Наталья Алехина
Опыт работы «Активизация связной речи детей второй младшей группы в процессе театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
В решении задач, связанных с развитием речи ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.
Публикация «Опыт работы „Активизация связной речи детей второй младшей группы в процессе театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.
Развивать связную речь младших дошкольников - это значит прививать им ряд точных умений:
• умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы, с относительной полнотой раскрыть ее в своем связном высказывании;
• умение подчинить свое связное высказывание определенной мысли;
• умение подбирать языковой материал для высказывания, для любого связного текста;
• умение систематизировать материал, располагать его в логической последовательности;
• умение критически относится к своей речи, совершенствовать ее, «редактировать» составленные связные высказывания, тексты.
Процесс развития связной речи ребенка требует постоянного педагогического руководства. Без овладения речью, а точнее, связной речью, невозможно дальнейшее развитие и образование ребенка.
В широком смысле связная речь рассматривается как акт коммуникации. Признается, что связной речью являются отрезки речи, которые не обладают значительной протяженностью и не расчленяются на самостоятельные части, но характеризуются самодостаточностью смысла и коммуникативной автономностью. Под отрезками (единицами) связной речи с лингвистической точки зрения понимают высказывания, словосочетания, предложения, тексты.
Таким образом, под связной речью понимается смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из главных задач дошкольного учреждения.
Связная речь представляет собой развернутые высказывания, находящиеся в смысловом и структурном единстве и обеспечивающие общение людей.
В поисках эффективных средств развития связной речи дошкольников педагоги все больше обращают внимание на использование разных видов искусства. Одним из главных методических средств, для решения комплекса задач по развитию связной речи является театрализованная деятельность.
По мнению основателя русской актерской школы К. С. Станиславского, «природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собою и каждого с самим собою, …на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит почти исключительно из диалогов».
Проживая и переживая с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную деятельность.
В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. С помощью игр-драматизаций дети осваивают элементы общения – мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной работе энергично развивается разговор как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги образцовые, «верные», т. е. выверенные хронологически, логически, чувственно. Заученные в период подготовки к спектаклю литературные эталоны речи ребята употребляют в дальнейшем как готовый материал в вольном общении, т. е. происходит фактическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.
Сам процесс подготовки проведения театрализованной игры решает множество задач по развитию связной речи :
• систематическое выполнение игровых упражнений, направленных на развитие мимики и пантомимики, благодаря чему движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения па другое, понимать тонкости жестов, выражения лица и движений другого ребенка.
• введение игр и упражнений на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации.
• переход к драматизации стихов, прибауток, потешек: дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя различные виды театра (пальчиковый театр или настольный)
• переход к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок, где используются разные маски или элементы костюмов и виды театров- настольный, пальчиковый, би-ба-бо-, дети могут разыгрывать текст в качестве актеров.
• Одной из наиболее эффективных форм работы по развитию речи является театрализованная игра задействует эмоции дошкольников: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, что облегчает процесс развития речи. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка, и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его речевое становление.
Более весомые ступеньки овладения речью приходятся на дошкольный период.
Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.