Вера Горбунова
Занятие по обучению грамоте детей с ЗПР с использованием мультфильмов и мультимедийных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества во все сферы жизни активно внедряются разнообразные инновационные технологии. Система образования также широко использует их. Всё чаще можно услышать, что в дошкольных образовательных учреждениях используют мультимедийные технологии.
Создавая и используя мультимедийные презентации на разные лексические темы и решая коррекционные задачи, педагог может систематизировать и повысить эффективность своей работы. Тем более, что в соответствии с должностными обязанностями педагоги должны знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Публикация «Занятие по обучению грамоте детей с ЗПР с использованием мультфильмов и мультимедийных технологий» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Одним из главных достоинством использования мультимедийных презентаций является создания эмоционально положительного настроя у детей. Демонстрируемый материал в увеличенном виде привлекает внимание детей и заставляет сконцентрироваться на изучаемом материале. С помощью аудио-, видеороликов мы привлекаем внимание детей к речи, это может быть не только комментирование педагога, но и речь автора и персонажей (например, использование отрывков аудиосказок или стихотворного текста). Используя яркие, красочные изображения мы развиваем зрительные функции детей. В презентации мы можем использовать задания на развитие внимания, памяти, мышления. А также использовать разнообразные зрительные гимнастики и релакс-паузы, которые также можно проводить с применением мультимедийных технологий.
На занятиях с применением мультимедийных технологий решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:
1. Активизация и обогащение словаря детей;
2. Совершенствование грамматического строя речи;
3. Развитие связной речи;
4. Развитие интонационной стороны речи;
5. Формирование правильного звукопроизношения;
6. Развитие высших психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление);
7. Подготовка к обучению грамоте.
Используя мультимедийные технологии в работе с дошкольниками с ЗПР необходимо провести консультативную работу с родителями, с целью разъяснения особенностей работы с применением мультимедийных технологий и привлечения в коррекционно-развивающий процесс их самих.
А. А. Гуськова знакомит нас в своих работах с использованием мультипликационных фильмов в логопедической работе. Перенимая полезный и интересный опыт, я разрабатываю и провожу занятия по обучению грамоте детей с ЗПР с использованием мультимедийных технологий и мультфильмов. Мне бы хотелось поделиться опытом проделанной работы.
Подготовка к обучению грамоте, требует от детей больших волевых и познавательных усилий. С целью повышения работоспособности и инициативности на занятии по подготовке к грамоте, я использую просмотр мультфильма в соответствии с тематической неделей в детском саду, в соответствии с целями и задачами занятия. Занятия проводятся также и в интегрированной форме: «Подготовка к грамоте и развитие речи».
Чаще всего при подготовке к занятиям я использую советские мультфильмы, например, такие как: «В лесной чаще», «Это что за птица?», «Урок в лесной школе». Советские художники-мультипликаторы с удивительной точностью, красотой и реалистичностью изображают окружающий мир. Мультфильмы позволяют доступно и наглядно продемонстрировать детям нормы поведения, социальные ситуация представленные для детей подводят их к самостоятельным выводам о «хорошем и плохом».
Используя графические редакторы, программы по созданию электронных презентаций и мультипликаций удается проводить занятия по единой сюжетной линии, решая при этом ряд важных коррекионно-развивающих задач.
При проведении занятия в подготовительной группе детей с ЗПР по тематике : «Птичий двор». Для просмотра был подобран мультфильм по мотивам сказки В. Сутеева «Это что за птица?». Мультфильм был поделен на два отрывка, один из которых был просмотрен непосредственно на занятии, а второй отрывок дети просматривали вместе с воспитателем уже после занятия. На основе мультфильма была подготовлена мультимедийная презентация, включающая в себя упражнения и задания. Ниже представлен конспект занятия по обучению грамоте детей с ЗПР.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ЗПР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМА «ЭТО ЧТО ЗА ПТИЦА?»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура»
Цель: Закрепить знания и представления детей о домашних птицах; продолжить знакомить детей с буквами Д, д. Со звуками д, дь и их характеристиками.
Коррекционно-образовательные задачи:
• Актуализировать активный словарь существительных: петух, гусь, индюк, утка, селезень, индюшка, цыплёнок, курица, лебедь, пеликан, журавль, павлин, ворона ; притяжательные прилагательные: лебединая, петушиный, вороньи, павлиний, пеликаний, журавлиные.
• Учить употреблять имена существительные множественного числа в творительном падеже,; формирование умения составлять предложения; учить образовывать притяжательные прилагательные. Учить согласовывать имена существительные с числительными.
• Обогащать и активизировать словарь детей на тему «Домашние птицы». Совершенствовать грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
• Развивать кратковременную слуховую и зрительную память.
• Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение).
• Совершенствовать мелкую моторику, графомоторные навыки.
• Совершенствовать общую моторику, двигательную активность (Речевые подвижные игры).
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитывать потребность в речевом высказывании;
• Вызвать интерес к просмотру и прослушиванию мультипликационного произведения.
Слайды электронной презентации к занятию «Птичий двор» Ход занятия
Приглашение детей к образовательной деятельности. Рассматривание иллюстраций на доске.
Педагог:
- Ребята сегодня мы погуляем на птичьим дворе. Давайте назовем всех домашних птиц.
Основная часть:
Загадка:
Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет,
Я иду, боюсь,
Кто это?.
Логопед:
- Правильно это гусь (вывешивается картинка на доску). Гусь это домашняя птица или дикая?
Логопед просит назвать строение тела птицы.
-Ребята а гусь хочет поведать нам одну историю давайте внимательно будем слушать и смотреть на экран.
Просмотр мультфильма по мотивам сказки В. Сутеева «Это что за птица?»(1 отрывок)
После просмотра дети выполняют задания предложенные логопедом
Логопед: Вспомните, с какими птицами встретился гусь (лебедь, пеликан, журавль, ворона, павлин, петух). Ребята посмотрите, и скажите, какая картинка лишняя и почему. (Слайд 3,4)
Логопед: Давайте вспомнил с кем гусь, чем менялся (учить употреблять имена существительные множественного числа в творительном падеже,; формирование умения составлять предложения). (Слайд 5,6)
С лебедем гусь поменялся шеями
С пеликаном гусь поменялся клювами
С журавлем гусь поменялся ногами
С вороном гусь поменялся крыльями
С павлином гусь поменялся хвостами
У петуха гусь попросил гребешок
Упражнение на употребление притяжательных прилагательных: «Назови, то что я показываю» «Чья?» Чей?» «Чьи?» (Слайд 7)
Лебединая шея;
Петушиный гребешок;
Вороньи крылья;
Журавлиные ноги;
Пеликаний клюв;
Павлиний хвост
Логопед: Кто встретил гуся на птичьим дворе. (Слайд 8)
Курицы, гуси, утки, индюки, петухи
Посчитай птиц
(согласование имен существительных с числительными)
Логопед: В утиной семье папа – селезень, мама – утка, птенцы- утята.
«Назови всех птиц в индюшиной семье». (Слайд 9)
Динамическая пауза.
Логопед: Теперь, дети, наш гусь изменился. Он захотел быть умным стал учить звуки и буквы. Давайте познакомим гуся с буквой Д и со звуками, которые обозначаются этой буквой.
Даются характеристики звуками д, дь.
Задание: «Твердый - мягкий». Логопед называет слова если в словах звук твердый дети показывают фишку синего цвета, если мягкий фишку зеленого цвета.
Слова: Дом, индюк, вода, погода, одежда, девочка.
Задание: «Определи место звука в слове» (с предложенными словами)
Написание букв Д, д слогов да, ди в тетрадях.
Заключительная часть:
Подведение итогов.
Оценка деятельности детей.
Таким образом, используя разнообразные мультимедийные технологии, я стараюсь повышать эффективность своей работы, формируя у детей с ЗПР основные знания, умения, навыки.
Список литературы:
1. Гуськова А. А. Мультфильмы в детском саду : логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 176с.
2. Сперанская Г. Л., Ледник И. А. Развитие речи дошкольников с использованием сюжетной видеозаписи. Методическое пособие. - Спб. : Речь, 2007. – 208с.
3. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях : Книга для логопеда, 2-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.