Татьяна Николаевна Сергеева
Метод макетирования в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме:
Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Воспитатель высшей квалификационной категории: Сергеева Татьяна Николаевна
2019 год
Актуальность.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является начальной ступенькой системы экологического образования и имеет особое значение. Ведь именно дошкольный возраст, по мнению многих ученых, является самым перспективным для закладывания и усвоения основ экологической культуры, связано это с высокой эмоциональностью детей. Опираясь на свой исследовательский рефлекс, присущий с рождения, дети дошкольного возраста зачастую обращают внимание на предметы, происходящие явления, на которые взрослые не обращают внимание и просто проходят мимо.
Публикация «Метод макетирования в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Большой интерес у детей дошкольного возраста вызывают представители животного и растительного мира, которых они воспринимают как равных себе, сочувствуют и сопереживают им. Желая как можно больше узнать ребенок задает множество вопросов о растениях и животных. Изучая материалы по использованию нетрадиционных методов, моё внимание и интерес привлекли макеты. Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность решать многие задачи.
Слайд. 1
Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру природы у детей старшего дошкольного возраста посредством макетирования.
Задачи:
- расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать экологическую культуру дошкольников.
- развивать кругозор, внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций; связанную речь, развивать мелкую моторику рук.
- воспитывать бережное отношение и ответственность за
окружающую природу.
Слайд. 2
Макеты –модели,представляют собой уменьшённые целостные объекты, направляющие воображение ребёнка в основном на события, происходящие в нутрии этих объектов на небольшой плоскости.
По мнению ведущих иcследователей Л. С. Выготского и
Н. П. Поддъякова, используя макеты и деятельность с ними, мы находим возможность для «погружения» детей в удивительное царство природы.
Слайд. 3
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, интеллектуального развития. Особое внимание обращать на организацию предметно пространственной среды, которая дает возможность максимально реализовать потенциал каждого дошкольника. В оборудовании групп обязательными должны быть дидактические пособия, развивающие познавательную активность детей. Именно к таким пособиям относятся макеты.
Слайд. 4
На первом этапе стояла задача обогащения предметно - пространственной развивающей среды для реализации на практике деятельности детей с макетами. В своей работе я использую макеты для ознакомления детей с разнообразием объектов живой и неживой природы и их характерными особенностями:
• Макет «Птичий двор»
• Макет «Сельский дворик»
• Макет «Подводный мир»
• Макет «Животные жарких стран»
• Макет «В зимнем лесу»
• Макет «Дикие животные»
• Макет «Животные севера» и др.
Слайд 5
Макетирование можно рассмотреть как экологически ориентированный вид деятельности, который дает возможность закреплять представления детей о мире природы, преобразовывать полученные знания в игру, обогащая жизнь дошкольников новыми впечатлениями, развивать их творческие способности. Главное, в использовании макета, ребенок применяет полученные знания, обобщает информацию, полученную раннее, общается с педагогом или с другими детьми в совместной деятельности, таким образом, происходит не только развитие связной речи ребенка, закрепление имеющихся знаний
Слайд 6
Все особенности познания окружающего мира природы с применением макетирования при работе с детьми я стараюсь учитывать при организации образовательной деятельности, совместной деятельности, свободной деятельности.
Слайд. 7
Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека, время активного познания окружающего мира, где немаловажная роль отводится развитию эмоциональных и творческих способностей, как правило, в детском саду этому способствуют различные виды деятельности: игры, наблюдения, чтение художественной литературы. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Я считаю, что познавательная деятельность, направленная на познание природы - это деятельность творческая. Мотивы практической деятельности ребенка в природе основываются на познавательном интересе к ней, понимании ее особого значения в жизни человека, эстетических переживаниях, любви и сочувствии к живому. Такие мотивы поможет сформировать у детей представленный мною метод макетирования в различной природной среде. Хочется отметить, что использование игровых макетов в предметно-развивающей среде отвечает принципу интеграции образовательных областей.
Слайд. 9
В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссерская игра с мелкими игрушками. Но для того, чтобы она получила свое развитие, детям необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством стали макеты :
• Макет «Сказочный замок»
• Макет «Зима в селе»
В процессе таких игр у детей развивается умение фантазировать, сочинять, возникают разнообразные игровые замыслы. Данный вид игр способствуют развитию инициативы и волевого усилия. В играх дети договариваются, стремятся к взаимопониманию.
Слайд10.
Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями моих воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Я привлекала родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в детском саду, в домашних условиях, к участию в конкурсе на лучший семейный макет. Используя метод макетирования в своей педагогической деятельности, я пришла к такому выводу, что интерес детей на занятиях значительно повышался, тем самым, подталкивая детей к речевой деятельности. Игровой компонент сохранял внимание и поддерживал любопытство детей в течение всей игры. Игры с макетами способствовали и навыкам партнерского общения, работе в команде. Тем самым дети стали коммуникабельными, повысилась их познавательная активность, уверенность в себе.
Слайд 11
Сводные данные результатов педагогического мониторинга развития детей показал следующие результаты представленные на слайде. Динамика роста знаний детей в течении учебного года повысилась на 12,6 %
Я считаю, что такой метод должен занять достойное место в ряду инновационных технологий реализации содержания тематического комплекса и в его развивающей предметно пространственной среде.
По моему мнению, метод макетирование – занятие интересное и полезное.
И если я вас в этом убедила тогда, дерзайте, творите! Желаю успеха!
Спасибо за внимание!