Анастасия Мазунина
Опыт работы «Инновационные технологии как средство развития творческой деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги. С удовольствием представлю вам опыт своей работы по теме «Инновационные технологии как средство развития творческой деятельности детей».
«Ребёнок не лотерейный билет,
на который должен пасть выигрыш в виде портрета
в зале магистратуры или бюста в фойе театра.
В каждом есть своя искра, которая может
зажигать костры счастья и истины»
Януш Корчак
Публикация «Опыт работы „Инновационные технологии как средство развития творческой деятельности детей“» размещена в разделах
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало потребности в обучении людей творчеству. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась.
На современном этапе необходимы образовательные технологии, помогающие педагогу воспитать гармонично развитого гражданина, способного творить и созидать. И дошкольный возраст самый благоприятный период для раскрытия потенциальных возможностей ребенка.
В свою педагогическую деятельность я внедряю инновационные технологии, т. к. считаю, что педагог дошкольного образования, должен принимать участие в приоритетных направлениях инновационной деятельности своей организации. Свою профессиональную деятельность я организую, в том числе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
«То, что является творческим, зачастую
терапевтично, то, что терапевтично,
часто представляет творческий процесс»
Карл Роджерс
Инновации могут быть представлены в виде абсолютной новизны (когда в данной сфере деятельности отсутствуют аналоги и прототипы) и относительной новизны (когда в имеющуюся практику вносятся некоторые изменения). В образовательной деятельности со своими воспитанниками я использую несколько современных инновационных технологий развития творческой деятельности. Например, игротерапия, арттерапия, сказкотерапия, пескотерапия и др.
Игротерапия. Детей дошкольного возраста нельзя заставить научиться чему-либо, только через игру дети получают возможность для развития полноценной личности. У воспитанников с ограниченными возможностями здоровья игра развивается медленно, и без использования специальных технологий она ограничится однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания.
Изотерапия. Рисуя, ребенок дает выход своим желаниям, мечтам, чувствам, переживает свои отношения в различных ситуациях. Поэтому очень благотворно эта деятельность сказывается на детях с особенностями в поведенческой и личностной сферах. В рамках дополнительного образования мной организован кружок «Цветные ладошки», на котором дети рисуют красками, карандашами, фломастерами и всем тем, чем можно создать изображение. Но их не учат рисовать. Ведь главное - это уникальность каждого ребенка, возможность создать такое произведение, которое будет только его. Ребята могут делать то, что в рамках работы основной образовательной программы неприемлемо.
Сказкотерапия. Смысл данной техники это возможность мгновенного преображения. Меняя образ ребенка, мы меняем его характер, стиль поведения и общения. Через сказочное преображение взрослый может «отнормировать» расшалившегося, капризного или перевозбужденного ребенка.
Мне хотелось бы подробней остановиться на наиболее любимом моими воспитанниками направлении работы : пескотерапии и ее видах:
- работа с сухим песком;
- кинетическим песком;
- песочная анимация;
- интерактивная песочница.
Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка здоровая форма деятельности, которая имеет доказанный терапевтический эффект.
К данному направлению можно относиться по-разному, но для меня в работе с детьми пескотерапия способствует быстрому установлению контакта с ребёнком, стимулирует мотивацию, что в значительной степени повышает эффективность любых мероприятий и сокращает срок достижения положительного эффекта.
На экране представлено оборудование для игр с песком, которое я использую для работы в инклюзивной группе:
• Ящик или тазик с песком
• Центр воды и песка
• Световые планшеты/столы
• Интерактивная песочница
Исходя из индивидуальных возможностей детей, я подбираю игры и задания с песком для каждого воспитанника. Такая игра может стать элементом образовательной деятельности или же весь процесс может быть организован в песочнице. Например, я окунаю руки ребенка в песок, насыпаю песок на его руки, рисую детской рукой на поверхности. Работа в песочнице может строиться как индивидуально, так и в подгруппе. Мною разработаны картотеки игр с песком, которые активно в своей работе применяются.
Результативность работы по развитию творческой деятельности воспитанников я вижу в том, что у всех детей достигается положительная динамика общего эмоционального настроя - от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться, делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширяются социальные контакты, повышается самооценка, расширяются возможности взаимопонимания между детьми группы.
К сожалению, в рамках выделенного на выступление времени невозможно презентовать в полном объеме опыт моей работы, но мы всегда рады приветствовать вас в стенах нашего дошкольного учреждения, для того чтобы поделиться с вами накопленным опытом.
Благодарю Вас за внимание.