Ольга Курочкина
Опыт работы «Детские театрализованные культурные практики в развитии коммуникативной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Детские театрализованные культурные практики в развитии коммуникативной деятельности дошкольников.
Социальный заказ на современном этапе требует более эффективной подготовки дошкольников. Новые стратегические ориентиры в дошкольном воспитании, обозначенные в ФГОС, направлены на содействие развитию ребёнка при взаимодействии с родителями, с объектами социального окружения; желание сделать жизнь детей более осмысленной и интересной; стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребёнка.
Публикация «Опыт работы „Детские театрализованные культурные практики в развитии коммуникативной деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В настоящее время существует проблема развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста и трудности их формирования стоят очень остро, это обусловлено снижением воспитательных функций семей, занятостью родителей, ростом числа детей с отклонениями в развитии, негативным влиянием СМИ на процесс развития личности ребенка. Поэтому данная тема достаточно актуальна и требует должного внимания и участия педагогов, специалистов разных уровней и родителей. Дошкольный возраст—сензитивный период для формирования творческих способностей, для развития общения на разных уровнях.
Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС ДО выделяются следующие: полноценное проживание ребенком всех этапов детства; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; содействие и сотрудничество детей и взрослых; поддержка инициативы детей и др. [4].
В современных подходах к дошкольному воспитанию и в соответствии с требованиями ФГОС ДО, культурные практики достаточно актуальны. Они являются новыми способами взаимодействия в самостоятельной деятельности детей, возникающей по их инициативе, задумке, в условиях которых дети являются субъектами в разнообразных видах деятельности.
Театрализованные культурные практики в ДОУ позволяют с уверенностью ставить акцент на ведущую для дошкольного возраста деятельность—игру. Они направлены на развитие коммуникативной деятельности детей и оказывают положительное влияние на развитие разговорной речи детей: происходит обогащение словаря, речь становится образной, непосредственной и живой. Развивается умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства.
В театрализованных культурных практиках совершенствуются формы реализации самостоятельной коммуникативной, речевой активности. Моделируются социальные отношения через подчинение сюжету, сценарию, самостоятельно моделируемому в обозначенных временных и пространственных характеристиках.
Новизна данного опыта по применению театрализованных культурных практик в развитии коммуникативной деятельности детей заключается в изменении форм и методов взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Образовательные ориентиры направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников, на организацию игровой деятельности как театрализованной культурной практики. Педагог в этой деятельности обеспечивает широкие возможности для развития свободной игры детей в организованном игровом пространстве.
Новизна заключается в приоритете субъект-субъектных отношений, способствующих развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий, в которых деятельность и инициатива исходит от ребенка при грамотном направлении педагога.
Важным является создание у детей мотивации и чувства необходимости деятельности для собственной успешности, значимости и развития.
Применение театрализованных культурных практик в развитии коммуникативной деятельности дошкольников направлено на реализацию принципов культуросообразности и природосообразности воспитания через формирование «образа мира», развитие пространственно-временной ориентировки.
Источником изменений образовательной деятельности в ДОУ является измененная образовательная среда, включающая и предметно-пространственную среду, которая способствует развитию коммуникативной деятельности детей. Изменение РПП среды за счет новых технологий, позволяющих детям действовать самостоятельно, с учетом индивидуальных особенностей и интересов. Детям предоставляется возможность планировать собственную деятельность по реализации поставленных целей. А так же реализация собственного плана или составленного совместно с взрослым. Совместная с другими детьми деятельность по развитию коммуникативных способностей, коллективная или в малой группе детей, включенная в режим работы. Изменяются подходы к планированию деятельности, в частности по развитию коммуникативных навыков. Предусматривается включение театрального уголка в групповой комнате, игровых зон и центров для самостоятельной, творческой деятельности.
Включение театрализованных культурных практик в образовательную деятельность ДОУ позволяет ребенку быть субъектом деятельности. В результате чего у детей повышается положительная самооценка, формируется устойчивая позиция по отношению к себе и к другим.
ФГОС ДО выделяет принцип реализации программы дошкольного образования в формах, специфичных для детей данного возраста, прежде всего в форме игры.
Главная идея: создание условий для самореализации детей, для усвоения социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения через театрализованные культурные практики.
Идея личностного подхода к воспитаннику в культурных практиках, с применением театрализованной деятельности, очень высока: происходит развитие индивидуальных качеств, обогащение эмоциональной, речевой, коммуникативной сферы. Также происходит реализация установок в процессе взаимодействия со взрослым, использование собственной активности в разнообразных видах деятельности.
Изменения касаются предметно-пространственной среды, наполнения ее в соответствии с тематикой культурных практик и интересов детей. Культурные практики включаются в зависимости от потребностей детей, в соответствии с тематическим планированием и индивидуальными запросами ребенка. Они могут возникать по поводу различных событий, таких как дни рождения, появления в группе новенького ребенка, сезонных изменений, затруднении общения, возникновения конфликтных ситуаций, календарных праздников, мероприятий и т. д. Образовательная деятельность приобретает более гибкий характер, так как культурная практика может возникнуть спонтанно, без предварительной подготовки и планирования, также может продолжаться неограниченно во времени, в зависимости от сюжета и интереса к ней детей. Но культурная практика не наносит ущерб образовательному процессу и гибко переходит из одной деятельности в другую. Если интерес к ней не потерян, дети возобновляют действия с новыми идеями и творческим подходом. Подготовка к разным культурным практикам проходит по-разному, в зависимости от содержания, направления и развертывания сюжета. Приветствуется творческий подход всех участников деятельности. Педагог, ребенок или родитель вносят идею культурной практики, которая принимается коллективом или группой детей и может носить разный темп, качество и продолжительность. Может и не быть принята вовсе, здесь педагогу важно поддержать ребенка и перенаправить его идею в другое, более выигрышное русло. Очень важным является личностный подход, поддержание мотивации и творческого, коммуникативного взаимодействия.
Дошкольное воспитание обрело статус первого уровня общего образования, для которого разработан и утвержден государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО). В соответствии со стандартом социально-коммуникативное и речевое развитие детей выделены в отдельные образовательные области.
Детские культурные практики в настоящее время основательно изучены и нашли отражение в теоретических исследованиях многих авторов: Коротковой Н. А., Крыловой Н. Б., Никитиной Е. А и др.
В Кировской области изучением теоретических и организационно-методических аспектов культурных практик занимались авторы : Арасланова Е. В., к. психол. н., Севастьянова И. Н., Ефремова Е. С., Жербанова Л. И. и др.
Как отмечают авторы, культурная практика—это собственный опыт человека, способствующий интеллектуальному, нравственному, эстетическому развитию [1,с. 5].
В основу опыта включены следующие теоретические положения:
* Теория Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию ребенка, согласно которой признается главенствующая роль деятельности (особенно ее ведущего вида-игры) для развития ребенка;
* Теория А. В. Запорожца о взаимосвязи обучения и творчества;
* Теория Л. С. Выготского о взаимодействии ребенка со сверстниками и взрослыми как важнейшем условии вхождения его в человеческую культуру;
* Теория Л. А Венгера о развитии способностей, в соответствии с которыми основная линия в развитии ребенка—это способности, позволяющие ему самостоятельно анализировать, находить новые варианты решений в проблемных ситуациях.
* Теория Н. Б. Крыловой о детских культурных практиках как привычных для ребенка видах его самостоятельной деятельности, поведения, уникального индивидуального жизненного опыта, практикуемого им как интересного ему и обеспечивающего самореализацию.
Учитывая, что культурные практики — это привычные, повседневные способы самореализации ребенка, тесно связанные со значимыми переживаниями совместно с другими людьми (опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи) [2], данные виды и формы взаимодействия нашли широкое применение в деятельности нашего ДОУ. Нами созданы необходимые условия для применения культурных практик с применением театрализованной деятельности. Поскольку мы работаем по программам, «ориентированным на ребенка, можем подходить творчески к процессу формирования содержания по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся ситуации, опираясь на интересы отдельного ребенка или группы детей» (выдержка из Комментариев к ФГОС ДО-к разделу II, п 2.7) [3].
Также учитывая накопленный мной более чем за 10 лет материал по данному направлению, возникла необходимость для обобщения опыта и создания определенной системы работы по театрализованной деятельности. Кроме того более16-и лет я являюсь педагогом дополнительного образования Дома детского творчества (первая квалификационная категория, руководителем театрального объединения «Сказка» в детском саду. Мной собраны разработки различных интересных постановок, имеются свои разработки по театрализованной деятельности, накоплен методический материал, созданы разные виды театров, костюмы, маски и т. п.
Опираясь на теоретические принципы и требования ФГОС ДО, мы реализуем в работе нашего ДОУ культурные практики для речевого развития детей, с применением театрализованной деятельности.
Сущность инновационного педагогического опыта заключается в разработке и применении следующих театрализованных культурных практик для развития коммуникативной деятельности детей :
1. Проект «Наш театр».
2. Экран общения «Хорошее настроение-всем!» (с применением театральных кукол).
3. Театрализованная культурная практика (занятие-сказка) «Добро пожаловать в сказочную страну!»
4. Культурная практика «Новые сказки».
5. Культурная практика «Портфолио новой сказки».