МААМ-картинки

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах сохранения здоровья ребенка

Нина Курмеева
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах сохранения здоровья ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

Аннотация. В статье представлен опыт организации работы с родителями в рамках равноправных партнёрских взаимоотношений. Уточнены принципы совместной деятельности семьи и дошкольной организации, определены основные задачи взаимодействия. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что уровень педагогической компетентности родителей растет в период с сентября по май учебного года. Анализ вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс показывает положительную динамику.

Публикация «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах сохранения здоровья ребенка» размещена в разделах

Ключевые слова: равноправные партнёрские взаимоотношения; преемственность воспитания; сотрудничество; здоровая семья.

Детский сад на сегодняшний день является открытым образовательным пространством для всех участников образовательного процесса. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом работа педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) с родителями организованна в рамках равноправных партнёрских взаимоотношений.

Для успешного осуществления образовательной деятельности педагоги взаимодействуют с родителями воспитанников по таким основным направлениям, как организационная деятельность, педагогическое просвещение, совместное творчество детей, родителей, педагогов [1]. Важной задачей педагогических работников, непосредственно вовлеченных в образовательный процесс, наблюдающих за детьми, знающих их проблемы, является привлечение родителей к сотрудничеству, к формированию у них знаний и понимания педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье [6]. В этом способны помочь проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д. Очень важно, что при таком сотрудничестве родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка. Приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребёнка заключается в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», «удовлетворяя базисную потребность в психологическом контакте и безусловном принятии» [3]. С такой позиции, взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено, в первую очередь, на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных детско-родительских отношений.

В МА ДОУ Детский сад №10 «Берёзка» г. Радужный ХМАО-Югре партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно - образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. К важнейшим задачам, решаемым ФГОС ДО, относятся обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Дошкольное учреждение и семья призваны, уже в раннем возрасте заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы взаимодействия. Именно в семье, в детском образовательном учреждении, на ранней стадии развития, ребенку должны помочь понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно формировать и сохранять свое здоровье [4].

В связи с важностью организации взаимодействия детского сада с семьей в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка основными задачами были сформированы:

изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе, округе;

поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Организованная система работы взаимодействия с родителями в 2020-2021 году включала обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

На протяжении учебного года родителям была представлена возможность поучаствовать в разнообразных мероприятиях, проводимых в дошкольном образовательном учреждении.

Основной формой сотрудничества с родителями являются родительские собрания, которые включают в себя весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия детского сада и семьи. В работе использовались такие организационные формы взаимодействия : тематические консультации, индивидуальные беседы, наблюдения, родительские собрания, совместные досуги и развлечения [2]. В социальных сетях создан форум для родителей «Общение без ограничения», позволяющих оперативно информировать о планируемых и проводимых мероприятиях.

Детский сад, находящийся в режиме развития, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого изменяются формы и направления работы детского сада с семьей. Начинается эта работа с анализа социального паспорта родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Для этого проводятся анкетирования, личные беседы. Результаты такой предварительной работы оказывают помощь в правильном выборе траектории совместной деятельности, позволяя подобрать интересные формы взаимодействия с семьей, сделав его более эффективным.

Одной из эффективных и нетрадиционных форм взаимодействия с семьей является родительский клуб. Главная цель создания клуба – установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-педагогического поддержки родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства. Осуществляя сотрудничество с родителями в решении задач воспитания, развития, образования и укрепления здоровья воспитанников, педагоги ДОУ стремятся к созданию дружелюбного партнерства между детским садом и семьей. Работа родительского клуба направлена на проведение мероприятий, которые ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей. Сотрудничество – это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Назначение нетрадиционных форм взаимодействия, а именно клубов, в том, что у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, заинтересовать родителей проблемами воспитания своего ребенка. Встречи, предусмотренные планами работы родительских клубов, способствуют пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания, формируют у них уважительное отношение к работе педагогов, приобщают к жизни детского сада. Принимая активное участие в совместных мероприятиях, родители меняют свое отношение к образовательному учреждению. Они стараются помочь в организации и проведении мероприятий, стремясь создать доверительную домашнюю обстановку. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, что позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка [5]. Наше дошкольное учреждение на протяжении многих лет эффективно и плодотворно осуществляет сотрудничество с родителями в форме клубов: «Школа молодых мам»; «Здоровая семья – здоровый ребенок»; «Психологическая гостиная».

Нами было проведено анкетирование родителей по вопросам, касающимся состояния здоровья детей детского сада, показавшее, что 43% из них нуждаются в консультациях и рекомендациях. Всего 40% родителей отметили определяющую роль семьи в укреплении и сохранении здоровья. В связи с этим нами был сформулирован вывод о необходимости активизации родительской роли в физическом воспитании детей, ведь именно семья, ее образ жизни во многом определяют состояние здоровья детей. Анкетирование помогло выявить такую проблему, как низкую заинтересованность родителей в организации физического воспитания, двигательной деятельности детей.

При дальнейшем изучении данной проблемы стало ясно, что это происходит из-за:

занятости родителей;

неосведомленности родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми;

недостаточности знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста;

нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми;

невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.

При проведении анкетирования были выявлены наиболее приемлемые и эффективные формы работы. Оказалось, что наиболее популярными являются совместные мероприятия с участием детей и родителей – им отдали предпочтение 90 % родителей.

