Анна Горнова
Формирование социальной компетентности у детей с ОВЗ через сотрудничество ДОУ с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая – общение с другими людьми. Каждый твой шаг, каждое слово, даже взгляд, даже то, как ты открыл глаза, или поднял руку, – всё это отзывается в сердце другого человека.
В. А. Сухомлинский
Социальная компетентность ребенка дошкольного возраста – одна из главных ступеней подготовки его к жизни в обществе, семье, коллективе. Под социальной компетентностью следует понимать умение правильно взаимодействовать в обществе, конструктивно решать сложившиеся проблемы, иметь на многие вещи свое собственное мнение и уважать интересы, взгляды, мнения других людей.
Публикация «Формирование социальной компетентности у детей с ОВЗ через сотрудничество ДОУ с семьей» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Первым звеном в формировании социальной компетентности ребенка в обществе является семья и близкое окружение малыша. Как складываются отношения в семье и чем они скреплены, зависит от родителей, которые воспитаны своими родителями. Стабильность в семье – это главный фундамент психического здоровья ребенка и его эмоционального равновесия. Как глубоко лежит этот фундамент и есть ли он вообще, от чего зависит крепость здания семейного счастья, тепло которого рождает радость и счастливые улыбки детей?
В трудах известных педагогов и общественных деятелей К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Д. И. Писарева, Н. В. Шелгунова, А. П. Нечаева, а также В. А. Сухомлинского, Я. Корчака подчеркивается решающая роль семьи в формировании личности ребенка, в воспитании его нравственно — духовных, эмоциональных, интеллектуальных качеств.
По образному выражению А. Г. Харчева, семья для дошкольника – «социальный микрокосм». В ней ребенок опосредует нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности. Благодаря своим особенностям семья создает такие условия, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.
Второе звено формирования социальной компетентности ребенка – это дошкольное учреждение. То, что не дополучил или вовсе не получил ребенок в семье следует дать воспитателю. Научить детей доброму отношению друг к другу, уважению к старшим, считаться с мнениями других, решать проблемы, преодолевать трудности – вот главные задачи, которые ставит и решает воспитатель ДОУ.
Педагоги Н. К. Крупская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Тихеева и другие, считают, что в отрыве от семьи невозможно воспитать подрастающее поколение, необходимо образовательному учреждению, воспитателям постоянно устанавливать контакт с родителями.
Актуальность данной проблемы сегодня определяет сложная ситуация в современном обществе, которое отнюдь не идеально.
В статье 44 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Однако, в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, многие родители самоустранились от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. И наша задача, воспитателей и специалистов детского сада, поддержать, направить, вовремя помочь семье в вопросах воспитания и развития малыша.
Работая воспитателем не первый год, наблюдая за детьми в игровой деятельности и в общении между собой, общаясь с родителями детей, отмечаю взаимосвязь с определенными условиями воспитания в семье, особенностями отношений, стилем жизни семьи и местом, которое в ней занимает ребенок. Порой вызывают чувство глубокого уважения отношения между родителями воспитанников, внимание и участие к ребенку, неподдельный интерес к его успехам, жизни в детском саду. И такой малыш умеет делиться игрушкой, терпелив, внимателен к другим детям, спокойно реагирует на неудачи, замечания взрослых, самостоятелен, дружелюбен, общителен. А бывает и наоборот. Тревогу и беспокойство вызывают семьи, где нет понятия «семейные традиции», где на вопрос воспитателя «Как ласково вы дома называете своего сына?», удивляются и отвечают, что только по имени, когда «взрываются» по каждому непонятному с их точки зрения вопросу, вымещают вечером на своем ребенке неудовольствие, раздражение от неудачно проведенного дня. И еще многое, и многое…. У меня вызывает особый профессиональный интерес проблема разрешения подобных, на мой взгляд, разрешимых ситуаций взаимоотношений родителей и детей, вызывает огромное удовлетворение и радость, когда родители понимают и стараются сделать жизнь своего малыша по - настоящему счастливой. Стараюсь делать все для этого от меня зависящее и родителю отвожу роль не пассивного слушателя и исполнителя, а сообщника, соратника, единомышленника.
Важным механизмом формирования социальной компетентности у детей является
– сотрудничество с семьёй;
– расширение социального окружения детей;
– создание социализирующей развивающей среды;
Для эффективного сотрудничества с родителями по формированию социальной компетентности у воспитанников была поставлена цель:
-Создание условий для взаимодействия воспитателей и семьи через различные формы активизации родительской общественности.
Поставлены задачи:
-Организовать систему информированности и заинтересованности родителей в вопросах жизнедеятельности детей в детском саду.
-Обогатить процесс общения между детьми и взрослыми, между родителями и воспитателями эмоциональными переживаниями.
-Сохранять физическое и психологическое здоровье детей.
Малыш впервые переступает порог детского сада. Мы знакомимся не только с ним, а еще и с его семьей. Ведь нам вместе идти рука об руку все годы дошкольного детства. Первое знакомство, первые впечатления, первые оценки и выводы. Поняла одно, торопиться с определением статусности семьи или неблагополучия ее не нужно. Общение, наблюдение, изучение…
Мы разработали для себя критерий, который назвали "включенностью" родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях. Позднее мы выделили качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых, степень участия в жизни группы и детского сада.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения, поддерживают своего ребенка в любых начинаниях.
Родители - исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации, выборочно.
Родители - критические наблюдатели, живущие по принципу "меня, воспитывали так же".
Исходя из этого работу по вовлечению родителей в образовательный процесс, строим таким образом, чтобы у семьи повысилась заинтересованность, появилась мотивация, желание и интерес к любому виду деятельности, не только предлагаемому воспитателем, но и исходящему от самих родителей.
Такую работу ведё м по четырем направлениям:
Информационно – аналитическое
Знакомство с семьей дошкольника идет постепенно: в наблюдениях, общении, изучении информации, которую мамы и папы предоставляют нам в анкете «Давайте познакомимся!» (Приложение 1). Такую анкету постаралась разработать максимально информационно и подробно, включив в нее доверительные вопросы, как о ребенке, так и о родителях. Полученную информацию использую осторожно, тактично. Доверие, расположение родителей особо ценно, ведь во взаимодействии с мамами и папами мне предстоит растить их малыша. Именно растить, согласуя свои действия с семьей, дополняя, в редких случаях компенсируя, домашние условия воспитания.
Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы анализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Сделать вывод о формировании социальной компетентности ребенка нам дают возможность перфокарты и опросники, специально разработанные и предлагаемые родителям и детям, а также интервьюирование детей и взрослых (Приложения 2,3).
Познавательное направление - это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, формирование его социальной компетенции.
В данном направлении ведем работу, применяя известные традиционные формы работы с родителями. Однако, для заинтересованности и активизации родительской аудитории используем в своей деятельности и нетрадиционные формы : Дни общения, Дни добрых дел, тренинги, родительские гостиные, почта Доверия, семейный вернисаж и многое другое.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, собрание «Капризы и упрямства» мы провели в нетрадиционной форме (Приложение 4). Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах. В конце собрания родителям было предложено оформить коллаж с одной стороны «Кризис 3х лет глазами родителей», с другой стороны «Кризис 3х лет глазами детей». Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу собрания царили взаимная симпатия и интерес друг к другу.
Наглядно - информационное направление работы с семьями воспитанников включает в себя: семейный и групповые альбомы "Наша дружная семейка", "Наша жизнь день за днем", фотоколлажи "Из жизни группы", "Друзья наши меньшие", "В кругу семьи", фотовыставки «Где родился, там и пригодился", эмоциональный уголок "Я сегодня вот такой!", "Здравствуйте, я пришел", копилка Добрых дел (Приложения 5,6,7).
Для активизации родителей мы использовали в информационном уголке рубрики : «Спрашивали - отвечаем", "Говорят дети", "Носики - курносики", "Вырастай-ка", "От всей души", "Обратите внимание" и другое.
С сентября 2012 года выпускаем газету в группе под названием "ОКНО" (Приложение 8). Информационный вестник «Очень Короткие НОвости» из жизни группы выпускаем раз в 3 месяца. Ее можно взять домой почитать, при желании размножить и сохранить в семье. «ОКНО» - это включение родителей во все направления жизнедеятельности детского сада и группы, через различные рубрики газеты: -"BABY NEWS"," Наши гости ", "ЧАВО" (часто задаваемые вопросы, "Учим вместе", "Фотохроника". В газете есть репортажи о самых важных и трогательных новостях жизни группы (научились говорить букву «Р», выпал зуб, рассказал стихотворение от начала до конца без подсказки и т. д.) и детского сада, информация об администрации, специалистах и воспитателях.
Главные принципы функционирования информационного вестника «ОКНО» :
• Предоставление информации о воспитательно-образовательном процессе и жизнедеятельности детского сада и группы;
• Психолого-педагогическое просвещение родителей;
• Знакомство со специалистами ДОУ;
• Объективность информации;
• Наличие обратной связи
Родители ждут выхода нового номера, дают свои комментарии, благодарят за возможность быть равноправными участниками жизни детского сада.
По инициативе родителей и их активной поддержке была создана группа «Белочки», как сообщество единомышленников в воспитании и развитии детей дошкольного возраста, размещенная в сетевом сообществе «Одноклассники».
Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей необходимую информацию в доступной и творческой форме, напомнить о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего малыша, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими детьми, а также с родительской общественностью в целом.
Мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам (Приложение 9, позволяющий качественно и творчески реализовать все задуманное, привлечь к сотрудничеству всех участников образовательного процесса.
Огромной популярностью пользуется метод проектирования. Совместные проекты показали, какую роль и место занимают дети в семьях, как важно семье быть сплоченной для реализации любой деятельности (Приложение10).
Для расширения социального окружения дошкольников регулярным стало посещение детьми других групп и проведение ежегодной акции: "Просто так", "Подари книгу детям" (Приложение 11). У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети "выросли". Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души. Любимая книга стала еще интереснее и звучит по - новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе и у наших друзей в соседних группах целая библиотека, созданная благодаря родителям.
Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
"Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях", - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде и не забываем хвалить своих родителей.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. С помощью мам и пап группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей. Есть уголки "Тихий" и "Дружбы", где дети могут посидеть в уютных креслах, и посмотреть групповой или семейный альбомы.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась система в работе с родителями, достигнуты определенные результаты и в формировании социальной компетентности дошкольников. Родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения, взаимодействия между детьми.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей, повысилась культура межличностного общения детей в группе.
Семья и детский сад - это два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Мы не останавливаемся на достигнутом. Впереди много планов, идей.
Надеемся реализовать их при поддержке нашей самой надежной опоры - родителей!
Воспитатель: высшей квалификационной категории
Горнова Анна Николаевна.