Елена Лапшаева
Опыт работы на тему «Формирование экологической культуры дошкольников через инновационные технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Все мы являемся частью Природы. Непременно каждый из нас должен познать ее, любить, оберегать и разумно использовать в хозяйственной деятельности. Люди веками были потребителями по отношению к природе: жили и пользовались её дарами, не задумываясь о последствиях. В наше время наблюдается увеличение заболеваний, рождаются дети, имеющие врождённые аномалии, на земле исчезают некоторые виды животных и растений, так природа реагирует на вторжение человека на её территорию.
Публикация «Опыт работы на тему „Формирование экологической культуры дошкольников через инновационные технологии“» размещена в разделах
Самой актуальной проблемой современного общества является экологическое образование жителей планеты Земля. Каждый человек должен осознать, что несет ответственность за судьбу нашей планеты.
В данной ситуации единственным выходом является получение экологической культуры, экологического мышления и сознания. Взрослым людям уже трудно изменить мировоззрение. Нужно начинать формировать экологическое мировоззрение с самого раннего детства, чтобы человек осознал себя частью природы.
Перед нами стоит задача - формирование у дошкольников экологической образованности и культуры поведения к природе.
Первым звеном в воспитании экологической культуры является дошкольное образование. Основы мировоззрения человека,его отношение к окружающему закладываются именно в этом возрасте. У детей наблюдается высокая заинтересованность, познавательная активность, любознательность при ознакомлении с природными объектами. И этим нужно пользоваться для развития экологического мышления, экологической культуры. Во время общения с природой дети понимают необходимость сохранения ее как среды жизни. Они знакомятся с правилами поведения в природе, учатся любить и оберегать ее. Новое поколение должно стать экологически грамотным.
Ведущая педагогическая идея: использование инновационных педагогических технологий в формировании экологической культуры детей.
Наличие теоретической базы:
Теоретической основой моего опыта стали работы таких авторов, как С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, Сыпченко Е. А.
Большую помощь в работе оказали следующие методические пособия: Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ, Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.
Новизна опыта : инновационные педагогические технологии позволяют сформировать у детей дошкольного возраста основы экологической культуры, научить их бережно относится к природе, любить свою родину.
Цель моего опыта : формирование у детей основ экологического мировоззрения и культуры, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки безопасного поведения в природе.
Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:
-формировать умения получать сведенья о новом объекте в процессе его практического исследования, выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности;
-расширять представления детей о живой и неживой природе, растительном и животном мире.
-развивать умение наблюдать за объектами и явлениями природы, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки;
-воспитывать любовь к родному краю, умение правильно вести себя в природе, чувство ответственности, умение видеть последствия своих поступков.
Педагогические технологии : игровые, исследовательской деятельности, проектирования, информационно-коммуникативные, кейс – технология, экологические акции, дискуссии.
Условия работы :
Для реализации целей и задач составила план работы по экологическому образованию, подобрала методическую литературу о природе, разработала картотеку игр, опытов. Дополнила природный уголок комнатными растениями, обновила календарь природы, дневники наблюдений; создала лабораторию юного
исследователя, в которой имеется разнообразный природный материал и необходимое оборудование для проведения опытов.
В своей педагогической практике использую разнообразные формы работы : непосредственно- образовательную деятельность (НОД, игровые обучающие ситуации, развлечения, театрализованные постановки, эксперименты, экскурсии.
Методы и приемы:
В своей работе использую
- наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций,
-практические (игры, элементарные опыты и моделирование)
- словесные (рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе.
Технология опыта.
Я использую разнообразные инновационные технологии по экологическому образования дошкольников. Часто их интегрирую.
Проектную деятельность я считаю одним из самых эффективных способов реализации задач экологического образования. Стараюсь так подбирать тематику проектов, чтобы заинтересовать каждого ребенка.