Предварительно проведенные исследования позволили сформулировать главную цель работы с родителями – это создание единого образовательно – оздоровительного пространства, направленного на гармоничное развитие ребёнка, способствующее реализации творческого, физического и интеллектуального потенциала посредством сотрудничества педагогов и родителей, вовлечение их в образовательно – воспитательный процесс, как равноправных и равноответственных партнёров. Таким образом, был создан родительский клуб «Здоровая семья – здоровый ребенок».

Построив сотрудничество с семьей, а именно организовав клуб «Здоровая семья – здоровый ребенок» на условии осуществления тесной взаимосвязи данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной деятельности детского сада, особое внимание уделили постоянному самообразованию педагогов в поиске новых подходов в оздоровлении детей.

Основными принципами работы Клуба явились – добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянство обратной связи, соблюдение этических норм, диалогизация взаимодействия.

Участниками Клуба, в соответствии с положением, являются родители (законные представители) воспитанников, педагоги, другие социально ответственные взрослые, воспитанники.

Формами организации работы Клуба выбраны «круглый стол», психологический практикум, тренинги, «мастер-классы», обсуждение опыта семейного воспитания, коллективные творческие дела, экскурсии и др.

Работа с родителями была построена на следующих основных положениях:

единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только педагогу, но и родителям;

систематичность и последовательность работы в соответствии с конкретным планом;

индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье;

взаимное доверие и взаимопомощь педагога и родителей;

создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов.

Для нас было важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с вами своими мыслями, сомнениями. Наш девиз в работе с родителями: «Мы помогаем родителям, а не учим их, воспитывать собственных детей, и то, что мы предлагаем родителям, должно быть интересно и полезно».

Родители помогают нам с костюмами для развлечений и праздников, участвуют в конкурсах проектов «Здоровье детей в наших руках», «Детский сад – территория здоровья», создают фотоальбомы «Остановись мгновение», участвуют в совместных выставках «Что нам нравиться зимой». Родители организовывают и сами с удовольствием играют в подвижные игры: участвую в семинар - практикуме «Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста». Делятся семейным опытом оздоровления и закаливания детей «Академия родительских идей». Помимо этого, они с удовольствием выполняют домашнее задание в создании презентаций. Принимают участие в праздниках, поют, исполняют роли, приносят угощения, участвуют в флешмобах. Стало традицией проводить День здоровья на лыжной базе «Всей семьей на старт». Встречи проходят в форме живого диалога, при активном обсуждении проблемы с игровыми и тренинговыми ситуациями, переходящими в практическую деятельность.

Подводя итог, можно утверждать, что отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу. В основе сотрудничества дошкольного учреждения и семьи лежит совместная деятельность, то есть совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Современный этап развития системы дошкольного образования предполагает тесное взаимодействие двух воспитательных институтов – семьи и дошкольных учреждений с целью разностороннего развития личности ребенка с учетом его возможностей и способностей. Заинтересованность родителей в области физкультурно - оздоровительной и физкультурно - профилактической работы, а именно участие в родительском клубе, по сравнению с 2020 годом, увеличилось с 17% до 37% активности родителей. В настоящее время активно функционирует модель «открытого» детского сада, которая ориентирована на взаимодействие с семьей и предусматривает качественно новые ролевые нагрузки родителям с целью их равноправного и органичного участия в процессе воспитания и обучения детей. Анализ вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс, показывает положительную динамику: доля родителей, активно участвовавших в мероприятиях, организованных в дошкольном образовательном учреждении увеличилась на 22%, что говорит о популяризации такой работы среди родительской общественности.

Литература:

1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М. : Изд. дом «Карапуз», 2002.

2. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей : Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М. : ТЦ Сфера, 2005.

3. Кошелева, А. Д. Диагностика и коррекция гиперактивного ребенка / А. Д. Кошелева, Л. С. Алексеева. М. : Вече, 2007. – 212 с.

4. Курмеева Н. Н., Пащенко Л. Г. Использование нетрадиционных элементов оздоровления на физкультурных занятиях в детском саду // Культура, наука, образование : проблемы и перспективы: мат-лы VI междун. науч. -практ. конф. 2017. С. 336-338.

5. Пащенко Л. Г., Сабирова С. Н. Эффективность программы по активизации физкультурной деятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения // Восемнадцатая всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: отв. ред. А. В. Коричко. 2016. С. 1657-1660.

6. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей : Практическое пособие. М. : АРКТИ. 2006. С. 80. 3-е изд.

Публикации по теме:

Воспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОСВоспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОС Автор: Мажова Светлана Александровна - воспитатель детей дошкольного возраста МОУ "Анишинская СШ им. Героя Советского Союза А. С. Гостева".

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Итоговое родительское собрание в средней группе «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании ребенка»Итоговое родительское собрание в средней группе «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании ребенка» Итоговое родительское собрание в средней группе "Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании ребенка". 1. Вступительное слово.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Современные подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияСовременные подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Аннотация. В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерамиВзаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами» Современное дошкольное образовательное учреждение не может.

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей 2–3 лет Аннотация. В статье отражена проблема совместной работы семьи и дошкольной организации в рамках реализации ФГОС ДО в процессе здоровьесбережения.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей (фотоотчет)Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей (фотоотчет) На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей — одна из самых актуальных. Правильно воспитывать здорового.

Изготовление эмблемы здоровья «Здоровый образ жизни семьи — залог здоровья ребенка»Изготовление эмблемы здоровья «Здоровый образ жизни семьи — залог здоровья ребенка» Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка. Елена Владимирова. В наше время большое внимание уделяется подрастающему поколению,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах сохранения здоровья ребенка
Опубликовано: 5 декабря 2023 в 18:56
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах сохранения здоровья ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Нина Курмеева (УИ 810639) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД