Татьяна Ильницкая
Опыт «Использование проектной деятельности в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы «Использование проектной деятельности
в социально-коммуникативном развитии детей
старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется сохранению уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; делается акцент на развитии личности ребёнка с ОВЗ, социализации, раскрытии его потенциальных возможностей и способностей.
Темочки:
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
В связи с этим основной спектр задач современных дошкольных образовательных организаций смещается на создание условий, при которых дети с ОВЗ полноценно развиваются, осваивая этап дошкольного детства, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Одним из приоритетных направлений образования детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста, которое отражает социальный заказ общества и семьи, согласно ФГОС ДО, является их социализация в обществе.
В педагогике понятие «социализация» рассматривается как процесс, посредством которого ребёнок с ОВЗ усваивает поведение, ценности, убеждения и нормы, свойственные нашей культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным; с одной стороны – соответствовать актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для педагогов является оказание помощи ребёнку в создании такого пространства.
Многие дошкольники с ОВЗ отличаются низким уровнем коммуникативной активности. Они испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо.
Благодаря общению ребенок с ОВЗ не только познает другого человека, будь то взрослый или сверстник, но и все больше познает самого себя.
Цель моего опыта : создание условий для социализациидетей с ОВЗ через проектную деятельность.
Для решения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Сделать анализ методической и научной литературы по социально-коммуникативному развитию детей.
2. Подобрать методы, средства, формы организации работы с детьми,обеспечивающие социально-коммуникативнное развитие.
3. Разработать и внедрить образовательные проекты, способствующие социализации детей с ОВЗ.
Соловьева Л. Г., кандидат пед. наук, логопед, отмечала, что у детей с ТНР к старшему дошкольному возрасту наблюдаются проблемы в коммуникативной сфере. У дошкольников проявляется стеснительность, закомплексованность, так как они уже осознают наличие у себя дефектов речи. Дети стесняются выступать публично, доказывать и отстаивать свою точку зрения, боясь насмешек со стороны сверстников. Это приводит к тому, что у них появляется неуверенность в себе, замкнутость.
Однако во время практической совместной деятельности детей нарушения речи компенсируются другими возможностями детей с ТНР (возможность придумать, создать проект, макет и т. п., найти интересные сведения и рассказать о них). Это дает детям с ТНР почувствовать уверенность в себе.
Проектная деятельность в работе с детьми с ОВЗ – это новый виток развития коммуникативных умений детей. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.
Об этом говорил Н. Е. Веракса, который подчеркнул, что именно проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и социализации ребенка с ОВЗ в коллективе сверстников.
Отечественные ученые, такие, как Е. Г. Кагарова, М. В. Крупенина, О. М. Дьяченко, Л. А. Венгера считали, что метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей – индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного времени, метод органично сочетается с групповыми методами.
Проектная деятельность не является новшеством, она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика. Метод возник еще в начале прошлого столетия в США, его называли методом проблем.
Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:
• проблематизация учебного материала;
• познавательная активность ребенка;
• связь обучения с жизненным опытом ребенка;
• организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).
Всеми этими условиями обладает проектная технология.
Д. Дьюи говорил, чтоПРОЕКТ - ЭТО «ПЯТЬ П» и выделял 5 требований проекта :
1. ПРОБЛЕМА
2. ПЛАНИРОВАНИЕ
3. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
4. ПРОДУКТ
5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Основные требования к проекту
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проекта.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники для разрешения поставленной проблемы.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
В практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении и более подробно рассказать о проектах, которые были реализованы в нашей группе.
В нашу группу дети приходят на два или три годаобучения. Знакомясь с родителями и семьями воспитанников до начала учебного года, мы проводим опрос об интересах и любимых занятиях детей. Зачастую родители жалуются на отсутствие интереса у детей к познавательным играм.
Наблюдая за вновь прибывшими детьми, заметила, что они не умеют взаимодействовать со сверстниками ивзрослыми, часто ссорятся из-за игрушек; на занятиях стесняются отвечать или боятся сказать неправильно, не умеют отстаивать свою точку зрения. Отсутствует или слабо развит познавательный интерес. Это подтвердила и диагностика.
