Светлана Солодухина
Опыт работы «Мир без опасности»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ ЦРР «Искорка»- детский сад №24
Воспитатель Солодухина Светлана Александровна
Тема: Мир без опасности.
Жизнь человека во все времена – в далеком прошлом, «турбулентном» настоящем и непредсказуемом будущем – тесно связана с разными опасностями, их предвидением и преодолением. Опасность – вероятность того, что может произойти или реально происходит какое –то нежелательное событие, несущее угрозу жизни и / или здоровью человека. Ни в одном виде деятельности, как и в самом течении человеческой жизни, невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно – любая деятельность, как и жизнь человека, потенциально опасна. Но это не означает необходимость изоляции от внешнего мира во избежание опасностей и угроз. Напротив, одна из важнейших жизненных стратегий каждого человека – активно осваивать окружающий мир, не бояться на этом пути трудностей и препятствий, смело принимать «вызовы», предвосхищать опасности, находить выход из сложных ситуаций и при этом «творить самого себя»- саморазвиваться. Способность предвидеть опасности и преодолевать их без риска для жизни и здоровья связана с важнейшей потребность каждого человека в безопасности. Безопасность жизнедеятельности человека понимается как обеспечение сохранности и минимизация риска от угроз для жизни и здоровья человека. Безопасность личности – состояние защищенности человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей; защита жизни, здоровья, достоинства, конституционных прав и свобод; обеспечения в полном объеме свобод свободы и политических убеждений. Таким образом, безопасность личности – это более широкое понятие, которое вбирается в себя безопасность жизнедеятельности как важную составляющую часть. Взрослые заботятся о детях, любят, оберегают их, хотят, чтобы они выросли здоровыми, но, к сожалению, возникают ситуации, когда ребенок остается один на один с опасностью. Одной из главных задач в системе дошкольного воспитания, является задача – сохранение и укрепление здоровья детей, а это невозможно, если ребенок не научится и не сможет распознать негативные и добрые намерения окружающих. Поэтому, работа по воспитанию у детей основ безопасности жизнедеятельности является особенно актуальной. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже самый близкий человек может оказаться опасным для маленького ребенка. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
Публикация «Опыт работы „Мир без опасности“» размещена в разделах
Новизна опыта
Новизна моего опыта заключается в использовании инновационных технологий в работе с дошкольниками по овладению детьми правил безопасности. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в разных ситуациях.
Цель: моей работы создание условий для формирования у детей основ безопасности собственной жизни.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач: 1. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. 3. Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. 4. Сформировать осторожное и осмотрительное отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Ожидаемый результат: 1. Расширение представлений детей об окружающей среде и правилах дорожного движения. 2. Умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их. 3. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно – транспортной среде. 4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности.
В чем заключается суть моего опыта? Это поэтапное, постепенно усложняющая, с учетом возраста, систематизированная работа.
Обучение дошкольников правилам безопасности по средствам достижения поставленных образовательных задач являются инновационные технологии работы с детьми :
Игровые, направленные на двигательную, игровую, коммуникативную, познавательно-художественную деятельность:
Проектная деятельность направленная на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную деятельность, музыкально-художественную деятельность
Творческая мастерская направлена на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную деятельность (мелкая моторика).
Проблемные ситуации направлены на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную деятельность.
ИКТ, направленные на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, коммуникативную, деятельность
Здоровьесберегающие, направленные оздоровительную, двигательную, познавательно-исследовательнскую деятельность
В качестве принципов организации воспитательно-образовательного процесса, считаю наиболее значимыми следующие:
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• принцип научной обоснованности и практической применимости;
• принцип необходимости и достаточности;
• принцип гуманизма – уважение личности ребенка, педагога, родителей, построение взаимных отношений на основе общечеловеческих цивилизованных норм и правил;
• принцип природосообразности – образование в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями восприятия;
• принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию, основывается на особенностях восприятия детьми окружающего мира;
• принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой, театрализованной и продуктивной деятельности;
• принцип педагогики сотрудничества.
Предметно-развивающая среда
Эффективности реализации поставленных задач способствовало создание предметно-развивающей среды в группе, которая включает:
- уголки безопасности в группе
- наглядно-дидактический материал: настольно-печатные игры; дидактические игры; атрибуты для кукольного театра; атрибуты для развлечений; атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Мы пожарные», «Водители и пешеходы»; плакаты и иллюстрации, отражающие дорожные ситуации, один дома; разрезные картинки, тематические альбом; подборка художественной литературы, книг-раскрасок, Н. И. Андреев «Как человек поехал по железной дороге, О. Тарутина «Для чего нам светофор?», Н. Дорохова «Зеленый, желтый, красный» и др.
Для проведения занятий, бесед по обучению детей безопасного поведения на дороге использую:
- игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику);
- модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода);
- схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой;
- разрезные картинки, кубики, мозаики;
-настольно-печатные игры, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.
Разработала методические пособия с учетом возрастных особенностей детей: игры, сценарии развлечений, экскурсий, консультации для педагогов и родителей.
Работа с родителями.
Большая роль в данной программе отводится семье. Семья – первый институт, в котором закладываются основы будущей личности, родители и педагоги должны предъявлять ребенку единые, обоснованные и понятные ему требования. Также я хотела вас ознакомить с темами бесед, папок – передвижек, консультаций, которые я проводила в своей группе:
«Не оставляйте детей без присмотра»
«Что нужно делать при пожаре»
«Предметы, требующие осторожного обращения»
«Использование и хранение опасных предметов»
«Обращение с электрическими приборами».
В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.
Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.
Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер.