Ольга Платонова
Опыт формирования народной культуры детей дошкольного возраста в контексте региональной социокультурной традиции
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: транслирование опыта образовательного процесса в рамках приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре в условиях новой парадигмы образования.
Задачи:-познакомить педагогов с апробированной педагогической технологией по приобщению детей к народной культуре;
-способствовать повышению уровня профессиональной компетенции педагогов по использованию эффективных форм и методов в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Публикация «Опыт формирования народной культуры детей дошкольного возраста в контексте региональной социокультурной традиции» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
В настоящее время проблема учета национально-региональных факторов в воспитании детей, сохранение и возрождение национально-культурного наследия представляется актуальной, что подчеркивается Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. В качестве принципов дошкольного образования в ФГОС ДО выделены: «учет этнокультурной ситуации развития детей» и «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Учет этнокультурности и социокультурности в воспитании дошкольников, предполагает, в первую очередь, приобщение детей к национальной культуре.
В современных условиях модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего эффекта образовательной работы с детьми, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка. Очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, - к ценностям великой русской народной культуры. Формирование у детей положительного отношения к русской народной культуре в нашем ДОО осуществляется на основе проектной деятельности. Приобщение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома.
Педагогическая технология приобщения дошкольников к народным традициям строится на основании следующих подходов:
-вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);
интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;
-использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности;
-осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.
Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основной для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других народов, и профилактики межэтнических конфликтов в молодёжной среде.
Народные художественные промыслы – эта тема необходима, чтобы познакомить детей с декоративным народным искусством, развивать творческие способности. На занятиях проходит знакомство с древнерусским искусством и рассказы о традициях хохломской, городецкой, палехской росписи, о художественном гжельском промысле. Используются иллюстрации, изделия народных мастеров.
Успешно ведется работа по овладению детьми с помощью взрослого способами действий по присвоению, сохранению и приумножению культурного (общественного и семейного) опыта в процессе работы с коллекциями.
Работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организации особых условий, создания яркой образности и наглядности, которая обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. С этой целью творческой группой педагогов в ДОО создан мини-музей.
Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность. Уже с младшего дошкольного возраста через театр дети учатся воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения.
В нашем детском саду над темой: “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” мы работам уже не первый год.» В рамках работы творческой группы был проведен семинар для педагогов по теме «Изучение народной культуры, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». Цель: обобщение знаний педагогов о русской народной культуре.
Эффективность работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в ДОО будет наиболее продуктивной при соблюдении следующих условий:
-создании этнической предметно-развивающей среды, ориентированной на разновозрастную группу детей;
-широком использование фольклора в соответствии с возрастом детей и учета регионального компонента;
- создавать творческий стиль общения, внедрять различные формы взаимодействия, вовлекать детей в познавательную, речевую, художествено-эстетическую деятельность. Свою деятельность по приобщению детей к народной культуре мы считаем эффективной и значимой. В будущем мы собираемся продолжать начатую работу, и очень хочется, чтобы в нашем детском саду сохранилась атмосфера увлеченности совместного творчества взрослых и детей.
В соответствии с поставленной проблемой нами были разработаны методические материалы, которые помогут педагогам дошкольных учреждений в работе с детьми, будут способствовать поиску новых идей и подходов в воспитании и обучении детей.