По результатам диагностики детей старшей группы № 4 «Ромашки» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на начало года было из 12 детей : 7 детей – на стартовом уровне и 5 детей – на функциональном уровне.
Поэтому в течение 3 лет разрабатывала и реализовывала образовательные проекты с детьми по различной тематике.
В старшей группе разработала долгосрочный познавательный проект «Вода — источник жизни на Земле».
Для того, чтобы проект стал результативным, глубоко изучила тему проекта, подготовила предметно-пространственную развивающую среду. Создавала игровую мотивацию, опираясь на интересы детей с ОВЗ и их эмоциональный отклик. Вводила детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт. Заинтересовывала каждого ребенка темой проекта, поддерживала его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
Чтобы не возникало проблем с реализацией технологии проектной деятельности, стала использовать такое педагогическое средство, как «модель трех вопросов»
Суть этой модели заключается в том, что педагог организует диалог с воспитанниками в основе которого лежат три вопроса:
- Что мы знаем? (Что дети уже знают об объекте)
- Что мы хотим узнать? (План проекта)
- Что сделать, чтобы узнать? (Источники новых знаний)
Обязательным условием диалога в модели трех вопросов считаю свою нейтральную позицию, когда я не исправляю и не дополняю ответы детей. Тем самым создаю условия для активного поиска моими воспитанниками.
В ходе данного этапа реализовала задачи социально-коммуникативного развития, связанные с:
-развитием общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
-формированием готовности к совместной деятельности со сверстниками.
За время реализации проекта провела консультацию для родителей о целях и задачах проекта; совместно с детьми проводила различные опыты, беседы о простой и минеральной воде, заучивали пословицы о пользе воды, рисовали микробов в стакане с водой.
Совместный сбор материалов по теме занятий, игры, конкурсы, презентации раскрыли творческие способности детей, вовлекли родителей в воспитательный процесс, что естественно, сказалось на результатах.
Коллективные переживания сблизили детей друг с другом и со взрослыми, способствовали улучшению микроклимата в группе.
Можно отметить, что, используя технологию проектирования в воспитании и обучении дошкольников с ОВЗ и организованную по ней жизнедеятельность в детском саду позволило лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.
В конце учебного года по результатам диагностики из 12 детей : 1 ребенок остался на стартовом уровне; 9 детей – на функциональной уровне и 5 детей – поднялись на продвинутый уровень.
В результате реализации данного проекта у воспитанников :
•Повысиласьсамооценка детей за счет участия в разных видах деятельности.
• Активизировались позиции родителей, как участников педагогического процесса детского сада.
В подготовительной группе, наблюдая за детьми, заметила, что многие едят дома много вредных для здоровья продуктов, а от полезной пищи в детском саду отказываются. Поэтому предложила детям узнать о пользе витаминов и минералов и определить, в каких продуктах их больше.
Для этого, совместно со вторым воспитателем разработала долгосрочный познавательно-исследовательский проект «Витамины и минералы»
Цели: формирование представления детей о полезных продуктах питания, как источниках витаминов и минералов.
Дети рассказали, что они знают о витаминах и что хотят узнать. Вместе с детьми распределили, кто о каких витаминах подготовит презентацию с родителями и расскажет о пользе витамина и в каких полезных продуктах он живёт.
При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживала детскую инициативу. Тактично рассматривала все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Соблюдала принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. В ходе работы над проектом создавала атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. Ориентировала детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений на практике. Ненавязчиво вовлекала родителей в совместную работу над проектом.
В ходе работы над решением проблемыпроводили с детьми творческую, поисковую ипрактическую деятельность,
работали над частями проекта, обсуждали результаты своей
деятельности, систематизировали полученную информацию, готовили презентацию результатов проектной деятельности.
Также, совместно со школьниками 4-5 классов школы № 2 придумали и сделали мультфильм-сказку «Про девочку, которая не любила кушать». Дети лепили и с удовольствием озвучивали всех персонажей сказки.
Продуктами проекта также стал макет проекта «Витамины и минералы», дидактические игры «Витамины и минералы»; «Полезные и вредные продукты», сделанные с помощью родителей и детей.
В процессе защиты проекта дети реализовали весь свой творческий потенциал, у них развилась творческая активность и фантазия, совершенствовались коммуникативные умения: они научились работать с аудиторией, логично, последовательно и эмоционально доносить информацию до слушателей, отвечать на интересующие гостей вопросы.
В процессе проектной деятельности дошкольники с ОВЗ приобрели необходимые социальные навыки : дети стали внимательнее и терпимее друг к другу, начали руководствоваться не только собственными мотивами, но и нормами и правилами, принятыми в обществе. Наблюдения показали, что изменился характер и содержание сюжетно-ролевых игр дошкольников, они стали более разнообразными, сложно структурированными, приближенными к реальной действительности.
Участники проекта получили ощущение удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.
Также, в подготовительной группе разработала и провела с детьми с ОВЗ краткосрочный познавательно-творческий проект «Покормите птиц зимой»
Цель проекта : воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой, научить быть милосердными.
Вначале выслушала детей о том, что им известно о зимующих птицах и что они хотят узнать о них. Исходя из этого составили план совместной деятельности по оказанию помощи птицам зимой.
Подобрала литературу, беседы, дидактические игры, картинки, энциклопедии, мультфильмы о зимующих птицах.
В ходе работы над проектом создавала условия для формирования и расширения знаний о зимующих птицах, организовала с детьми и родителями конкурс на лучшее обращение к детям детского сада (листовки, подобрали картотеку пословиц и поговорок о птицах, разработала памятку «Как подкармливать птиц зимой» и «Правила поведения возле кормушек».
На данном возрастном этапе дети активно интересовались изменениями в окружающей действительности. Поэтому мною были применены методы наблюдения, демонстрации, экспериментирования.
Мониторинг итоговый, сравнение
По результатам диагностики в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на стартовом уровне – 0; на функциональном уровне – 4 ребенка; на продвинутом уровне – 8 детей.
В результате использования проектной деятельности дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к живой природе, сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Подводя итог, хочется отметить, что основная задача современной дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы из её стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но также обладающие определённым набором коммуникативных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие.
В 2023-м году к нам из других детских садов пришли дети среднего возраста. Наблюдая за вновь прибывшими детьми, заметила, что они также, не умеют взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, часто ссорятся из-за игрушек. На занятиях стесняются отвечать или боятся сказать неправильно, не умеют отстаивать свою точку зрения. Отсутствует или слабо развит познавательный интерес. Да еще и часто болеют.
Понаблюдав за ними и побеседовав с родителями, чтобы сплотить детей, решила продолжить работу над проектами. Вместе со вторым воспитателем разработала и внедрила долгосрочныйпознавательно-исследовательскийпроект «Откуда берутся болезни?»
Цель проекта : Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей средней группы.
Для более полного усвоения материала мною были придуманы и разработаны беседы, экскурсии, изготовлены дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры, подобраны познавательные мультфильмы и презентации о микробах.
Дети с интересом принимали участие в опытах и экспериментах с микробами и борьбе с ними,художественно-продуктивной деятельности (рисование, лепка, при помощи которых закреплялись и углублялись знания детей.
В итоге у детей сформировались представления о микробах, способах попадания их в организм, об их вреде и элементарных способах борьбы; потребность в необходимости укреплять здоровье с помощью занятий физической культуры и спортом.
Метод проектов способствовал развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Участвуя в проекте, дети стали ощущать себя значимыми в группе сверстников, видели свой вклад в общее дело, радовались своим успехам.
Решая различные практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобрели способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – заложили у детей первые крупинки уверенности в своих силах, побудили к новому поиску знаний.
Вывод.
Таким образом, проектная деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением и ее можно использовать в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ. Метод проектов позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей.
Главными участниками проектной деятельности являются наши воспитанники с ОВЗ, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его социально-коммуникативных способностей, самостоятельности и творчества.
Поэтому я и дальше буду использовать в своей работе метод проектирования.