Наталья Макара
Опыт применения активных методов обучения на уроках английского языка, направленных на повышение качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги! Позвольте поделиться своим опытом применения активных методов обучения на уроках английского языка, направленных на повышение качества образования.
Чтобы вовлечь детей в процесс обучения необходимо сделать его увлекательным, заинтересовать детей. Для того чтобы привить детям интерес к изучению иностранного языка, повышения эффективности и качества образования на своих уроках я использую активные методы обучения такие как:
1. TPR (Total Physical Response) – метод полного физического реагирования нацелен на восприятие языка через органы чувств и подходит для кинестетиков, аудиалов и визуалов. Суть метода заключается в запоминании новых слов, фраз и лексических конструкций с помощью жестов, выполнения команд, пантомимы и игры. Например, на слово ball (мяч) дети изображают сам предмет и игры с ним. Таким образом можно выучить огромное количество слов, запоминая их ассоциативно. У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, им тяжело проводить параллели между русским и английским, тем более переводить. Чтобы запомнить новое слово ребенку нужно соотнести это слово с его образом — предметом, картинкой или жестом, в чем нам и помогает TPR.
Основное правило TPR: нельзя понять то, чего ты не сделал сам. На занятиях ученики не являются пассивными слушателями, они активно вовлекаются в образовательный процесс: повторяют слова, фразы с разной интонацией, движениями, придумывают свои игры, танцуют. Глаголы движения таким образом учатся на ура. При таком запоминании задействуется наглядно-образное мышление и приводить дополнительные объяснения или параллели с родным языком не требуется, достаточно вспомнить слово и жест или картинку, которая его характеризует.
TPR можно и нужно применять для решения множества задач:
• отработать лексику, связанную с движениями (go, smile, bow, jump) и частями тела (head, nose, eye, back);
• активизировать временные конструкции (Every morning I get up, I wash my face, I make breakfast);
• выучить выражения классного обихода и команды (Open your books, stand up, close your eyes);
• инсценировать рассказы и истории;
• для релаксации и смены деятельности во время физпаузы.
Как метод TPR выглядит в действии?
Например, можно выучить песню-разминку “Head, Shoulders, Knees and toes”.
Английский вариант
Head and Shoulders,
Knees and toes, knees and toes,
Head and Shoulders,
Knees and toes, knees and toes,
Eyes and ears, mouth and nose,
Head and Shoulders
Knees and toes, knees and toes. Перевод на русский
Голова и плечи,
Колени и пальцы ног, колени и пальцы ног,
Голова и плечи,
Колени и пальцы ног, колени и пальцы ног,
Глаза и уши, рот и нос,
Голова и плечи
Колени и пальцы ног, колени и пальцы ног
Слова вообще не нужно переводить – просто поём и показываем части тела на себе. Дети быстро и легко их запомнят.
2. Игровые приемы. Игра служит эффективным средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи. Игра обостряет мыслительную деятельность учащихся; именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения; всесторонне развиваются. Игры группируются по цели использования (лексика, грамматика, перевод, страноведение, по функциональной значимости (речевые навыки и умения, по сюжетной линии (инструментальные игры, ролевые игры и так далее).
Игры с карточками на английском языке просто незаменимы для изучения и закрепления лексики по новой теме. Как только вы показали новые карточки вашему ребенку несколько раз, настало время закрепления материала с помощью простых игр:
1) Is it a? (Например, в начале урока в беседе о погоде)
Показываю одну карточку и спрашиваю учащегося «Is it a?», далее правильное или неправильное название предмета. Если карточка и название совпадают, ученик должен ответить «Yes, it is.», если не совпадают, то ребенок должен ответить «No, it isn’t».
2) What is missing? (Например, при введении новой лексики и её отработке)
Вешаю на доску карточки с лексикой урока, предварительно произнеся вслух название каждой из них и несколько раз повторив со всем классом, потом даю команду учащимся «Close your eyes» («Закройте глаза») и убираю одну из карточек. Затем задаю вопрос: «What is missing?» («Что пропало?», и ребенок должен назвать, убранную карточку. Потом можно постепенно увеличить количество убираемых карточек и/или поменяться ролями.
3) What is it?
Листом бумаги с прорезью в виде замочной скважины закрываю слово с названием карточки или картинку, обозначающую данное слово, и прошу учащегося назвать ее с помощью вопроса «What is it?» («Что это?»).
Лексические игры. Игры «в слова» обогащают лексический запас ученика, приучают быстро находить нужные слова, актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр мною проводятся с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3—5 мин или с использованием таймера-бомбы). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.
1) «Кто больше сочинит» - подбор рифмы (Wall – ball, look – cook, rock – cock, bed – red, cool – pool).
2) «Распутай слово». Предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок букв. Например: tsaf - fast, esuom – mouse, tsal – last, esroh – horse.
3) Соединить половинки слов
Слова делятся на две части (foot-ball, snow-man и т. д.). Затем первые половинки записываются вразнобой в левый столбик, а вторые — в правый. Ребенку предлагается соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.
4) Составить слова по конструкции
Предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с которыми необходимо подобрать слова, например:
а) составить 6 слов, в которых первые две буквы wh, а количество остальных не ограничено (what, whey, where и т. д.)
б) За 3 мин. написать, как можно больше слов, состоящих из 3-х букв
5) «Виселица»
На доске отмечается количество букв загаданного слова. Предлагается отгадать слово, называя только 1 букву. за каждую неверно названную букву, рисуется элемент виселицы.
Игры для развития памяти. Такие игры помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения. Например, загадки:
1. A lot of spots, a long-long neck, a funny scarf - it’s a… GIRAFE
2. Green and long with many teeth, beautiful smile – it’s… a CROCODILE
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
3. Проектная деятельность.
Проект — метод организации работы студента (индивидуальной, парной, групповой, в которой ему необходимо найти и проанализировать дополнительную учебную информацию на заданную тему. Результаты могут иметь разную форму: компьютерные презентации, плакаты, реальные объекты или сделанные вручную, записанные студентом видео/аудио работы, викторины и т. д. — всё зависит от поставленных целей и темы задания.
Следует отметить, что при проведении проектной деятельности подразумевают смещение позиции преподавателя: он становится не носителем, а организатором обучения, изменяется психологическая атмосфера в классе.
Проектный метод работы в преподавании иностранного языка имеет особое значение. Основные преимущества:
• Развивается умение находить и анализировать нужную информацию, правильно и логично выстраивать ее подачу.
• Практика навыков самостоятельной работы/с партнером или в группе (проявляются навыки коммуникации в коллективе и личностные качества).
• Расширяются познавательные способности и творческий потенциал, критическое мышление учащихся.
• Развивается способность к самообразованию.
• Практикуются все виды учебной деятельности одновременно: чтение, слушание, говорение и письмо.
4. Информационно-коммуникационные технологии.
На своих уроках я систематически использую авторские или собственно разработанные мультимедийные презентации, а также другие электронные образовательные ресурсы. Считаю, что использование возможностей современных информационных технологий способствует:
• активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
• развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников;
• повышению уровня комфортности обучения;
• повышению активности и инициативности школьников на уроке;
• развитию информационного мышления школьников, формированию информационно - коммуникационной компетентности.
Спасибо за внимание!