Дарья
Опыт работы «Личная безопасность детей: современные подходы к формированию навыков безопасного поведения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Одной из главных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М. В. Ломоносова, В. А. Левицкого, И. М. Сеченова, А. А. Скочинского, Вернадского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли разработки зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др. Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением.
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Опыт работы, практика
- Темочки
Актуальность
Работая в детском саду, я заметила, что дети не могут принимать самостоятельно решения, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, поэтому эта проблема настолько актуальна, что послужила мне основанием для выбора данной темы. Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх повторяет поступки и действия взрослого. К сожалению, мы слишком часто видим по телевизору и читаем в интернете объявления о пропаже детей и другие неприятные случаи, виновниками которых становятся незнакомые люди. Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определить потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать.
Цель: Расширить представления детей об опасностях, исходящих от человека; выработка алгоритма поведения в конфликтной ситуации.
Задачи:
• Формировать потребность в здоровом образе жизни, позволяющем сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности;
• Подготовить детей к встрече с различными опасными жизненными ситуациями;
• Помочь ребенку осознать свою самостоятельность в поведении;
• Содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;
• Стимулировать развитие интереса к проблеме собственной безопасности;
• Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах;
• Обогащать речь дошкольников с помощью произведений художественной литературы;
Ожидаемые результаты
От своей работы мне бы хотелось достичь следующих результатов: сформировать у детей интерес к проблеме собственной безопасности, пониманию того, что может быть опасным в общении с другими людьми; научить детей правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице и дома, когда остаются одни;
Описание опыта работы
В ходе работы я использовала следующие методы: словесные, наглядные, практические, игровой.
STORYSAK (англ. : мешок историй)
Дети дошкольного возраста воспринимают только ту информацию, которая передается им в непосредственном общении со взрослыми и которая окрашена множеством интонаций и эмоций. Существует много различных современных технологий работы с детьми, но очень мало таких, которые привлекли бы внимание ребенка и вызвали интерес к теме. Поэтому я задумалась над этим вопросом и решила использовать в своей деятельности с детьми такую современную технологию как «сторисек». «Сторисек» - в переводе с английского «Мешок историй», был разработан в Великобритании в 1994 году. Основатель «Сторисека» англичанин Нейл Гриффитс. Первоначально я узнала, что «сторисек» задумывался, как средство приобщения детей школьного возраста к чтению. Однако я решила успешно применить эту технологию к своей теме. Что из себя может представлять мешок историй? Это настоящий мешок, который предварительно можно смастерить вместе с детьми (родителями, где возможны варианты по украшению мешка пуговицами, вышивкой и т. д.). Мешок можно заменить чемоданом или красочной коробкой. Затем подбираются компоненты для комплекта: это художественная книга, мягкие игрушки, реквизиты, дидактические игры, маски, аудиокассета и др. Применяя технологию «сторисек», я использую различные формы работы с детьми :
1. БЕСЕДА
Беседы: «С кем ты приходишь в детский сад?», «Как себя вести с незнакомыми людьми на улице, в транспорте, дома», «Когда ты дома один», «Если тебя обидели», «Ты остался дома один, а в дверь постучали», «Как вести себя на улице, если ты потерялся». Рассказать детям, что в нашей жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребёнка или даже убить человека. Объяснить какие люди могут быть опасными, кто такой незнакомец. Беседовать о том, что нельзя открывать дверь незнакомцу или разговаривать с ним по телефону.
2. РАБОТА С НАГЛЯДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Рассматривание и обсуждение иллюстраций на тему: «Если ты один дома», «Опасные ситуации в общении с людьми на улице». Рассмотреть с детьми карточки с разными опасными ситуациями. Подобрать правильный вариант действия в каждой ситуации. Ситуации: «Незнакомец угощает конфетой», «Незнакомец звонит в дверь», «Незнакомец тащит тебя силой», «Незнакомец преследует ребенка», «Незнакомец звонит по телефону», «Незнакомец предлагает покататься на машине».
3. РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
Прослушивание и обсуждение пословиц: «Держи язык за зубами», «Кто много болтает – беду на себя накликает», «Не всякому верь – запирай покрепче дверь».
4. ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ
Упражнять детей в способах действия в потенциально опасных ситуациях через принятие на себя определенной роли. Разыгрывание сказок: «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят».
5. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Разыгрывание опасных ситуаций из жизни: «Зазвонил телефон», «Незнакомец угощает конфетой».
6. ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМОВ
«Один дома», «Правила безопасного поведения, когда ребенок один дома», «Уроки осторожности тетушки Совы», «Маша о незнакомцах».
7. БЕЗОПАСНЫЙ МАРШРУТ
Рассматривание и обсуждение маршрута «Дом-детский сад-дом».
8. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Так и не так», «Потеряшка», «Безопасно - опасно», «Собери картинку», «Найти и обезвредить», «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Кому что нужно», «Внимание-опасность!».
9. РИСОВАНИЕ
«Свои и чужие люди». Раскраски опасных ситуаций, раскрашивание номеров спасения.
10. ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Чтение русских народных сказок «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и леса», «Маша и медведь», «Лиса в заячьей шкуре». Чтение С. Михалкова «Дядя Степа милиционер», С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», Ш. Перро «Красная шапочка», Е. Васильева «Чтобы не было беды - делай правильно», С. Обоева «Азбука безопасности».
11. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Совместное с детьми создание альбомов «Моя безопасность». Оформление папки – передвижки «Научите детей общению с незнакомыми людьми», «Как вести себя в случае нападения», «Личная безопасность в доме».
Перспектива работы
Инсценировка стихотворения М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима» (с детьми). Консультация для родителей «Ребенок и чужие люди».
Заключение
В ходе работы мною была создана развивающая предметно- пространственная среда, картотека для знакомства детей с правилами безопасного поведения. У детей сформированы устойчивые знания и интерес к своей безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми. Дети научились правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице и дома, когда остаются одни. И надеюсь, с ними никогда таких чрезвычайных ситуаций не произойдет. Они будут готовы спасти себя, и будут знать, как это сделать, и помнить, что наша безопасность в наших руках.