Татьяна Шиндяпина
Духовно-нравственное воспитание
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Шиндяпина Татьяна Николаевна
МБДОУ «Детский сад «Солнышко»»
Воспитатель
Россия, г. Тамбов
Духовно-нравственное воспитание и формирование подрастающего поколения - одна из труднейших и важных проблем в настоящий период, который должен решаться преподавателями, родителями и окружающими людьми. Непосредственно духовно-нравственное воспитание гарантирует единство и гибкость общих воспитательных воздействий старших на ребёнка в различных ситуациях их взаимоотношений, а, кроме того, взаимоотношений детей друг с другом. Оно подразумевает развитие у детей ценностного отношения к окружающему миру, к собственной жизни, которое обеспечивает устойчивое и сложное формирование личности ребенка. В наше время, как бы печально это е звучало, вещественные ценности преобладают над духовными. По этой причине у ребёнка искажено представление о доброте, патриотизме, гражданственности, великодушии и милосердия. [ 3, с. 94].
Публикация «Духовно-нравственное воспитание» размещена в разделах
Дошкольное детство - значимая стадия становления нравственного облика ребенка. Именно в этот период у ребенка закладываются основные принципы нравственности, создаются начальные эстетические представления, начинает возникать заинтересованность к действам социальной жизни. Дети обращаются с вопросами к воспитателям, родителям, стараются больше узнать о своей Отчизне, крае, месте, в котором они проживают.
Нынешняя педагогика полагает допустимым и важным начинать ознакомление со своим народом, с его обычаями уже с раннего возраста. Основная цель данного направления - спровоцировать заинтересованность у детей к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, определённым многознаменательным историческим событиям, связанным с краем, в котором живут дети, и весьма немало, чтобы данный интерес сохранялся с раннего возраста вплоть до школьных лет.
Для того, чтобы развивать в детях чувство гордости за собственную Родину, необходимо с раннего возраста в дошкольных учреждениях научить уважать собственный город, место, в котором они появились на свет, природу, которая их окружает, привить интерес к культурным событиям своего народа, а также воспитать любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.
Бесспорно, что в отсутствии духовности, какую закладывали наши отцы и дети своим детям на протяжении многих веков, мы никак не сможем воспитать нравственное здоровое поколение, которое бы сберегло свои исторически сформировавшиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашем государстве обладает тысячелетней историей и возможно отследить, что отказ от православных ценностей поверг на сегодняшний день к таким грустным результатом, как очерствление личности, бездуховность социума [2, с. 240].
В таком случае, стоит отметить, что концепция духовно-нравственного воспитания детей основывается на приобщении их к культурному наследию своего народа.
Работа воспитателей детских дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного воспитания должна быть систематизирована и основываться на определенных принципах, к которым относятся:
1. духовный ориентир - построение жизни и поступков на основе христианского совершенства, уклонения от злобы и выбора добра;
2. гуманистический принцип - развитие позитивного отношения к миру и обществу, сострадания и сочувствия.
3. естественно - научный принцип, который базируется на научном представлении общественных действий, законов формирования и развитие;
4. культурологический принцип – взаимодействует в согласовании с национальной культурой, ценностями и обычаями;
5. государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в согласовании с законодательством Российской Федерации [4, с. 58].
Целью духовно-нравственного воспитания считается развитие моральных качеств личности детей, накапливание духовного опыта, основанного на традициях и обычаях православной культуры.
К главным задачам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста можно причислить:
- познание и привитие православной культуры и обычаев;
- раскрытие духовной и нравственной одаренности детей, их возможностей и дарований;
- гармоничное, положительное и гуманистическое формирование личности детей;
- формирование гражданского самосознания и самопознания, доброжелательного отношения к людям;
- одухотворение жизненного пространства детей;
- защита и усиление физиологического, психологического и духовного здоровья детей [5, с. 147].
Немаловажную роль в приобщении детей к народной культуре играют общие народные праздники, проводимые в дошкольных учреждениях: в зимнее время – «Здравствуй, Новый год», «День Защитника Отечества», «праздник Масленицы», весной – «Наши любимые мамы», «Праздник птиц», «Светлая Пасха», «Гордимся и помним». Они отражают национальный характер и самобытность времени, считаются красочной конфигурацией отдыха воспитателей, родителей и ребёнка, которые объединены единым действом, едиными переживаниям.
На занятиях по декоративно-прикладному искусству у ребёнка существует значительная вероятность дотронуться до истории и традиций своего края и страны. Воспитатели дошкольных учреждений имеют возможность проведения цикла занятий, где дети знакомятся с фольклором, изображая его на рисунках, в лепке, поделках из природного материала. К примеру, при ознакомлении с Хохломой, Гжелью, Урало-сибирской росписью, ребёнок может познакомиться с разными приемами и типами росписи, обучиться выполнять классические элементы кистевой росписи. С наступлением весны возможно организовывать изображение солнца в славянской мифологии, фиксировать способности нестандартной техники рисования, самостоятельно, без помощи воспитателя подбирать материал, художественные инструменты, формат основы и размер образа. Изготавливая из солёного теста пасхальные яйца, украсив их разными материалами, дети также могут познакомиться с обычаями и культурой нашего государства.
Общая деятельность ребёнка с родителями - необходимая составляющая, в отсутствии которой невозможно духовное и нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Результат воспитания формируется из общего дуэта родительского и педагогического взаимодействия. Педагог должен регулярно разъяснять родителям значимость укрепления семейных и народных обычаев, привития эстетического вкуса, понимания и принятия нравственных ценностей. В первую очередь непосредственно родители несут ответственность за формирование личности своего ребёнка.
Проводимая работа в данном течении развивает у детей дошкольного возраста чувство уважения к творчеству мастеров и культурному наследию своих предков.
Список используемых источников
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. Просвещение. 2012. 452 с.
2. Воспитание гуманных чувств у детей (В. К. Котырло, С. Е. Кулачковская, С. А. Ладывир и др. ; под редакцией Л. Н. Прокашенко,В. К. Котырло. Киев 2007. 350 с.
3. Воспитание личности ребенка дошкольного возраста. Пермь, 2010. 240 с.
4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. // Под ред. А. М. Виноградовой. М. Просвещение. 2010. 142 с.
5. Князева Л. П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Учебное пособие для спецкурса. Пермь, 2004. 540 с.