В младшей группе были реализованы проекты «Удивительные насекомые» и «Поможем птицам». Цель проекта «Удивительные насекомые» :формирование начальных представлений о насекомых, их пользе в природе. Цель проекта «Поможем птицам» -знакомство детей с жизнью птиц зимой, воспитывать желание помочь им. В рамках реализации проектов с детьми проводила организованную образовательную деятельность, разучивала стихи о насекомых и птицах, рассматривали журналы, иллюстрации, фотографии.
В средней группе был реализован проект «Домашние животные». Цель проекта - формирование представлений у детей о домашних питомцах, условиях их содержания и ухода за ними, воспитание гуманного и бережного отношения к животным. На подготовительном этапе проекта были сформулированы проблемные вопросы, подобрана необходимая литература. На практическом этапе работу над проектом осуществляла с учётом принципа интеграции образовательных областей, организовывала все виды детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной. В заключении проекта была организованна выставка рисунков «Мой любимый домашний питомец».
Интересно был организован проект «Морские обитатели», цель проекта - систематизирование и обобщение знаний детей о морских животных. В ходе реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии обитателей водоемов.
В старшей группе реализовала краткосрочный проект «Деревья нашего города». Цель проекта - расширить знания детей о деревьях родного края. В практической части проекта с детьми рассматривали деревья, которые растут на участке детского сада,в городском парке, рассматривали иллюстрации с изображением деревьев, читали художественную литературу, отгадывали загадки.
Использую опытно – исследовательскую технологию. Она способствует развитию наблюдательности, мыслительной деятельности и формированию у детей познавательного интереса к природе. Опыты, эксперименты, занятия- исследования очень нравятся детям. Данный вид деятельности вызывает восторг. Я провожу их в образовательной деятельности, в свободной самостоятельной и совместной деятельности.
Детям нравиться проводить опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом. Для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям провести опыты с воздушными шарами и полиэтиленовыми пакетами. Дети дуют шары, а затем выпускают из него воздух. Ловят воздух с помощью пакетов, а затем определяют какого он цвета? Набрав воздух в пакеты, дети рассуждают, что его можно поймать, значит, он находится вокруг нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей со свойствами воздуха.
Из опыта "Необыкновенная вода" дети узнают о свойствах воды.
В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. При обсуждении результатов опытов подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям. В средней группе проводили опыты : «Сравнение свойств льда и снега», «Влияние света на рост растений», «Проращивание семян», «Сравнение свойств мокрого и сухого песка». Опытно-экспериментальные технологии помогают развитию мыслительных процессов, ознакомления детей с окружающим миром, развития наблюдательности и стремления к познанию мира.
Игровую технологию использую как в проектной, так и в свободной деятельности детей. Игры экологического содержания организую с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Дидактические игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в организованную образовательную деятельность, целевые прогулки, экспериментальную деятельность. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образа жизни, в некоторых играх отражаются явления неживой природы. Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.
В своей работе по экологическому образованию использую кейс – технологию.
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Информационно-компьютерные технологии использую с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. Знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал на электронных носителях: звуковые материалы (записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.); мультимедийные презентации (обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире). Мультимедийные экологические игры включаю как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность.
Природоохранные акции
Провожу природоохранные акции в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.
Провела такие акции: «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц,«Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц, «Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального, «Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников, «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды»,«Любимый – чистый город!» (это городская акция «Чистый город» проходит традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем,«Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками).
Результатом работы являются показатели диагностики по разделу «Ознакомление с природой», имеющие положительную динамику.
В процессе работы у детей сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; дети учатся практическим действиям по охране природы; развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
Дети имеют представления о растительном и животном мире, умеют наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки. У детей развито чувство ответственности, любовь к родному краю, умение правильно вести себя в природе, умение видеть последствия своих поступков.
Заключение:
Таким образом, целенаправленная, систематическая работа по экологическому образованию дошкольников, с применением инновационных технологий, способствует развитию начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы; развивает экологическое мышление, творческие способности, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. Дети с удовольствием общаются с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности.