Татьяна пух
Формирование здорового образа жизни дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы «Формирование здорового образа жизни дошкольников»
Пух Татьяна Николаевна,
На сегодняшний день в соответствии с требованиями ФГОС физическое развитие детей, формирование у них здорового образа жизни занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно. По статистике, в России постоянно ухудшается такой существенный показатель как здоровье дошкольника. Снижается число здоровых детей, увеличивается число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. И в нашем дошкольном учреждении мы, к сожалению, наблюдаем, что с каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни : непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. Поэтому отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Публикация «Формирование здорового образа жизни дошкольников» размещена в разделах
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку). Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
Компоненты здорового образа жизни :
-правильное питание;
-рациональная двигательная активность;
-закаливание организма;
-соблюдение режима дня;
-безопасное поведение на улице, дома;
-сохранение стабильного психоэмоционального состояния;
-отказ от саморазрушающего поведения.
Остановлюсь на них подробнее.
Полноценное рациональное питание - важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности, а для детей еще и необходимое условие роста и развития. Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в нужном ему количестве. Очень большое значение для усвоения пищи имеет режим питания, то есть правильное распределение приемов ее в течение дня. Если ребенок принимает пищу всегда в определенные часы, то именно в это время и происходит усиленное выделение пищеварительных соков.
Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека.
Сохранение стабильного психоэмоционального состояния стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез, Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание.
Начальные знания и навыки по этим составляющим мы в нашем дошкольном учреждении и стараемся заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка. Специалисты учат детей правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Педагоги прививают детям с раннего возраста правильное отношение к своему здоровью, воспитывают чувство ответственности за него.
Я, как инструктор по физкультуре, подробнее хочу остановиться на организации рациональной двигательной активности.
Мы определили задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников :
1. Обеспечить психофизическое благополучие детей и формирование сознательного отношения к собственному здоровью, здоровью значимых близких, природным ресурсам родного края.
2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы.
3. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счёт внедрения здоровьесберегающих технологий.
4. Обогащать двигательный опыт детей и развивать психо-физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, силу.
5. Научить детей регулировать своё психическое состояние и уметь предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.
6. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния.
Наметили пути их решения:
1. Начинаем с себя, самосовершенствуемся: перестраиваем мышление на здоровый образ жизни; пополняем собственный багаж теоретических знаний (анатомия, физиология, психология, теория и методика физического воспитания, гигиена и др.). Овладеваем оздоровительными системами и технологиями; приобретаем и закрепляем практические навыки здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений, психогимнастики и т. п.).
2. Работа с родителями: проведение консультаций по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, аутотренинги, дыхательные системы). Проводим практические семинары; соревнования с участием родителей; дни открытых дверей,квест- путешествия и другие мероприятия.
3. Организация здоровьесберегающего пространства : создание экологической и психологической комфортности образовательной среды; создание игровой и предметно-развивающей среды; обеспечение безопасности жизни детей; обеспечение условий для укрепления здоровья и закаливания организма каждого из них. Выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей.
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Основными формами физкультурно-оздоровительной работы являются :
1. Утренняя гимнастика
-комплексы корригирующей гимнастики,
-игровые упражнения на развитие внимания и точности выполнения действий,
-упражнения с использованием разнообразных модулей,
-упражнения с простейшими тренажёрами,
-утренняя гимнастика в сочетании с речевыми и дыхательными упражнениями,
-аэробика,
2 НОД
-двигательная деятельность тренировочного типа.
-деятельность игрового и сюжетно-игрового характера,
-музыкально-ритмическая гимнастика,
3 Двигательная разминка во время перерыва между НОД.
-игровые упражнения низкой и средней интенсивности,
-ритмические движения,
-корригирующие упражнения,
-упражнения для развития мелкой моторики,
-игровые упражнения коррекционной направленности.
4. Бодрящая гимнастика в сочетании с контрастными воздушными ваннами.
-разминка в постели.
-гимнастика сюжетно-игрового характера,
-комплекс упражнений на тренажёрах в сочетании с оздоровительной ходьбой по массажным и ребристым дорожкам,
-комплекс упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации,
-упражнения на укрепление основных дыхательных мышц.
5 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке в подгруппах и индивидуально.
-игры низкой и средней интенсивности,
-игровые упражнения на развитие внимания, пространственных представлений и ориентации,
-упражнения на нормализацию мышечного тонуса и развитие силовых качеств,
-спортивные упражнения,
-игры с элементами спорта,
-народные игры,
-игры – соревнования.
6 Логоритмика.
-упражнения на развитие мелкой моторики, двигательной памяти и координации движений взаимосвязанных со словом и музыкой,
-общеразвивающие упражнения коррекционной направленности;
-пальчиковая гимнастика,
-двигательные задания на пространственную ориентировку,
-ритмические упражнения,
-упражнения на коррекцию в движениях рук, ног.
-сюжетно-тематические,
-подвижные игры и упражнения по желанию детей,
-спортивные игры и упражнения.
7 Физкультурные праздники и досуги.
-сюжетно-тематические.
-подвижные игры и упражнения по желанию детей,
-спортивные игры и упражнения.
8. Индивидуальная работа по развитию движений
-упражнения со специальным оборудованием,
-коррекция нарушений ОДА.
9. Закаливание
-контрастные воздушные ванны,
-ходьба босиком,
-облегчённая одежда,
-умывание прохладной водой.
Тема «Здоровье», «Здоровый образ жизни» пронизывает все виды деятельности ребёнка. Педагоги нашего ДОУ воспитывают у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя экологической красоты, как средства достижения жизненных успехов.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируют представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируют представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
Занятия по изобразительной деятельности направлены на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликации, поделках из пластилина, теста, глины.
На музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека.
Использование театрализованной деятельности детей и взрослых в учебных проблемных ситуациях позволяет активизировать выбор детьми решений, соответствующих ЗОЖ.
Режимные моменты используют для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания.
Но ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги). В нашем дошкольном учреждении мы стараемся построить работу так, чтобы цели и задачи воспитания здорового ребенка были хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; знакомим родителей с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, педагоги используют лучший опыт семейного воспитания. Практика показывает, что одним из главных путей повышения взаимодействия дошкольного учебного заведения и семьи является использование нетрадиционных форм и средств работы с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников. Используем разнообразные формы работы с родителями : коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. В свете требований ФГОС мы широко вовлекаем родителей в жизнь детского сада : организуем совместные праздники и развлечения, экскурсии и походы, квест- путешествия, спортивные мероприятия выходного дня и др
Хочется отметить. Что вопросу формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни государство уделяет огромное внимание, считая это первостепенной задачей. Массовый спорт, по словам В. В. Путина, должен развиваться и быть более доступным для людей разного возраста и состояния здоровья. И в нашем регионе в последние годы активно решается эта задача. Вступили в действие многочисленные физкультурно – спортивные сооружения. Это физкультурно – оздоровительный комплекс “Юность”, стадион “Борисоглебский”. Практически во всех школах и ДОУ нашего городского округа открыты многофункциональные спортивные площадки. В 1918 году появилась и у детей нашего детского сада заниматься на такой площадке. Расширилась сеть физкультурно – спортивных клубов и секций. Воспитанники нашего ДОУ посещают спортивные секции футбола, плавания, борьбы и др.
Закончить статью мне хочется словами М. Монтеля
«Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной»
Список литературы.
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М. 1993
2. Амонашвили Ш. А., Алексин А. Г. и др. Педагогика здоровья. М., Педагогика, 1990
3. Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников. // Дошкольное воспитание, №11, 2002
4. Рунова М. Помогите ребенку укрепить здоровье! //Дошкольное воспитание - №9 - 2004 г.