Екатерина Лебедева
Опыт работы «Дидактическая игра как средство решения образовательных задач по гендерному воспитанию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактическая игра, как средство решения образовательных задач по гендерному воспитанию дошкольников»
Автор: Лебедева Екатерина Андреевна,
воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 25 городского округа Вичуга
Публикация «Опыт работы „Дидактическая игра как средство решения образовательных задач по гендерному воспитанию дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Темочки
Тема: «Дидактическая игра, как средство решения образовательных задач по гендерному воспитанию дошкольников»
Актуальность.
Тема мужского и женского начала стара как мир. К ней обращались философы, поэты и врачи. В разные времена в разных обществах по-разному растили «настоящих» мужчин и «настоящих» женщин.
В свете требований ФГОС дошкольного образования гендерный подход рассматривается как «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, так как современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. В настоящее время часто встречается, что многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажё нным поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Работая с дошкольниками, обращаю особое внимание на то, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, также желаю, чтобы мальчики и в будущем мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Диагностическое обследование по определению уровня сформированности полоролевой социализации детей выявило низкий уровень знаний по данному вопросу. Беседы с родителями, их анкетирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня».
Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Настоящим выходом из сложившейся ситуации увидела в целенаправленном гендерном воспитании, как в детском саду, так и дома. Думаю о том, что всегда необходимо помнить, что целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика именно уже в дошкольном возрасте, влияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Передо мной стала реальная задача - найти такие рациональные формы организации жизни детей, которые обеспечат и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития.
Выстраивание модели образовательного пространства провела в 4-х направлениях:
• Подбор и изучение специальной литературы и подкрепление теоретических знании, о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
• Пропаганде педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педпроцессе;
• Построение развивающей среды;
• Построение модели педпроцесса, в основу которой легли дидактические игры.
Именно игра является лучшим методом обучения дошкольников чему-либо. Играя, ребенок не задумывается над тем, что это учеба и от него чего-то хотят. Он просто совершает интересные ему действия и легко, непринужденно запоминает множество нужной информации.
Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе.
Поэтому целью своей педагогической деятельности определила - гендерное воспитание детей дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Для реализации цели выделила задачи :
• формирование представлений об особенностях половой принадлежности, о специфике внешнего вида, физиологических особенностях.
• формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
• развитие познавательного интереса дошкольников к гендерной принадлежности.
Сделала подборку дидактических игр, оформила их, адаптировав к применению с детьми своей группы, дополнительно разработала игры, недостающие и необходимые для работы с детьми по данному направлению. Для удобства их использования составила картотеку. (Картотека прилагается).
Составила план их использования в работе с детьми младшей группы
1квартал
«Будем знакомы»
Цель: способствовать самораскрытию, развивать уверенность в себе, позитивное принятие себя и окружающих.
«Это- Я»
Цель: формировать представление о своём «Я» и позитивное отношение к себе. -оформление мини-центров «Парикмахерская», «Гараж»,
Д/и "Собери мальчика и девочку"
Цель: учить детей составлять портреты мальчика и девочки из частей кубиков.
-пополнение атрибутами центров «Семья, «Салон красоты» -игра «Познакомимся поближе»; Упражнение «Волшебный семицветик»;
Беседа «Чем мы похожи? Чем отличаемся?»
Игра «Кто я?» - рисование «Какой я»;
- дидактические игры «Одень мальчика, одень девочку»;
«Кому что нужно»
- упражнение «Скажи ласково»
- сюжетно - ролевая игра «Семья»
Беседа «Игры и игрушки для мальчиков и девочек»
Работа с родителями
проведение анкетирования по теме гендерного воспитания в семье.
д/и "Собери сумку и портфель для мальчика и девочки"
Цель: учить детей формировать вещи для мальчика и девочки.
2 квартал
«Мальчики и девочки,такие мы разные»
Цель: расширить представления о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек, воспитывать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола.
д/и "Собери портрет"
Цель: учить детей составлять портреты мамы и папы из частей (глаза, волосы, нос, рот, брови, борода, усы и т. д
-оформление альбомов на тему «Одежда для женщин», «Одежда для мужчин»
- беседа я и мои желания;
- чтение художественной литературы: С. Маршак «Ежели вы вежливы»;
- игра «Мой пропуск в волшебную страну»
-игра «Комплименты»;
упражнения «Чем мы похожи»;
Д/и «Пройди правильно по лабиринту»
-работа в раскрасках для девочек и мальчиков;
-дидактическая игра «Ателье»
-сюжетно - ролевая игра, «Куклы заболели»;
Работа с родителями
консультация «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях»
организация помощи в оформлении мини-центров.
3 квартал
«Позаботимся друг о друге»
Цель: выявить и расширить знания друг о друге, закрепить знания о различных предметах одежды, обуви, головных уборов для мальчика или девочки, мужчины и женщины, развивать логическое мышление.
«Я- не один. Моя родословная».
Цели: обогатить знания детей об их близких родственниках, повысить самооценку и настроение
создание альбома «Моя семья»;
Д/и "Разбери одежду по шкафам"
Цель: учить детей распределять одежду по шкафам, опираясь на гендерные признаки.
организация выставки фотографий на тему «Я и моя семья»
изготовление генеологического древа;
- наблюдение за работой младшего воспитателя, дворника;
-беседа о профессиях женских и мужских;
-заучивание пословиц и поговорок о семье.
- рассматривание иллюстраций «Семья»
- д / и «Кто чем занят»
- д/и «Мои родственники»;
-рисование «Моя дружная семья»
Работа с родителями
Консультация «Гендерное воспитание девочек и мальчиков»
План работы по полоролевой социализации детей в старшей группе
Дата
проведения. Познавательная деятельность. Предметно-развивающая среда. Совместная деятельность воспитателя и детей. Самостоятельная деятельность детей. Работа с родителями
1квартал
«Как устроено мое тело?»
Цель: как устроено человеческое тело, как функционирует
«Мальчики и девочки. Чем похожи мы, чем отличаемся?»
Цель: расширить знания об основных качествах мужской и женской личности
«Мы все разные. Какой я»
Цель: формирование положительного образа «Я-девочка», «Я-мальчик» оформление мини-центров «Ателье», «Гараж»; пополнение атрибутами центров «Семья», «Парикмахерская» - изучение литературы (энциклопедии «Моё тело», «Органы чувств»);
- составление описательных рассказов по аксессуарам мужской и женской одежды;
- составление альбома рисунков и рассказов «Наши увлечения» - рисование «Мой друг (подруга)»;
- дидактические игры : «Собери портрет», «Отгадай имя»
«Собери чемодан»,
«Одень правильно»;
- сюжетно - ролевые игры «Дом», «Детский сад» организация помощи в оформлении мини-центров
Работа с родителями
консультация «Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей»
2 квартал
«На все руки мастер!»
Цель: формировать позитивное отношение к себе и своему полу
«Люблю трудиться!»
Цель: расширить представление о трудовых действиях мальчиков и девочек
-обновление и пополнение мини-центров «Магазин», «Аптека»
-создание книжек-малышек для младших товарищей;
-экран добрых дел;
-пополнение фотографий в альбом «Как мы играем»
- беседа «О культуре поведения в общественных местах»;
- чтение художественной литературы: В. Осеев «Волшебное слово»;
- беседа «Наши отношения»;
- хозяйственно-бытовой труд с распределением обязанностей;
- заучивание пословиц и поговорок о труде;
-«Портрет моего папы» - дидактическая игра «Правильно и неправильно», «Уроки этикета»
-рассматривание альбомов «Профессии», «Защитники Отечества»
- дидактическая игра «Кому что нужно для работы»;
Сюжетно ролевая игра «Мы идём в театр»
Работа с родителями
-консультация «Особенности развития девочек и мальчиков»
-организация помощи в оформлении мини-центров
3 квартал
«Я воспитанный и культурный ребенок!»
Цель: расширить представление о поведении мальчиков и девочек в семье и в д / с
«Когда я вырасту…»
Цель: обогащать представление о будущих половых ролях
-создание альбома «Моя семья»
-организация выставки рисунков на тему «Кем я хочу стать»
- экскурсия на кухню, в прачечную;
- рассматривание иллюстраций; «Профессии»;
Д / И "Професии"
Цель: формирование умения распределять и выделять мужские и женские профессии, а так же выделять группу профессий, относящихся и к мужчине и к женщине.
- заучивание пословиц и поговорок о женских и мужских качествах;
рассматривание иллюстраций, журналов мод
- д / и «Подбери украшение», «Собери на бал кукол»
-изготовление генеологического древа своей семьи
Работа с родителями
консультация «Роль отца и матери в становлении полоролевой идентичности детей дошкольного возраста»
В течении учебного года младшей группы систематически проводила через разные режимные моменты работу с детьми и родителями.
В результате проделанной работы и мониторинга детей можно сделать вывод, что у детей к концу младшего возраста значительно расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением.
Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему.
Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола.
Я думаю, что наработанный мною опыт будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.