Ирина Персанова
Опыт применения жестовой и эмоционально-мимической технологии релаксации перед сном
▼ Скачать + Заказать документы
В федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровье сбережения и здоровье сохранения детей. Одна из приоритетных задач ФГОС – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск технологий повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольном образовании.
Публикация «Опыт применения жестовой и эмоционально-мимической технологии релаксации перед сном» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Исследования показали, что при недостатке сна у дошкольника выносливость нервных клеток коры головного мозга значительно снижается. А это влечет за собой снижение активной деятельности и работоспособности. Часто нарушается поведение.
В режиме дня дошкольника на дневной сон отводится определенное время, которое нужно использовать эффективно. А что это значит? Если раньше на расслабление воспитанников в преддверии сна уходило более 30 минут, чтобы к каждому подойти, погладить по голове, сказать нужные слова, то теперь, когда мы стали применять метод жестового и эмоционально – мимического сопровождения, дети намного быстрее успокаиваются, расслабляются. Без слов, с помощью мимики и плавных жестов в сопровождении фонограммы релаксации создается индивидуальный невербальный диалог взрослого и ребенка.
Жестовая технология релаксации известна с давних времен. С помощью жестов мы можем общаться : приветствовать друг друга, выражать эмоции. Практика знает жесты радости, жесты унижения и оскорбления, жесты приветствия и прощания, жесты влечения и другие обобщенные жесты. Жестовая техника - это своеобразное плавное движение кистей рук, руки, головы, корпуса тела взрослого с определенной целью. Важно поймать взгляд ребенка, и, попав в его поле зрения, оценив взгляд ребенка, рука начинает действовать: совершать плавные круговые, волнообразные движения сверху вниз, диагональные и т. д. В зависимости от ситуации поведения и взгляда ребенка может работать один указательный палец, плавно переходя в работу кисти и всей руки. Амплитуда движений также может быть разнообразной. При этом важны также движения головы (плавные покачивания из стороны в сторону или плавные кивки) и движения корпуса в сторону воспитанника.
Известно, что эмоции развиваются раньше, чем речь. Используя этот факт, признающийся во всем мире, мы во время расслабления выстраиваем ассоциативную связь между эмоцией и поведенческими реакциями ребенка и эмоциями воспитателя. А именно, ребенок, засыпая, ждет эмоционального одобрения или неодобрения от всех, кто находится в этот момент рядом: сверстники, воспитатели, младший воспитатель, случайно вошедшие сотрудники.
Эмоциональный ряд представлен разнообразными эмоциями, которые можно сгруппировать: эмоции радости, эмоции неодобрения (одобрения соответственно, вопросительные эмоции, эмоции удивления, при которых дополнительно присоединяется конфигурация рта. Брови так же имеют значение при формировании той или иной эмоции для завершения качественной картинки эмоционального фото.
Нами было замечено: чем ближе расстояние между субъектами эмоционального общения, тем быстрее распознаются эмоции участников этого общения: тот, кто инициирует и тот, кто на это отвечает.
В жестовой технологии релаксации на начальном этапе жесты и эмоции неразделимы. Как только пройдет достаточно времени, примерно около двух недель, не более, можно жестикуляцию уменьшить в дозировке и увеличить эмоционально мимический контакт. Если в жестовой технике важно поймать взгляд ребенка и жестовое поведение кисти или руки, заставляя глаза ребенка сосредоточиться и расслабиться, то в мимическом контакте взгляд ребенка мы концентрируем на своем взгляде и через пару секунд добавляем эмоции, которые приводят к душевному равновесию, расслабляют его, провоцируя к засыпанию. В этом есть преимущество перед жестовым поведением руки и кисти, а именно амплитуда, траектория этого поведения не отвлекает окружающих сверстников. Например, когда для гиперактивного воспитанника жестовое поведение еще является релаксирующим, то для других, которые уже расслабились, оно может быть отвлекающим в данный момент. Поэтому эффективность эмоционально – мимического контакта, без участия рук, будет полным и качественным, когда будут участвовать в этом процессе все части лица: губы брови, челюсти, глаза, нос щеки. Эмоции младенца, ребенка, дошкольника, уже взрослого человека, а также эмоции очень пожилого человека, например, кому за 85, имеют общие признаки распознавания. Существенным фактором качественного применения жестовой технологии в этом проекте будет умение распознавания микро эмоции, о которых говорил американский ученый Пол Экман. Данное исследование проходило как в отечественной, так и в зарубежной психологии.
Таким образом, сон качественный, расслабленный позволит организму ребенка отдохнуть и проснуться бодрым, готовым к восприятию новых знаний. Будут созданы предпосылки к формированию высших психических функций: воображения, мышления, памяти без особых потерь в качестве. Гармонизация личностных и семейных отношений, адекватного восприятия жестикуляций педагога во время бодрствования.