Лихачёва Лариса Геннадьевна
Здоровьесберегающие технологии в работе с сотрудниками дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – это бесценный дар природы,
оно дается увы не навечно, его нужно беречь.
И во многом оно зависит от самого человека,
от его образа жизни, условий труда,
питания и привычек»
И. П. Павлов
I. Общие понятия.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья педагогических работников, поэтому тема сохранения и укрепления здоровья сотрудников на рабочих местах, является актуальной.
Здоровье – одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека.
Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
По мнению В. П. Казначеева «Здоровье индивида – это сохранение и развитие психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Здоровье – это способность:
• приспосабливаться к среде и к своим собственным возможностям;
• противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации;
• сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания;
• расширять свои возможности, условия, объем и разноообразие доступной экологической, интеллектуальной и морально-этической среды;
• увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности;
• улучшать возможности, свойства и способности своего организма, качество жизни и среды обитания;
• производить, поддерживать и сохранять себе подобных, а также культурные и материальные ценности;
• созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку, человечеству, добру и злу.
Каждый человек входит в три категории здоровья:
• индивидуальное;
• групповое;
• общественное.
Индивидуальное – представляет собой состояние полного социального, биологического и психического благополучия, когда функции всех органов и систем организма уравновешены с окружающей средой, отсутствуют какие-либо заболевания, болезненные состояния и физические дефекты. Понимается как состояние организма, при котором он способен полноценно выполнять свои социальные и биологические функции.
Компонентами индивидуального здоровья являются:
1. Интеллектуальное здоровье: проявляемое человеком здравомыслие, разумное отношение к жизни, стремление к познанию окружающего мира, самопознанию, самоанализу, самообразованию, развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения.
2. Социальное здоровье: присвоение личностью и использование в своей жизнедеятельности системы ценностей, ценностных установок и мотивов поведения в социальной среде, умение устанавливать адекватные и благоприятные межличностные отношения в социуме, проявление социальной активности и деятельностного отношения к миру.
3. Духовно-нравственное здоровье: умение человека строить свой гармоничный внутренний мир, основанный на стремлении к гуманистическим ценностям и идеалам, а также на соблюдении культурных норм и норм морали; умение соотносить уровень реализации потребностей и личностных притязаний с духовно-нравственными ценностями общества.
4. Психологическое здоровье: умение человека управлять состоянием своей психической сферы для достижения общего душевного комфорта.
Групповое здоровье в педагогике здоровья выступает в качестве профессионального здоровья работников учреждения как системы основных психофизических и психосоциальных функций, личностных качеств, ценностных установок и профессионально-деятельностных проявлений, сформированность которых является условием и предпосылкой сбалансированного функционирования, сохранения, укрепления и развития здоровья.
Общественное здоровье: совокупное здоровье людей, проживающих на единой территории (населенного пункта, региона) или государства, в целом характеризует жизнеспособность общества как социального организма.
Под физическим здоровьем понимается совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
Психическое здоровье связано с личность и зависит от развития эмоционально –волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям.
II.Особенности профессиональной деятельности сотрудников дошкольного учреждения
Трудовая деятельность человека – это особая форма его взаимодействия с окружающим миром. В процессе любого труда человек затрачивает свою мускульную и психическую энергию, происходит активизация, напряжение большинства физиологических функций. Труд для человеческого организма лишь тогда является естественным процессом, когда весь организм и отдельные его органы и системы, принимающие участие в обеспечении трудового процесса, функционируют в пределах физиологических возможностей.
Труд педагога относится к интеллектуальным формам труда. С психофизиологических позиций это крайне ответственная, общественно значимая деятельность, в которой велик элемент творчества. Однако не все условия, в которых осуществляется педагогическая деятельность, можно признать благоприятными.
Профессиональная деятельность педагога в современных условиях не способствует сохранению и укреплению его здоровья, о чем свидетельствуют такие данные, как 60% педагогов постоянно испытывают психологический дискомфорт во время работы; 85% - находятся в постоянном стрессовом состоянии, для 85% женщин-педагогов их деятельность является фактором, отрицательно влияющим на семейные отношения, вследствие чего 1/3 педагог имеет заболевания нервной системы. Даже среди молодых педагогов большой процент больных с хроническими заболеваниями, причем ведущей является сердечно-сосудистая патология. Профессия педагога стоит на первом месте по напряженности работы и наличию на рабочем месте вредных факторов.
Вредными факторами педагогической деятельности являются
1. Физические: необходимость подолгу находится на ногах, что ведет к повышению напряжений на опорно-двигательный аппарат.
2. Эмоциональная напряженность характеризуется огромной нагрузкой на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего дня протекает в напряженной обстановке: постоянная концентрация внимания, эмоционально насыщенная деятельность, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода оказывают отрицательное влияние на физическое самочувствие, вызывают раздражительность, нервозность, разного рода недомогания, усталость. Нарушения в нервно-психическом здоровье в следствие этого имеют более 35% педагогв после 10 - ти лет работы, 40% - после 15 – ти лет стажа работы и более 50% педагогов после 20 – ти лет работы.
3. Высокая степень напряженности сенсорной нагрузки на органы зрения - большой объем интенсивной зрительной работы с планами, учебными пособиями, читаемыми на бумажных и электронных носителях.
4. Большая нагрузка на речевой аппарат гортани. У половины профессиональных педагогов возникает охриплость, слабость голоса.
5. Шум является вредным фактором рабочей среды педагога.
6. Высокая плотность эпидемических контактов связана с большим количеством контактов с заболевшими и / или не вполне выздоровевшими воспитанниками, что приводит к частым заболеваниям, связанным с вирусной инфекцией.
7. Отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки, зоны отдыха.
Каждый из перечисленных факторов риска педагогического труда может стать причиной профессионального или профессионально обусловленного заболевания.
Проблема оздоровления сотрудников - это целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива.
Поэтому, перед нами встала необходимость активизации работы по данному направлению, разработка системы деятельности организации по здоровьесбережению сотрудников, эффективных подходов к комплексному решению вопросов оздоровления.
III.Здоровый образ жизни и здоровьесберегающие технологии.
Здоровый образ жизни человека (ЗОЖ) – это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретный условиям жизни и направленный на формирование, сохранение, укрепление здоровья и на выполнение человеком его социально-биологических функций.
Здоровьесберегающее поведение – это поведение, при котором наиболее важной ценностью является здоровье и жизнь человека при любых изменениях внешней среды.
Психогиена – это область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья человека. Психогигиене принадлежит особое место в связи с возросшей ролью психологических факторов в деятельности человека и в развитии многих заболеваний. Если раньше человек сталкивался чаще всего с физическими нагрузками, к которым он адаптировался, то теперь на первый план выступают психологические и социальные нагрузки.
Задачами психогигиены являются:
- предупреждение перегрузок нервной системы, повышение трудоспособности;
- воспитание правильного соотношения интеллектуальных и эмоционально-волевых сторон личности;
- выбор и рекомендации полезных навыков, включая борьбу с вредными привычками;
- воспитание правильного отношения человека к психическому и физическому здоровью.
А что же такое здоровьесберегающие технологии? Это социальные меры, направленные на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний и минимизацию факторов риска, приносящих вред здоровью людей, охрана и укрепления «здоровья здоровых». В широком смысле здоровьесберегающие технологии – это все те технологии, использование которых идет на пользу здоровья, укрепляют и сохраняют его, сохраняют трудовой потенциал, увеличивают продолжительность жизни, формируют мотивацию к труду и здоровому образу жизни, повышают качество жизни, повышают реализацию человеком потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни.
Их целью является сбережение здоровья педагогических работников от неблагоприятных факторов рабочей среды, обеспечение сотруднику возможности сохранения здоровья в период работы, выявление и минимизация факторов риска, негативно сказывающихся на здоровье, приобретение знаний об основах здорового и безопасного режима работы и отдыха, здорового питания, знаний о личной гигиене, об опасности курения, приема алкоголя и наркосодержащих веществ, способствование воспитанию культуры здоровья, поддержание и формирование необходимых умений и навыков по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Смысл здоровьесберегающих технологий заключается в формировании у сотрудников потребности в здоровом образе жизни, осознание ответственности за собственное здоровье, которые реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.
Основные функции здоровьесберегающих технологий
1. Формирующая – осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства;
2. Информативно-коммуникативная – обеспечивает трансляцию опытаведения здорового образа жизни, приемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующие бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
3. Диагностическая – заключается в мониторинге здоровья сотрудников конкретного коллектива, обеспечивает инструментально выверенный анализ состояния здоровья каждого сотрудника и подбор необходимых технологий здоровьесбережения;
4. Рефлексивная – заключается в переосмыслении предшествующего личного опыта, в сохранении и приумножения здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;
5. Интегративная – объединяет достижения различных наук, различные научные концепции и системы воспитания, народные традиции здорового образа жизни, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения;
6. Защитно-профилактическая – защита отдельного индивида, больших и малых социальных групп и общества в целом от неблагоприятных воздействий, приносящих вред индивидуальному и популяционному здоровью. Это в частности, выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; поддержание чистоты и проведения прививок с целью предупреждения инфекций; профилактика травматизма.
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий в учреждении
1. Анализ исходного состояния здоровья коллектива, физической подготовленности и валеологических умений и навыков.
2. Проведение анализа текущей ситуации для выявления проблем на рабочем месте, связанных со здоровьем работников
3. Разработать и внедрить целостную модель развивающей оздоровительной, профилактической и просветительной работы с сотрудниками.
4. Создать условия для физического, психологического и социального благополучия сотрудников.
5. Осуществлять образовательную и просветительную деятельность, имеющую целью формирования мотивации здоровья и поведенческих навыков ЗОЖ среди сотрудников.
6. Внедрять медико-психологические требования к построению рабочего процесса, имеющего главной целью сохранение и развитие психического, социального и физического здоровья.
7. Формировать ответственное отношение к своему здоровью и своей работе.
8. Обеспечить санитарно-гигиенические условия работы в учреждении и оценку имеющегося коллективного договора между администрацией и трудовым коллективом.
9. Строгое соблюдение правил ТБ, осуществление необходимых мер по охране здоровья и жизни.
С учетом всего вышеперечисленного организованы и разрабатываются определенные мероприятия и проекты по улучшению состояния здоровья сотрудников.
Мероприятия, проводимые в учреждении по внедрению здоровьесберегающих технологий
1. Рациональное обустройство рабочего места.
2. Организация качественного режима труда и отдыха - его рационализация. (равномерность и ритм работы; последовательность и систематичность в работе, наличие четкого плана, исключение беспорядочного перескакивания от одного незаконченного дела к другому; применение активного отдыха
Как сказал Бенджамин Фраклин: «Ничего лишнего. Рано ложиться и рано вставать – вот что делает человека здоровым, умным и богатым»
3. Физическая активность: производственная гимнастика, снятие напряжения в кабинете психолога
Наилучшие условия для восстановления работоспособности создаются при переключении работы на другие виды деятельности, требующие активности систем, не участвовавших в формировании утомления. При умственном утомлении такой идеальной деятельностью является двигательная активность. Это могут быть физкультпаузы, выполняемые через 2,5 часа после работы и во 2 половине дня. Они снимают умственное напряжение, напряжение зрительного аппарата, эмоционально-психического напряжения. Физкультминутки, выполняются ежечастно в течение 2-3 минут. Производственная гимнастика, проводится ежедневно в физкультурном зале в течение 15 минут для всего коллектива. Это является своеобразным трекером полезных привычек, а регулярные физические упражнения способствуют выработке эндорфинов, повышающих настроение и снижающих уровень стресса.
4. Здоровый корпоративный досуг, совместный отдых, участие в спортивных мероприятиях, жизни трудового коллектива. Проведение совместных семейных мероприятий с сотрудниками, приуроченных к определенным датам, значимым для коллектива и тематическим праздникам. (Начало и окончание учебного года, день рождения дошкольного учреждения, день дошкольного работника и т. п.) Когда сотрудники видят, что учреждение заботится не только о них, но и о семье, это создает положительное об учреждении, укрепляет ее имидж и увеличивает уровень лояльности сотрудников.
5. Проведение профилактической работы по формированию ЗОЖ (беседы, консультации, встречи с различными специалистами и взаимообмен знаниями среди сотрудников)
6. Минимизация факторов риска окружающей среды и микроклимата, негативно сказывающихся на здоровье. Профилактика психо-эмоционального напряжения сотрудников.
Наличие высокого уровня психоэмоционального напряжения в педагогическом труде ставит перед педагогом задачу формирования своеобразного антистрессового иммунитета, так как полное исключение межличностных конфликтов и эмоционально стрессовых ситуаций практически невозможно. В этом плане большое значение придается воспитанию «культуры» отрицательных эмоций, которая заключается в умении человека не реагировать в конфликтных ситуациях неоправданными эмоциональными реакциями. Так же в стрессовых ситуациях может оказать помощь применение методов самопрощения, активного забывания, переключение чувств на положительные эмоции, реализация их в творчестве, занятия любимым делом. Эмоциональную реакцию нельзя отменить по приказу, но всегда можно создать конкурентное переживание с положительным знаком. Вслед за сенсорными нагрузками всегда должен следовать период расслабления, общения с природой, произведениями искусства, литературы, музыкой, физический труд. (например: выйти погулять по территории дошкольного учреждения, послушать музыку в музыкальном зале, проверить состояние грядок на огороде дошкольного учреждения или цветниках). Зная эмоциональные особенности каждого сотрудника, руководитель индивидуально подбирает способы снятия психологического и стрессового напряжения сотрудника, чтобы не привести его к эмоциональному выгоранию
IV.Эмоциональное выгорание педагогических работников
Специфика профессиональной деятельности педагога (постоянные контакты с воспитанниками и их родителями (законными представителями, коллегами; интенсивная временная и информационная нагрузка, физическое утомление) определяет потенциальную возможность эмоционального выгорания и различных профессиональных деформаций.
Психологическое или эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и умственного истощения.
Эмоциональное выгорание – это накопленная физическая и душевная усталость из-за неправильно организованной работы в течение длительного периода. Характеризуется циничным отношением к совершаемому труду и его объектам, видимым отсутствием желания профессионального роста, низкой самооценкой, возникновением у человека чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознанием им неудач в ней.
Причины эмоционального выгорания:
- чрезмерные физические и нервно-психические нагрузки
- общий упадок сил
- нежелание качественно выполнять свою работу
В качестве профилактики эмоционального выгорания используются следующие приемы:
1. Регулярно отдыхать в выходные дни, во время отпуска в окружении близких людей, заниматься физической культурой, аутотренингом, выезжать на природу, в живописные места, путешествовать по мере возможности в другие города и страны;
2. Развивать, создавать самому себе жизненные перспективы; изыскивать возможности саморазвития, творить и созидать новое; находить средства самореализации и повышения своего мастерства;
3. Быть увлеченным (хобби)- кулинарией, искусством, коллекционированием, путешествием, спортом, самообразованием и т. д;
4. Стремиться к достижению результата, уметь его видеть, получать и ценить;
5. Следовать принципам здорового образа жизни;
6. Научиться мыслить позитивно, помнить – неудачи временны и делать все, что возможно для их преодоления;
7. Планировать перспективы своего саморазвития.
Вывод
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, их применение в работе повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие. Помните, здоровье — это ДАР, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста и соблюдать правила — кирпичики, из которых строится здоровье:
Соблюдайте режим дня!
Обращайте большое внимание на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добро!