МААМ-картинки

Опыт работы «Поддержка детской инициативы, самостоятельности и творчества» Часть 3

Оксана Александровна Хаткина
Опыт работы «Поддержка детской инициативы, самостоятельности и творчества» Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы

В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю различные инновационные технологии. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются проектный метод и технология индивидуализации обучения и развития «Детский совет», поскольку они позволяют реализовывать образовательную деятельность, оптимально раскрывающую потенциал участия детей, а также отводят основную роль образовательным процессам, реализуемым в повседневной деятельности, в естественных условиях.

Публикация «Опыт работы „Поддержка детской инициативы, самостоятельности и творчества“ Часть 3» размещена в разделах

Что значит участвовать? Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы, совместно находить решения вопросов и задач, возникающих в процессе совместного жизнетворчества.

Так как взрослые и их формы общения всегда являются примером для детей, то культура участия может быть сформирована только постоянной ежедневной практикой. В этом случае идеи, отвечающие интересам и желаниям детей, являются продуктивными и основательными. Например, участие детей в выборе темы проекта обеспечивает «запуск» познавательных интересов; самоопределение в видах деятельности развивает внутреннюю мотивацию; принятие самостоятельных решений относительно действий и их результатов воспитывает ответственность. Опора на опыт детей – чувственный (сенсорный, эмоциональный, кинестетический, представляет большие возможности для вовлечения детей в живой заинтересованный разговор, который может продолжиться планированием образовательного проекта.

Для разработки проектов, я использовала одну из форм вовлечения детей в участие - детский совет. Детский совет - это общее собрание группы детей вместе с педагогами. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых мы планируем темы, предстоящие занятия, устанавливаем групповые правила, поддерживаем позитивное расположение духа, проводим разного рода игры и упражнения (речевые, артикуляционные, элементы психогимнастики, совместное пение, чтение и пр.)

Выбрав тему, заинтересовавшую детей, мы начинаем работу.

Например, однажды на завтрак в детском саду была каша. Во время приема пищи мы заметили, что не все дети съели кашу. Тогда я спросила детей, что бы они хотели съесть сейчас. Ответы детей были такими: пиццу, чипсы, макароны с сосисками, Кока-Колу, кофе, мармеладных червячков и т. д. К беседе подключились другие ребята, которые сказали, что это кушать вредно. Мы согласились с этим предположением. Во время обеда дети начали задавать вопросы по предложенным блюдам: а полезен ли борщ, а полезна ли картошка и чем? Таким образом, мы выявили проблему: не информированность детей о вредной и полезной пище.

После этой беседы мы сели в кружок и обсудили, о чем будет наш проект – выбрали тему исследования. Тема: «Как нам правильно питаться?»

Совместно мы определили цель и задачи: на наш вопрос «Зачем мы будем проводить наше исследование» последовал ответ: «Чтобы мы знали, что можно кушать, а что нельзя». На вопрос: «Как мы будем это узнавать?», дети ответили, что хотели бы знать про то, чем полезны овощи и фрукты, каши и суп и т. д. ; и чем вредят нам чипсы и кока-кола.

Далее я задала вопрос о том, что же вы хотите, чтобы мы делали для получения этих знаний, дети ответили: «А давайте проводить эксперименты». Вот так получилось, что наш практический этап состояла практических из одних экспериментов. Надо сказать, что, поддержав таким образом инициативу детей и удовлетворив их желание, мы получили заряд активности на протяжении всей проектной деятельности и один и тот же вопрос в конце дня: «А мы будем завтра проводить эксперименты?». Конечно же, будем.

Закончив наш проект, мы провели рефлексию о том, что нам удалось, а что нет, и что бы детям хотелось сделать еще по данной теме.

Бывает так, что у ребенка бывают вопросы или явная заинтересованность в какой -либо конкретной области. Прекрасным способом поддержать инициативу ребенка к познанию будет индивидуальный проект -детский «мастер-класс».

Благодаря работе над индивидуальным проектом, ребенок не только получает ответы на свои вопросы по заинтересовавшей его теме, но и получает возможность рассказать о своих знаниях товарищам, презентуя свой проект. Детям очень нравиться делиться своими знаниями с товарищами. Лучшим поощрением для ребенка является заинтересованность и удивление сверстников в теме проекта. Делясь своим опытом, ребенок развивает свои коммуникативные возможности, получает чувство удовлетворения в том, что его тема оказалась интересна и получила признание у товарищей, повышается авторитет ребенка и его самооценка.

Таким образом, работа над индивидуальным проектом стимулирует дальнейший рост познавательной активности и проявление инициативы, а также является мотивацией для других детей узнать что-то интересное, удивительное и поделиться этим с товарищами.

В настоящее время опыт работы с индивидуальными проектами не велик, но эта работа у нас в перспективе.

К планированию презентации проекта я тоже стараюсь максимально подключить детей. Например, к презентации одного проекта, мы решили сделать фотоотчет о проекте, который направлен на пропаганду здорового питания и отказа от вредных продуктов. Дети были авторами сюжета и постановщиками фото, а воспитатель – фотографом. А к презентации другого проекта дети придумали сказку, изготовили атрибуты из картона и бумаги и сделали театрализованное представление для средней группы.

Мы с детьми провели не один проект, и в процессе каждого следовали следующим способам поддержки детской инициативы :

- поддержка детской заинтересованности в той или иной теме. Дети не должны слышать в ответ на свой вопрос: «Это не интересно» или «Как вам не стыдно не знать это», а должны слышать: «Как хорошо, что вы спросили об этом», «Это очень важный и интересный вопрос», «Давайте разберемся в этом…»;

- совместное обсуждение целей и задач. Лучше всего это делать в кругу. Необходимо выслушать каждое предложение ребенка, записать все на бумагу, зачитать их перед детьми и обсудить то, как мы будем все это узнавать;

- поддержка желаний детей к выполнению тех или иных действий (совместное составление плана работы, так как дети предлагают те действия, которые им интересны;

- предоставление детям максимальной возможности самостоятельно выполнять практические действия (в частности проведение экспериментов, наблюдений, поиск информации из различных источников, которые в полной мере должны быть предоставлены детям воспитателем);

- проведение рефлексии по итогам проектной деятельности (очень важно, чтобы дети сами сделали вывод о том, удалось ли им достичь поставленной цели);

- предоставление детям необходимого материала и оборудования в достаточном количестве.

Развивающая предметно-пространственная среда как условие поддержки детской инициативы

Еще Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Он считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои способности и возможности, выбирая занятие по душе. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка и в том числе развитию и поддержке детской инициативы.

Рассмотрим принципы организации предметно-пространственной среды по ФГОС ДО с позиции поддержки и развития детской инициативы. Среда должна быть:

• Содержательно-насыщенной. В группе должны быть игрушки, оборудование, материалы, которые должны отвечать всем потребностям и удовлетворить все интересы детей. Если у ребенка возник какой-то интерес или ребенок проявляет желание что-либо сделать, то в группе он должен найти достаточно материала для удовлетворения своего интереса;

• Трансформируемой. Ребенок должен иметь возможность использовать трансформируемую мебель, модули, ширмы и т. д., и изменить их в зависимости от своих меняющихся интересов и ситуации;

• Полифункциональной. Игрушки и материалы должны давать ребенку возможности использовать их в разных ситуациях и в разных играх также в зависимости от своих меняющихся интересов;

• Доступной. Дети должны иметь доступ к нужным им в данный момент времени материалам, игрушка или оборудованию, тем самым, проявляя инициативу по их выбору;

• Безопасной.

В нашей группе предметно-пространственная среда отвечает всем требованиям ФГОС ДО. Конечно же среда безопасна, дети имеют свободный доступ к игрушкам, материалам и атрибутам. В нашей группе имеется большое количество разнообразных материалов, атрибутов, игр и игрушек для удовлетворения познавательных, игровых, коммуникативных потребностей детей. Эти атрибуты, игры и материалы дети используют в различных видах деятельности.

Очень интересно представлен в нашей группе принцип трансформируемости. В группе есть универсальный уголок, который, в зависимости от интересов детей, может раскладываться, передвигаться, трансформироваться. Здесь дети могут открыть фитнесс-центр, сделать универмаг различных товаров, посетить больницу, купить выписанные лекарства в аптеке, сходить в массажный кабинет. Также, натянув тканевую ширму, можно сделать театр и показать товарищам интересную сказку. А если закрыть уголок и спрятаться туда, то можно уединиться и побыть немного одному (иногда, при плохом настроении детям это необходимо).

Взаимодействие с родителями по вопросам поддержки детской инициативы.

