Галина Рыжова
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание в учреждениях образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно – нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно – нравственных чувств и поведения. Дошкольникам позволяет правильно сформировать гражданскую позицию, мировоззрение, семейные ценности, нравственные ориентиры.
Именно в дошкольном детстве характерно эмоционально – чувственное восприятие действительности, закладываются основы личности ребенка.
Публикация «Опыт работы „Духовно-нравственное воспитание в учреждениях образования“» размещена в разделах
Главная задача нравственного воспитания – прививание, познание православной культуры и традиций; раскрытие нравственной и духовной одаренности ребенка, его способностей и талантов; гуманистическое, гармоничное, позитивное развитие личности ребенка; формирование гражданского самосознания, чуткого и трепетного отношения к окружающему миру и людям; одухотворения жизненного пространства ребенка; укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.
Воспитание начал ответственности – главная задача для взрослого. Ребенку нужно сформировать такие нравственные качества: уважение старших, дружески относиться к сверстникам, учить отзываться на просьбу, переживать горе и радость, проявлять гуманные чувства.
Нужно создать такие условия, чтобы ребенок сам понял, как поступить в той, или иной ситуации, что такое хорошо и что такое плохо, для самостоятельного представления о нравственных качествах. По мере взросления у ребенка продолжат формироваться основополагающие понятия жизни.
Мы, взрослые, являемся конкретным примером своего поведения и закладываем в ребенке основные нравственные нормы поведения.
Задача взрослого заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться со своими чувствами, поступками.
С малышом нужно разговаривать, обсуждать нравственные и безнравственные поступки персонажей художественных произведений, поступки людей. Выражать свою точку зрения одобрения или порицания поступков героев, людей.
К большому сожалению, если близкое окружене ребенка, его примеры, носят отрицательный характер, то развивать высокие нравственные качества удается с огромным трудом.
Духовно – нравственное воспитание дошкольников осуществляем с помощью различных методов, приемов и средств.
В своей работе я использую следующие методы:
Наглядный:
- наблюдения;
- целевые прогулки, экскурсии;
- чтение произведений устного народного творчества, сказок, былин, преданий, притчей, сказаний и т. д;
- рассматривание репродукций, картин, скульптур, иллюстраций, предметов быта и старины и т. д;
- проведение дидактических, настольных, сюжетно – ролевых игр;
- моделирование сказок.
Словесный:
- чтение произведений;
- заучивания наизусть стихотворений, пословиц, поговорок, считалок, потешек, песенок;
- рассказывание произведений устного народного творчества детьми;
- загадывание загадок;
- бесед, бесед с элементами диалога;
- проведение игр: подвижных, молоподвижных,игр драмматизаций.
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
- проведение праздников, утренников, конкурсов, викторин, деловых игр и т. д;
- обсуждение и разборка различных ситуаций.
Практический:
- организовать вечера с родителями, шефами, партнерами, с социумом (библиотека, больница, РДК, ЗАГС).
- провести игры, инсценировки;
- провести экскурсии различной направленности;
- организовать постановку сказок (подготовить персонажи, костюмы, атрибуты, наглядные пособия для нашего кукольного театра);
- изготовить поделки на выставки (нарисовать, слепить, вырезать из ткани, кожи, меха, из природного и бросового материала);
- изготовить элементы народного костюма;
- приготовить с детьми различные блюда народной кухни.
В своей работе выделяю следующие области:
1. Духовно – образовательная (образовательная деятельность,чтение детям, обсуждение поступков детей и героев сказок, рассказов, разборка ситуаций, размышления о поступках, устные поучения);
2. Культурно – познавательная (участие в православных праздниках, изучение народных традиций, быта, просмотр фильмов, мультфильмов, прослушивание аудиозаписей);
3. Воспитательно – оздоровительная (развлечения, экскурсии, походы, подвижные игры, прогулки);
4. Нравственно – трудовая (участие акциях, конкурсах, изготовление поделок, подарков, атрибутов для праздников,кукольного театра);
Важнейшей задачей по духовно – нравственному воспитанию является рабата с семьей ребенка. Именно семья и дошкольное учреждение – важнейшие институты социализации ребенка.
В процесе ознакомления дошкольников с социальным окружением является необходимостью подключение семьи. Необходимо взаимодействие семьи и детского сада.
Семья создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных качеств, она обладает иными педагогическими возможностями: эмоционально – нравственной насыщенностью отношений, любовью и привязанностью к детям, особо трепетным расположением к друг другу.
Работа с родителями :
- собрания на духовно – нравственные темы;
- проведение совместных мероприятий (праздники, родительские клубы, развлечения) ;
- открытые показы воспитательно – образовательного процесса;
- лекции для родителей;
- индивидуальные и групповые консультации;
- тестирование и анкетирование;
- информационные стенды для родителей, папки – передвижки, стенгазеты, выставки детских работ, игр, литературы);
- привлечеие родителей к подготовке и проведению открытых образовательных мероприятий, праздников, экскурсий, к подбору произведений устного народного творчества, музыки, костюмов, атрибутов ;
- участие и выставки совместного творчества;
- визиты домой.
Семья основана на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где перед глазами детей должны быть примеры правильного поведения, доведение до сознания родителей важности духовно – нравственного воспитания дает положительные результаты.
Нравственное воспитание детей происходит на протяжениивсей их жизни и определенное значение имеет среда, в которой он растет.
Для повышения эффективности духовно – нравственного воститания дошкольников необходима системная работа, включающая учебную, трудовую, спортивную, досуговую, повседневную сферу жизнедеятельности детей, приобщение их к истокам национальной культуры.
Вывод:
Для успешной жизни в современном мире, нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностям, разрушительным тенденциям, сформировать духовно – нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу и способным противостоять ему.
Творите добро, не делайте зла, помогайте людям, животным, всему живому на нашей планете, и оно обязательно вас отблагодарит.