Екатерина Голубева
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Учиться любви с раннего детства.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Публикация «Опыт работы „Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка.
Задачи:
• приобщение детей к традиции России духовно-нравственным ценностям,
• раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
• активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,
• формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
• охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
Задачи реализуются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в игре, в труде, в быту, музыкальных развлечениях, детской продуктивной деятельности, в работе с семьей, спортивных праздниках, конкурсах, этических беседах, тематических досугах, экскурсиях, фотовыставках и в проектной деятельности. Через проекты педагоги решают ряд проблем выделенные в нравственно –патриотическом воспитании, где у детей появляется интерес к своей родословной, естественное желание знать прошлое семьи, свои национальные, профессиональные, религиозные и географические корни, жизненный путь и судьбу членов рода в разных поколениях.
В своей работе интегрирую духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:
игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр.
дидактических: «Православные праздники»
конструктивных: «Выложи из палочек»,
словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.
В организации сюжетно-ролевых игр учитываю нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил», («Давай помиримся»)
Разработаны памятки и консультации для родителей по темам «Духовно-нравственное воспитание»
В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию :
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений, сказки о материнской любви;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
- тематические выставки детского творчества.
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты».
Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.
Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т. к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.
Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения. Все методики и технологии в психологии эффективны и способствуют росту ребенка как личности. Но они являются только фоном для создания среды духовного развития человека. Развитая душа – умеющая любить. Такая душа сумеет научить любить и другого. Любить – значит видеть только хорошее в человеке.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека