятий по организации экспериментирования для меня стала актуальной.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Знания, полученные в непринуждённой игровой форме, имеют свойство закрепляться в памяти на всю жизнь. Ведь для их получения используются методы сравнения, анализа, наглядности. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую деятельность. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.
Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности. Особое интеллектуально активное эмоциональное отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента своё личное переживание и представление о предметах и явлениях мира. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать свою собственную точку зрения, доказывать её правоту.
Приступая к планированию работы по организации исследовательской деятельности с дошкольниками в своей группе я его разделила на три этапа:
• констатирующий;
• формирующий;
• заключительный.
На констатирующем этапе были проведены диагностики по отношению детей к экспериментальной деятельности по методикам :
1. Методике «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова)
Цель: выявить уровень интереса к экспериментально - опытнической деятельности у детей старшего возраста в дошкольной образовательной организации.
Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно дается три выбора.
Дети занимаются разными видами деятельности :
1. Игровая;
2. Чтение книг;
3. Изобразительная;
4. Детское экспериментирование;
5. Труд в уголке природы;
6. Конструирование из разных материалов.
Вывод: по итогам анализа результатов можно определить что:
• на первом месте у детей преобладает игровая деятельность (43 балла,
• на втором месте конструирование из различных материалов (22 баллов,
• на третьем месте изобразительная деятельность (20баллов,
• на четвертом чтение книг (16 баллов,
• на пятом месте труд в уголке природы (12 баллов,
• на шестом месте детское экспериментирование (10 баллов).
2. Дидактическая проективная методика «Сахар» (Л. Н. Прохорова)
Цель: выявить умение детей анализировать объект или явление, выделить существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты (предоставления о свойствах веществ растворяться в воде и изменять ее вкусовые качества, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.
Детям предлагается следующая ситуация: «Один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила туда два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар из чашки и съесть его. Однако в чашке сахара не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел мой сахар?»
Вопросы:
-Кто взял сахар?
-Куда делся сахар?
Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «А как это проверить (был ли сахар?».
Результаты проведения проективной методики «Сахар» на констатирующем этапе
Уровень развития Результат
Высокий 6 чел. (20%)
Средний 14 чел. (52%)
Низкий 7 чел. (28%)
Вывод: умение детей анализировать показали средний, низкий уровень.
Результаты констатирующего этапа подвели нас, к необходимости в организации работы по повышению у детей интереса к экспериментальной деятельности и повышения их уровня мыслительного процесса.
Для реализации выявленных проблем констатирующего этапа на формирующем этапе мною была поставлена цель: формирование и развитие познавательных способностей и творческого потенциала детей через опытно – экспериментальную деятельность.
Исходя из цели, поставили задачи:
• Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведение опытов и экспериментов.
• Развивать у детей познавательные способности, мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
• Стимулировать активность детей для решения проблемных ситуаций.
• Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
• Способствовать воспитанию самостоятельности, развитие коммуникативных навыков.
Моя модель развития экспериментирования включала в себя несколько этапов:
I. Подготовительный этап.
II. Основной этап.
III. Обобщающий этап.
На подготовительном этапе внедрения детского экспериментирования мною были созданы в группе все оптимальные условия для исследовательской деятельности дошкольников, что позволило бы ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность:
• Поддержание повышенного интереса детей к образовательной деятельности, содержащей опыты, эксперименты, исследования, наблюдения.
• Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию с предметами окружающей среды.
• Создание в группе комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
• Преобразование предметно – развивающей среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей.
Была усовершенствована воспитательно - образовательная работа с детьми (пополнение методической и познавательной литературы, картотеки опытов, медиатеки дисками с интересными явлениями живой и неживой природы, подбор диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования). Предварительно проведено тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами (о чем они хотят узнать, что хотят исследовать).
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности мы в группе оборудовали детскую мини – лабораторию «Фиксики», состоящую из нескольких зон:
• мини - лаборатории, где представлены различные материалы и приборы для исследования;
• методического центра с перспективными планами запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотеки опытов и экспериментов по блокам, всевозможных алгоритмов познавательной деятельности;
• центра «Хочу всё знать» со всякой познавательной и энциклопедической литературой, коллекциями, макетами;
• игротеки.
Мини – лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.
Постоянным руководителем нашей мини-лаборатории является сказочные персонажи – Фиксики
Фиксики – друзья детей.
Они – руководители лаборатории.
Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путё м познают тайны живой и неживой природы:
• Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);
• Природный материал (камешки, песок, семена и т. п.);
• Утилизированный материал (проволока, фантики, нитки);
• Прочие материалы: это приборы – помощники (микроскоп, диапроектор, лупы, компас, и др., пилки, зеркала;
• Медицинский материал (шприцы без иголок, термометры, груши, пипетки);
• Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмасс, деревянные предметы, железные предметы);
• Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т. д.).
Есть в уголке экспериментирования материалы, которые распределены по блокам:
«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, т. е. материалы для изучения свойств воды);
«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т. д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);
«Свет и цвет. Звук» (спичечные телефоны, зеркала и многое другое для изучения свойств света, цвета и звука);
«Магнетизм» (разные магниты, самолётов, скрепки, бумажные машинки на магните, т. е. материалы для изучения свойств магнита.
В мини - лаборатории находятся всевозможные коллекции:
Коллекция семян
Гербарий.
• Коллекция шерсти;
• Коллекция тканей;
• Коллекция ракушек;
• Коллекция камней.
Для знакомства детей с почвой имеются образцы глины, песка, чернозёма, камней.
Зона – центр «Хочу всё знать».
Стать настоящим учёным непросто.
Надо много, много знать.
Познавательной литературой интересоваться
Посещать центр «Хочу всё знать».
Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов.
Зона – «Игротека».
В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Имеются игры по валеологии. Создана картотека игр. В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.
На подготовительном же этапе внедрения экспериментирования очень важно разработать перспективное планирование исследовательской деятельности. Существует большое количество методических разработок и рекомендаций современных исследователей, на которых можно опираться при планировании работы по организации исследовательской деятельности :
-Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. ;
-Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой;
Экспериментирование;
-Н. В. Исакова. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментирование.
-Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование.
При планировании я основывалась на принципы, на которые опирается вся работа по организации исследовательской деятельности :
•Демократичности (планирование совместно с родителями, педагогами);
•Участия (вовлечение всех участников образовательного процесса во все стадии планирования, реализации и оценки);
•Динамичности (развитие от простого к сложному);
•Непрерывности (начало – результат в большом и малом, чувство связи: ребёнок - родители – детский сад);
•Целостности (укрепление физического, умственного, социального и духовного здоровья);
•Реалистичности (жизнеспособность);
•Интеграции (сотрудничество с другими организациями из различных областей);
• Измерение успеха (оценка деятельности).
При планировании работы со старшими дошкольниками нужно учесть, что работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Планирование работы в нашей группе основано на трёх взаимосвязанных направлениях, каждая из которых включает в себя подразделы:
1. живая природа.
Здесь мы запланировали опыты и эксперименты, расширяющие знания детей о строении растений, значении растений, функционировании растений, условиях жизни растений, особенностях поверхности овощей и фруктов, их форме, цвете, вкусе, запахе. Это и рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений.
Чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений мы дополнили уголок природы комнатными растениями, начали вместе с детьми создавать коллекции растений (по родовым понятиям, по лекарственным свойствам). Мы оформили паспорта растений. Опыт показывает, что такие паспорта очень удобны для работы, так как воспитателям не приходится постоянно искать информацию в разных литературных источниках, и дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями. Живая природа это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, как распускаются цветы.
2. неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, магнетизм, превращение веществ).
По этому направлению мы запланировали цикл опытов и экспериментов «Волшебница-вода», «Невидимка - воздух», целью которых было расширение и углубление представлений об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твёрдое, газообразное, знакомство с основными свойствами воды, воздуха, формирование представлений о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое, знакомство со значимостью и ценностью воды и воздуха в жизни человека. Для знакомства с почвой мы запланировали цикл опытов «А что у нас под ногами?» (из каких слоёв состоит почва, знакомство со свойствами каждого слоя (песка, глины, камней, знакомство со значимостью почвы для жизни живых организмов.) Это целый цикл опытов про магнетизм «Удивительный магнит», (его скрытые свойства, использование свойств магнита человеком, знакомство с компасом, цикл опытов «Свет и цвет», «Звук».
3. материал и их свойства
Это цикл опытов, направленных на формирование представлений о материалах (ткани, бумаге, стекле, фарфоре, пластике, металлах, керамике, поролоне).
В содержание детской экспериментальной деятельности я включила :
- экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
- познавательную образовательную деятельность с элементами экспериментирования;
- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
- долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности у нас построено исходя из трех блоков педагогического процесса.
Это:
-специально-организованное обучение («Час самостоятельности», проводимый один раз в неделю);
-совместная деятельность взрослого с детьми (наблюдения за объектами или явлениями природы на прогулке, организация досуга с проведением интересных опытов);
-свободная самостоятельная деятельность детей (лабораторные работы, проводимые детьми в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями)
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно - экспериментальной деятельности.
Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. Эксперименты я подбираю самые разнообразные, но самое главное они интересные и привлекательные для моих детей, а также они соответствуют их возрасту.
Это запланированные эксперименты, которые требуют от меня определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования, случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке, сравнительные эксперименты, позволяющие мне научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений и обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.
С детьми я планирую экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы, использую мультимедийные ресурсы (презентации, игры на интерактивной доске: «Что притягивает магнит», «Отгадай загадку», «Звуки воды», «Последовательность роста растения».
В блоке организованного обучения планируется образовательная деятельность обобщающего характера, целью которой является обобщение знаний, полученных детьми в ходе проведения опытно-экспериментальной работы с взрослым и индивидуально в свободной деятельности. Образовательная деятельность по экспериментированию строится на совместном творчестве педагога и детей. Оно стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.
Планирование работы в блоке свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и др., любят играть: с ветром, со звуками, с цветными стеклами, с красками. На прогулке наши юные исследователи решают очень важные проблемы: что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку? Как освободить бусинки из ледяного плена? и т. п. Дети проводят опыты в «Лаборатории» и в «Уголке природы», используя пособия и материал для проведения исследования.
В нашей группе проходят занятия «Маленькие исследователи», результативность которых по развитию исследовательской деятельности показала диагностика уровня знаний, умений и навыков, а также уровень развития познавательных способностей.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Поэтому в планирование работы по организации исследовательской деятельности старших дошкольников необходимо включать работу с родителями, целью которой является приобщение родителей к популяризации детского экспериментирования (поощрение экспериментирования, формирование в детях мотива, связанного с внутренними желаниями узнавать новое, помощь ребёнку в экспериментировании своим участием). Мы, например, планировали для родителей консультации по познавательно-исследовательской деятельности детей, практические занятия, распространение буклетов, памяток, рекомендаций по проведению простейших опытов с детьми, привлечение к созданию энциклопедий, фотоальбомов.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций, экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.
От того, насколько увлечён нововведением сам педагог, как грамотно и тактично сможет руководить исследовательской деятельностью дошкольников, будет зависеть успех внедрения экспериментирования в практику детского сада.
Для популяризации детского экспериментирования в ДОУ постоянно обобщаю опыт своей работы по внедрению детского экспериментирования как средства развития познавательной активности на педагогических советах и в сетевых сообществах интернета. В целях обобщения опыта работы по детскому экспериментированию я провела для воспитателей открытые занятия: «Какая бывает вода?», «Этот удивительный воздух».
В нашей группе проведение экспериментов стало нормой жизни, мы их рассматриваем не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
На заключительном этапе работы было проведено повторное исследование такими же методами, что и на констатирующем этапе. Цель: определение эффективности формирующего этапа работы на основании анализа результатов повторного обследования.
Результаты сравнительного исследования по методике «Выбор деятельности» на констатирующем и заключительном этапе
В таблице видно, что в структуре детских предпочтений выбор детей преобладает детское экспериментирования 43балла, что на 30 баллов больше, чем на констатирующем этапе.
Дидактическая проективная методика «Сахар» проводилось с целью выявить умение детей анализировать объект или явление, выделить существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы после формирующего этапа.
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты таблица.
Результаты сравнительного исследования проективной методики «Сахар» на констатирующем и заключительном этапе
Уровень Констатирующий этап Заключительный этап
Высокий 20% 66%
Средний 52% 34%
Низкий 28% 0%
В таблице 9 видно, что составил:
Высокий уровень – 14 человек результат составил (66%, что на 46% больше чем на констатирующем этапе;
Средний уровень – 7 человек результат составил (34%, что на 18% меньше чем на констатирующем этапе;
Низкий уровень – 0 ребенок, результат составил (0%, что на 28% меньше чем на констатирующем этапе.
Подводя итоги работы, я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения знаний, умений и навыков.