МААМ-картинки

Опыт физкультурно-оздоровительной работы в условиях детского сада

Симакова Валентина
Опыт физкультурно-оздоровительной работы в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт физкультурно-оздоровительной работы

в условиях детского сада.

Выполнила: воспитатель I категории

Симакова В. Я.

п. Ковернино

2000 г.

«Я не боюсь ещё раз повторить: забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности.

Публикация «Опыт физкультурно-оздоровительной работы в условиях детского сада» размещена в разделах

Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Здоровье- правильная, нормальная деятельность организма».

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говориться, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых людей заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физически незрелых» новорождённых увеличилось в три раза. Каждый четвёртый ребёнок дошкольного возраста болеет в течение года более четырёх раз (данные Т. Я. Чертюк, З. С. Макаровой, М. Н. Беловой, Б. Н. Капустян и др.). Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих по успеваемости детей 85-90% отстают не из-за лени или неразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.

По статистике, каждый больничный лист выдается по уходу за ребёнком. Таким образом, детская заболеваемость сказывается не только на состоянии здоровья ребёнка, но и наносит значительный ущерб трудовым ресурсам страны. А из больных детей вырастают взрослые, подверженные простудам и другим, более серьёзным заболеваниям.

В чем же причины повышенной заболеваемости?

Всем хорошо известно слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощённо – как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия- своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора и т. д.) Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы,т. е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. Так по данным большинства исследований, 30-40% наших детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ.

Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровья, зависит от двигательной активности.

В последние десятилетия всё большее внимание учёных привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы- следствие дефицита положительных эмоций у ребёнка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении (из-за переполненности групп, «заорганизованности» воспитательно – образовательного процесса, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями, отдыхом и т. д.

Известный физиолог Щеловянов Н. М. писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Т. о. детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно ведёт к ухудшению здоровья ребёнка (М. Ю. Кистовская, П,К, Анохин, Л. З. Неверович и др.)

Ребёнок начала XXIвека, по мнению академика Н. М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации:

1. Накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки.

2. Переедание.

3. Гиподинамия.

Два последних обстоятельства, по мнению учёных, ведут к акселерации – ускоренному развитию организма ребёнка, и в первую очередь увеличению роста и веса теле. Внутренние же органы в своём развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.

Общепринятая система физического воспитания не может решить данные проблемы т. к. :

1. Не учитывает конкретных условий детских учреждений в разных регионах России.

2. Не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем.

3. Не реализует потребности детей в движении и др.

Слабый медицинский контроль за состоянием здоровья и физического развития детей (вследствие нехватки врачей и среднего медицинского персонала) так же не обеспечивает должного уровня системы физического воспитания дошкольников.

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

1. Охрана и укрепление здоровья детей.

2. Формирование жизненно необходимых умений и навыков у ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.

3. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.

4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

5. Обеспечение физического и психологического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

Т. о. триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение. Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в детском учреждении должна строиться в следующих направлениях:

1. Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей.

2. Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей дошкольного учреждения.

3. Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками.

4. Воспитывать здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении, в детском саду должны быть созданы определённые условия.

В группах должно быть выделено достаточно места для активного движения, физкультурных пособий, спортивных комплексов и тренажёров. Желательно оборудовать специальное помещение для физкультурных занятий, разместить в нем гимнастические стенки с набором приставных досок и лестниц, разновысотные тумбы и скамейки, душ, кубы, мишени. Всё это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

Вот уже три полных учебных года 2000-2003 я работаю с детьми средней, старшей, подготовительной группы по физическому воспитанию. Два года я работала на полставки освобождённым физоргом. Занятия в этих группах проводились мною регулярно. Расписание занятий было составлено следующим образом:

В средней группе – 2 раза в неделю.

В старшей группе – 2 раза в неделю.

В подготовительной группе – 3 раза в неделю.

Кроме физкультурных занятий я до сих пор разрабатываю утреннюю гимнастику во всех группах (плюс ещё 2 первых класса, ряд закаливающих мероприятий, опробовала новые методики физической культуры с детьми.

Утренняя гимнастика.

Проводится мною во всех группах детсада.

8:05 – 8:15 – два первых класса.

8: 20 - 8:30 –IIмладшая и средняя группа.

8:30 – 8:40 старшая и подготовительная группы.

На протяжении всего учебного года дети выполняют комплексы упражнений утренней гимнастики в облегчённой одежде,в одно и тоже время в зависимости от возраста.

Зарядку, как и занятия,начинала с разминки стоп ног, для профилактики плоскостопия; обращала пристальное внимание на осанку детей; комплексы были подобраны в зависимости от возраста и особенностей детей. Дети теперь современные, родители молодые, красивые, дома слышат ритмичную современную музыку. Поэтому и в детском саду дети занимаются под современную, эстрадную, как отечественную, так и зарубежную музыку. Особое внимание обращалось мною на ритмичность и мелодичность, чтобы детям сразу захотелось двигаться, танцевать и выполнять разные физические упражнения. Известно, что музыка оказывает эмоциональное влияние на детей. Она помогает двигаться выразительно, ритмично, координированно. Музыкально – ритмическое движение даёт ребенку возможность почувствовать радость от слияния движений тела с музыкальным ритмом, выразить своё настроение.

Характер музыки придает различные оттенки движениям детей. Так под марш дети подтягиваются, идут, гордо подняв головы и выпрямив спины, чётко согласуя движения между собой. Ходьба становится для них осмысленной, эмоционально окрашенной. Под плавную, тихую музыку ребята идут спокойно. Быстрая, громкая музыка побуждает их к бегу, подскокам. Внезапное окончание музыки или выразительный аккорд служит сигналом к остановке или смене движений.

Установлено, что наиболее целесообразно выполнять под музыку такие основные виды движений, как ходьба, бег, прыжки на одной и двух ногах, на месте и с продвижением вперед. Под музыку выполняются несложные упражнения с подбрасыванием и ловлей мяча, передачей мяча друг другу. Музыкальное сопровождение этих движений удобно, т. к. они просты и дети могут осуществить их в общем темпе и ритме. Из так называемых общеразвивающих упражнений чаще всего под музыку выполняются движения рук, приседания, наклоны, повороты. Эти упражнения проводятся в игровой форме, с предметами и без них. Музыка по содержанию, темпу, форме должна соответствовать характеру упражнений. Тогда она будет способствовать формированию двигательных навыков, их совершенствованию. Вместе с тем нельзя допускать искажения музыкального сопровождения с целью сделать его более удобным для сопровождения того или иного движения.

Только научившись слушать музыку и воспроизводить в движениях эмоциональное состояние, ребёнок сможет понять и услышать своё тело. Благодаря этому он сможет передавать своё настроение через движения. Постепенно его движения станут «музыкальными» даже в отсутствие музыкального сопровождения.

На занятиях физкультурой с музыкальным сопровождением применяются мною разработанные фонограммы с современными детскими весёлыми песнями и взрослыми эстрадными. Каждая фонограмма состоит из четырёх законченных музыкальных произведений. Музыка с частотой музыкальных акцентов 108-120 ударов в минуту используется для сопровождения ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений в движении и т. д.

Общеразвивающие упражнения, выполняемые на месте, разделены на две подгруппы. Для каждой выбирается отдельное музыкальное произведение. Упражнения для рук, приседания, повороты и наклоны туловища (первая подгруппа, выполняются в умеренном темпе. Вторая подгруппа, включает махи ногами, бег и прыжки. Для проведения этих упражнений используется музыка с частотой ударов 140-160 в минуту. Частота музыкальных акцентов 50-80 в минуту предусматривается для заключительной части занятия, в которой преобладают ритмо-пластические упражнения.

Утренняя гимнастика состоит из трёх частейей. Первая часть – упражнения охватывающие все группы мышц – от мелкой мускулатуры пальцев ног, рук, шеи, плечевого пояса, бедра; использую наклоны, повороты, прыжки с хлопками т. е. задача этой части утренней гимнастики - пробудить организм, зарядить его энергией, разогреть. Затем, после такой энергичной части, восстанавливаем учащённое дыхание на нормальное ( методом: четыре коротких носовых вдоха и медленный с шумом ш-ш-ш-ш-ш выдох – 4-6 раз, переходим к упражнениям на полу (ко 2 части гимнастики).

Дети вместе с тренером выполняют ряд упражнений на гибкость позвоночника, на укрепление мышц ног, живота, тренировки вестибулярного аппарата.

Для младшего возраста использовала игровые приемы – входим в образ домашних животных: кошек, собачек, петушков, гусей, уточек и т. д.

Обязательно третьей составляющей частью для профилактики простудных заболеваний мной используется точечный массаж.

Каждый орган имеет своё представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своём состоянии и откуда получает информацию о всех изменениях внешней среды. Таких «представителей» на коже тысячи. Некоторые из них являются основными, т. к. связаны с важнейшими регуляторами жизнедеятельности организма. При возникновении нарушений в области кожи и регуляторов, могут ухудшиться защитные свойства связанного с ними участка слизистой верхних дыхательных путей. И, наоборот, при возникновении воспалительных процессов и дегенеративных изменений в слизистой - появляются нарушения в области кожи и регуляторов.

Вот почему у людей с хроническими риносинуситами, тонзиллитами, отитами и другими заболеваниями лор-органов рано или поздно возникают вегетососудистые, нейроэндокринные, иммунные дисфункции, приводящие к тяжёлым заболеваниям сердечно-сосудистой системы, желудочно – кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата и др.

Насморк- одна из ступеней развития разнообразных заболеваний. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые зачастую намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Точечный самомассаж – это надавливание пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцентивных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, оказывая возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии даёт хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с «общением» со своим телом в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно- эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путём воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.

Дети прекрасно и быстро это усвоили зеркальным методом, т. е. смотрели на взрослого и выполняли у себя нехитрые манипуляции. Контролировали себя они в зеркале, которое есть на стенах в музыкальном зале.

10-я точка (пощипывать сверху вниз, оттягивая мочку уха сильно вниз)

11-я точка (массировать пальцем ушную раковину)

Затем после нехитрой процедуры с детьми переходим на ладони рук.

Под музыку дети с удовольствием гладили, массажировали свои ладони. Для младших детей использовала сказочные образы. Вот пальчик бегает по ладони, а дети проговаривают:

«Колобок, колобок,

Колобок - румяный бок.

По дорожке побежал,

И лисичку повстречал!

А лиса его- «Ам!»- и съела.»

Обязательно в конце утренней гимнастики было и есть вхождение в образ. Дети представляли себя на берегу лесного прозрачного ручья и руки опускали лодочкой в ключевую чистую воду, набирали её в ладони «пили» и умывались. В зависимости от длительности музыкальной композиции и сказочных образов, дети младшего возраста находились в движении 10-12 минут.

Первоклассники, которые обучаются на базе детского сада и подготовительная группа, получают третьей частью гимнастику для глаз. Обязательна для всех обучающихся воспитанников.

Гимнастика для глаз.

1-е упражнение: дети, работая только глазными яблоками перемещают взгляд влево, затем вправо (8 раз, затем вверх, вниз (8 раз).

2-е упражнение: вращательные движения глазами; круговые движения влево, а затем вправо.

3-е упражнение: сосредоточить взгляд на вытянутых руках, на уровне кончика носа. Затем медленно подводить пальцы на руках к кончику носа, пристально следить за ними взглядом, а затем медленно отводить пальцы от кончиков носа (4 раза).

4-е упражнение: закрыть глаза и подушечками указательных пальцев мягкими вращательными движениями массировать веки глаз (10 секунд).

5-е упражнение: подвести к глазам ладони рук на расстояние читаемой книги и внимательно рассмотреть складочки на ладонях 10 секунд, а затем на дальней стенке зала сосредоточить взгляд на чёрной точке, заранее приготовленной и также досчитать до 10.

6-е упражнение: сильно сжать- закрыть глаза, а затем открыть их, как бы «распахнуть на мир» (4 раза).

Затем также как и у малышей шло представление лесного отдыха на берегу леса с ключевой водой. «Ходьба по ручью, брызганье руками и умывание».

Наблюдая за детьми первоклассниками можно сделать вывод: дети, которые не пропускали утреннюю гимнастику, выполняя все предлагаемые упражнения, прекрасно чувствовали себя на уроках, меньше уставали, справлялись со школьной программой.

У них меньше уставали глаза, хорошо работала мелкая мускулатура пальцев. У этих учеников хорошие результаты по письму, чтению, математике.

Публикации по теме:

Интеграция физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях комплексно-тематического планирования Здоровье дошкольника в настоящее время отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Об этом сказано.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в средней группе ДОУ в условиях реализации ФГОС Частное дошкольное образовательное Учреждение Детский сад №1 Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Санкт-Петербурга.

Опыт работы детского сада по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Опыт работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 г. Североморска Заведующий МБДОУ д/с № 12.

Опыт работы «Использование разнообразных форм работы по здоровьесбережению с семьями и воспитанниками детского сада» Обобщение опыта работы «Использование разнообразных форм работы по здоровьесбережению с семьями и воспитанниками детского сада»..

Опыт работы «Методы партнерского взаимодействия детского сада и семьи» Опыт работы «Методы партнерского взаимодействия детского сада и семьи». Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Опыт работы с детьми с нарушениями зрения в общеразвивающих группах детского сада. Хотелось немного поделиться своим небольшим опытом работы в воспитании и обучении детей с ОВЗ. Недавно в общеразвивающих группах нашего.

Опыт работы «Театрализованная деятельность в младшей группе детского сада» Младший дошкольный возраст-наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические.

Интеграция физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях комплексно-тематического планирования План по самообразованию на тему: «Интеграция физкультурно - оздоровительной деятельности в условиях комплексно-тематического планирования».

Анализ деятельности детского сада за период летне-оздоровительной работы 2017 года В течение летнего периода 2017 года детский сад работал в соответствии с планом летней оздоровительной работы. План работы в летне-оздоровительный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт физкультурно-оздоровительной работы в условиях детского сада
Опубликовано: 14 января 2018 в 22:04
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт физкультурно-оздоровительной работы в условиях детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Симакова Валентина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД