Ольга Якушкина
Роль сказки в экологическом образовании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей смогут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Публикация «Роль сказки в экологическом образовании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека с экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
В этой работе педагогам не обойтись без использования сказки. Сказка - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Все дети очень любят сказки, они занимают ребят, увлекают в мир фантазий и воображения.
И хотя сказок о природе довольно много, но не каждая из них будет экологической сказкой. Чаще всего подобные произведения решают развлекательные задачи: повеселить, отвлечь, разжечь фантазию, автор не ставит перед собой цель дать точную научную информацию. В таких сказках, с точки зрения науки, много неточностей, вольностей и еще больше авторских фантазий. Характерным примером таких сказок являются сказки Р. Киплинга («Слоненок», «Как леопард стал пятнистым», «От чего у верблюда горб» и др.)
Сказки с экологическим содержанием отличаются от подобного рода сказок прежде всего, тем, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.
Итак: экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.
Использование в работе экологических сказок позволяет решить следующие задачи:
-воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
-развивать познавательный интерес к миру природы;
-развивать чувство эмпатии к объектам природы;
- прививать детям экологическую культуру поведения;
-формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка дошкольника;
-формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой).
В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.
А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», мы даем понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.
Сказки могут быть включены в начале занятия, как мотивация, как часть занятия или в конце, как итог занятия.
Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей,а может входить в другие, например в занятия по изобразительной или опытно-эксперементальной деятельности,использоваться во время беседы, наблюдения. Сказку можно обсудить, инсценировать, по ее мотивам можно поставить кукольный спектакль, создать серию иллюстраций. Сюжет любой сказки можно использовать для ролевой игры.
В работе с дошкольниками прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения классиков детской литературы: К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой и др.
Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех группах. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования сказки -это сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе.
В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.
Так, для слушания сказки детей первой младшей группы лучше разбить на подгруппы, а во второй младшей группе читать можно всем детям сразу. Перед началом чтения рекомендуется приготовить необходимый иллюстративно-наглядный материал: иллюстрации, игрушки, картину и т. д. Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала. Воспитатель выбирает небольшое произведение с таким расчетом, чтобы его можно было прочитать в течение занятия. Рекомендуется неоднократное повторение чтения художественного произведения.
В средней и старшей группе экологические сказки используются для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления ранее полученных знаний. Полезно перед чтением обращаться к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. «Вспомните, дети, куда мы с вами вчера ходили и что видели,— обращается воспитатель к ребятам после наблюдения за одуванчиками. — Послушайте, что однажды увидел писатель М. Пришвин». И далее читает произведение «Золотой луг», которое поможет детям вновь пережить полученные ранее впечатления, дополнить увиденное, лучше его понять.
На занятии на тему «Деревья зимой» встал вопрос о том, что поздней осенью, когда опали все листья и семена с деревьев и деревья стояли голые, можно подумать, что они все одинаковые. Но так ли это? После высказывания детей, предлагаем послушать сказку Н. Павловой «Зимняя пирушка». Про одного умного зайчика, который умел отличать зимой одно дерево от другого.
Рассказыванием сказки можно сопровождать наблюдение в природе, это поможет детям полнее ощутить ее красот, осмыслить увиденное.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Список литературы.
Каменева Л. А., Маневцова Л. М. «Мир природы и ребенок». Методика экологического воспитания дошкольников. - СПб. : АКЦИДЕНТ, 1998г. -319 с.
Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». Лекции для абитуриентов. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2006 г. -72с.
Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика – Синтез, 2008 г. -104 с.
Шорыгина Т. А. «Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и ее жителях».-М. : ТЦ Сфера, 2014.-80с. - (Сказки-подсказки).