Уделять внимание поддержке и развитию детской инициативы, самостоятельности и творческого мышления должны не только воспитатели в детском саду, но и родители.

Форм работы с родителями по данной теме много: беседы, консультации, рекомендации, индивидуальные проекты детей при поддержке родителей и т. д.

В своей группе я часто провожу конкурсы и выставки совместных творческих работ родителей и детей на различные темы. Рассказывая о своей работе в группе, ребенок с упоением рассказывает, что придумали они с мамой или с папой и о том, что именно он захотел сделать в этой работе.

Я так же использовала такую форму работы с родителями, направленную на развитие и поддержку детской инициативы как изготовление индивидуальных лэпбуков.

В процессе совместной деятельности в группе появился лэпбук по экологии «Животные мира». Дети долго рассматривали картинки с животными с разных материков, играли в дидактические игры, интересовались про особенности жизни и слушали интересные факты о животных. После просмотра я рассказала детям о том, что лэпбуки могут быть на самые разные темы и спросила детей про что бы они хотели еще узнать при помощи лэпбука. Ответы были разными: еще про животных, транспорт, птицы, деревья, космос и т. д. Тогда я спросила: «А смогли бы вы сделать такой лэпбук дома с родителями?» Дети с охотой отозвались на эту идею, и на следующий же день родители стали подходить ко мне с вопросом об лэпбуках. Менее активным родителям я сама предложили изготовить лэпбук на тему интересную ребенку. Многие родители спрашивали детей прямо в приемной о теме, которую бы хотел узнать и показать их ребенок. Некоторые обещали подумать дома.

Результат превзошел все наши ожидания. Наша группа стала пополняться различными лэпбуками на самые разные темы: транспорт, автомобили и их марки, космос, дикие и домашние животные, профессия художника, деревья, животные мира и т. д. Два лэпбука получились с одинаковой темой. Ну и что же! Дети интересуются одной темой. Во время самостоятельной деятельности в группе эти мальчики объединились и обменялись лэпбуками, находя общую и разную информацию, получая для себя еще более полные знания по данной теме.

Каждый лэпбук, который принес ребенок с родителями, в тот же день с интересом рассматривался в группе. Сам автор с удовольствием показывал, рассказывал и проводил игры из своего лэпбука.

В процессе всей этой работы я не раз слышали фразу от детей, которые еще не принесли свою работу : «Я скажу маме, чтобы мы тоже сделали лэпбук про…», и наша среда продолжала пополняться.

Вывод

Из своего опыта работы я сделала следующие выводы о способах развития и поддержки детской инициативы :

1. Принимать и поддерживать интерес и познавательные желания ребенка;

2. Давать возможность ребенку предлагать идеи и высказывать свои мысли;

3. Давать ребенку возможность сделать и попробовать самому и сделать соответствующие выводы ( не оценивать ребенка: «правильно - не правильно»);

4. Позволять ребенку самостоятельно выбирать способ и необходимые материалы к выполнению действия;

5. Формировать коммуникативные умение ребенка (договариваться, слушать, аргументировать);

6. Предоставить ребенку предметно-пространственную среду, способствующую поддержке его инициативы;

7. Занимать позицию «партнера»;

8. Вести работу с родителями по поддержке детской инициативы.

Ребенка можно привлечь к любой деятельности. Но постоянный интерес на протяжении всей деятельности и достойный результат может быть только от той деятельности, которая идет от самого ребенка, т. е. ребенок проявляет к ней интерес и в ней инициативу. К тому же такая деятельность позволяет ребенку соответствовать тем требованиям, необходимым ему в школе: быть самостоятельным и активным в принятии решений и выполнении действий.

Методическая литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "Вдохновение" под редакцией Е. И. Федосовой. Изд. ООО «Национальное образование», М., 2019 год.

2. «Поддержка детской инициативы и самостоятельности» Н. А. Модель. Изд. ООО «ТЦ Сфера». М., 2016 год.

3. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт. -сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014г.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники художественного творчества» во второй младшей группе (опыт работы клубного часа)«Нетрадиционные техники художественного творчества» во второй младшей группе (опыт работы клубного часа) Цель: - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Задачи:.

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Поддержка детской инициативы, самостоятельности и творчества» Часть 3
Опубликовано: 8 января 2020 в 18:06
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Поддержка детской инициативы, самостоятельности и творчества» Часть 3» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Александровна Хаткина (УИ 523285) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД