Симакова Валентина
Опыт физкультурно-оздоровительной работы в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт физкультурно-оздоровительной работы
в условиях детского сада.
Выполнила: воспитатель I категории
Симакова В. Я.
п. Ковернино
2000 г.
«Я не боюсь ещё раз повторить: забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности.
Публикация «Опыт физкультурно-оздоровительной работы в условиях детского сада» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Здоровье- правильная, нормальная деятельность организма».
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говориться, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых людей заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физически незрелых» новорождённых увеличилось в три раза. Каждый четвёртый ребёнок дошкольного возраста болеет в течение года более четырёх раз (данные Т. Я. Чертюк, З. С. Макаровой, М. Н. Беловой, Б. Н. Капустян и др.). Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих по успеваемости детей 85-90% отстают не из-за лени или неразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.
По статистике, каждый больничный лист выдается по уходу за ребёнком. Таким образом, детская заболеваемость сказывается не только на состоянии здоровья ребёнка, но и наносит значительный ущерб трудовым ресурсам страны. А из больных детей вырастают взрослые, подверженные простудам и другим, более серьёзным заболеваниям.
В чем же причины повышенной заболеваемости?
Всем хорошо известно слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощённо – как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия- своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора и т. д.) Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы,т. е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. Так по данным большинства исследований, 30-40% наших детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ.
Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровья, зависит от двигательной активности.
В последние десятилетия всё большее внимание учёных привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы- следствие дефицита положительных эмоций у ребёнка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении (из-за переполненности групп, «заорганизованности» воспитательно – образовательного процесса, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями, отдыхом и т. д.
Известный физиолог Щеловянов Н. М. писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Т. о. детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно ведёт к ухудшению здоровья ребёнка (М. Ю. Кистовская, П,К, Анохин, Л. З. Неверович и др.)
Ребёнок начала XXIвека, по мнению академика Н. М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации:
1. Накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки.
2. Переедание.
3. Гиподинамия.
Два последних обстоятельства, по мнению учёных, ведут к акселерации – ускоренному развитию организма ребёнка, и в первую очередь увеличению роста и веса теле. Внутренние же органы в своём развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.
Общепринятая система физического воспитания не может решить данные проблемы т. к. :
1. Не учитывает конкретных условий детских учреждений в разных регионах России.
2. Не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем.
3. Не реализует потребности детей в движении и др.
Слабый медицинский контроль за состоянием здоровья и физического развития детей (вследствие нехватки врачей и среднего медицинского персонала) так же не обеспечивает должного уровня системы физического воспитания дошкольников.
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
1. Охрана и укрепление здоровья детей.
2. Формирование жизненно необходимых умений и навыков у ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.
3. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
5. Обеспечение физического и психологического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.
Т. о. триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение. Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в детском учреждении должна строиться в следующих направлениях:
1. Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей.
2. Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей дошкольного учреждения.
3. Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками.
4. Воспитывать здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении, в детском саду должны быть созданы определённые условия.
В группах должно быть выделено достаточно места для активного движения, физкультурных пособий, спортивных комплексов и тренажёров. Желательно оборудовать специальное помещение для физкультурных занятий, разместить в нем гимнастические стенки с набором приставных досок и лестниц, разновысотные тумбы и скамейки, душ, кубы, мишени. Всё это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
Вот уже три полных учебных года 2000-2003 я работаю с детьми средней, старшей, подготовительной группы по физическому воспитанию. Два года я работала на полставки освобождённым физоргом. Занятия в этих группах проводились мною регулярно. Расписание занятий было составлено следующим образом:
В средней группе – 2 раза в неделю.
В старшей группе – 2 раза в неделю.
В подготовительной группе – 3 раза в неделю.
Кроме физкультурных занятий я до сих пор разрабатываю утреннюю гимнастику во всех группах (плюс ещё 2 первых класса, ряд закаливающих мероприятий, опробовала новые методики физической культуры с детьми.
Утренняя гимнастика.
Проводится мною во всех группах детсада.
8:05 – 8:15 – два первых класса.
8: 20 - 8:30 –IIмладшая и средняя группа.
8:30 – 8:40 старшая и подготовительная группы.
На протяжении всего учебного года дети выполняют комплексы упражнений утренней гимнастики в облегчённой одежде,в одно и тоже время в зависимости от возраста.
Зарядку, как и занятия,начинала с разминки стоп ног, для профилактики плоскостопия; обращала пристальное внимание на осанку детей; комплексы были подобраны в зависимости от возраста и особенностей детей. Дети теперь современные, родители молодые, красивые, дома слышат ритмичную современную музыку. Поэтому и в детском саду дети занимаются под современную, эстрадную, как отечественную, так и зарубежную музыку. Особое внимание обращалось мною на ритмичность и мелодичность, чтобы детям сразу захотелось двигаться, танцевать и выполнять разные физические упражнения. Известно, что музыка оказывает эмоциональное влияние на детей. Она помогает двигаться выразительно, ритмично, координированно. Музыкально – ритмическое движение даёт ребенку возможность почувствовать радость от слияния движений тела с музыкальным ритмом, выразить своё настроение.
Характер музыки придает различные оттенки движениям детей. Так под марш дети подтягиваются, идут, гордо подняв головы и выпрямив спины, чётко согласуя движения между собой. Ходьба становится для них осмысленной, эмоционально окрашенной. Под плавную, тихую музыку ребята идут спокойно. Быстрая, громкая музыка побуждает их к бегу, подскокам. Внезапное окончание музыки или выразительный аккорд служит сигналом к остановке или смене движений.
Установлено, что наиболее целесообразно выполнять под музыку такие основные виды движений, как ходьба, бег, прыжки на одной и двух ногах, на месте и с продвижением вперед. Под музыку выполняются несложные упражнения с подбрасыванием и ловлей мяча, передачей мяча друг другу. Музыкальное сопровождение этих движений удобно, т. к. они просты и дети могут осуществить их в общем темпе и ритме. Из так называемых общеразвивающих упражнений чаще всего под музыку выполняются движения рук, приседания, наклоны, повороты. Эти упражнения проводятся в игровой форме, с предметами и без них. Музыка по содержанию, темпу, форме должна соответствовать характеру упражнений. Тогда она будет способствовать формированию двигательных навыков, их совершенствованию. Вместе с тем нельзя допускать искажения музыкального сопровождения с целью сделать его более удобным для сопровождения того или иного движения.
Только научившись слушать музыку и воспроизводить в движениях эмоциональное состояние, ребёнок сможет понять и услышать своё тело. Благодаря этому он сможет передавать своё настроение через движения. Постепенно его движения станут «музыкальными» даже в отсутствие музыкального сопровождения.
На занятиях физкультурой с музыкальным сопровождением применяются мною разработанные фонограммы с современными детскими весёлыми песнями и взрослыми эстрадными. Каждая фонограмма состоит из четырёх законченных музыкальных произведений. Музыка с частотой музыкальных акцентов 108-120 ударов в минуту используется для сопровождения ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений в движении и т. д.
Общеразвивающие упражнения, выполняемые на месте, разделены на две подгруппы. Для каждой выбирается отдельное музыкальное произведение. Упражнения для рук, приседания, повороты и наклоны туловища (первая подгруппа, выполняются в умеренном темпе. Вторая подгруппа, включает махи ногами, бег и прыжки. Для проведения этих упражнений используется музыка с частотой ударов 140-160 в минуту. Частота музыкальных акцентов 50-80 в минуту предусматривается для заключительной части занятия, в которой преобладают ритмо-пластические упражнения.
Утренняя гимнастика состоит из трёх частейей. Первая часть – упражнения охватывающие все группы мышц – от мелкой мускулатуры пальцев ног, рук, шеи, плечевого пояса, бедра; использую наклоны, повороты, прыжки с хлопками т. е. задача этой части утренней гимнастики - пробудить организм, зарядить его энергией, разогреть. Затем, после такой энергичной части, восстанавливаем учащённое дыхание на нормальное ( методом: четыре коротких носовых вдоха и медленный с шумом ш-ш-ш-ш-ш выдох – 4-6 раз, переходим к упражнениям на полу (ко 2 части гимнастики).
Дети вместе с тренером выполняют ряд упражнений на гибкость позвоночника, на укрепление мышц ног, живота, тренировки вестибулярного аппарата.
Для младшего возраста использовала игровые приемы – входим в образ домашних животных: кошек, собачек, петушков, гусей, уточек и т. д.
Обязательно третьей составляющей частью для профилактики простудных заболеваний мной используется точечный массаж.
Каждый орган имеет своё представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своём состоянии и откуда получает информацию о всех изменениях внешней среды. Таких «представителей» на коже тысячи. Некоторые из них являются основными, т. к. связаны с важнейшими регуляторами жизнедеятельности организма. При возникновении нарушений в области кожи и регуляторов, могут ухудшиться защитные свойства связанного с ними участка слизистой верхних дыхательных путей. И, наоборот, при возникновении воспалительных процессов и дегенеративных изменений в слизистой - появляются нарушения в области кожи и регуляторов.
Вот почему у людей с хроническими риносинуситами, тонзиллитами, отитами и другими заболеваниями лор-органов рано или поздно возникают вегетососудистые, нейроэндокринные, иммунные дисфункции, приводящие к тяжёлым заболеваниям сердечно-сосудистой системы, желудочно – кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата и др.
Насморк- одна из ступеней развития разнообразных заболеваний. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые зачастую намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Точечный самомассаж – это надавливание пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцентивных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, оказывая возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии даёт хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с «общением» со своим телом в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно- эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путём воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.
Дети прекрасно и быстро это усвоили зеркальным методом, т. е. смотрели на взрослого и выполняли у себя нехитрые манипуляции. Контролировали себя они в зеркале, которое есть на стенах в музыкальном зале.
10-я точка (пощипывать сверху вниз, оттягивая мочку уха сильно вниз)
11-я точка (массировать пальцем ушную раковину)
Затем после нехитрой процедуры с детьми переходим на ладони рук.
Под музыку дети с удовольствием гладили, массажировали свои ладони. Для младших детей использовала сказочные образы. Вот пальчик бегает по ладони, а дети проговаривают:
«Колобок, колобок,
Колобок - румяный бок.
По дорожке побежал,
И лисичку повстречал!
А лиса его- «Ам!»- и съела.»
Обязательно в конце утренней гимнастики было и есть вхождение в образ. Дети представляли себя на берегу лесного прозрачного ручья и руки опускали лодочкой в ключевую чистую воду, набирали её в ладони «пили» и умывались. В зависимости от длительности музыкальной композиции и сказочных образов, дети младшего возраста находились в движении 10-12 минут.
Первоклассники, которые обучаются на базе детского сада и подготовительная группа, получают третьей частью гимнастику для глаз. Обязательна для всех обучающихся воспитанников.
Гимнастика для глаз.
1-е упражнение: дети, работая только глазными яблоками перемещают взгляд влево, затем вправо (8 раз, затем вверх, вниз (8 раз).
2-е упражнение: вращательные движения глазами; круговые движения влево, а затем вправо.
3-е упражнение: сосредоточить взгляд на вытянутых руках, на уровне кончика носа. Затем медленно подводить пальцы на руках к кончику носа, пристально следить за ними взглядом, а затем медленно отводить пальцы от кончиков носа (4 раза).
4-е упражнение: закрыть глаза и подушечками указательных пальцев мягкими вращательными движениями массировать веки глаз (10 секунд).
5-е упражнение: подвести к глазам ладони рук на расстояние читаемой книги и внимательно рассмотреть складочки на ладонях 10 секунд, а затем на дальней стенке зала сосредоточить взгляд на чёрной точке, заранее приготовленной и также досчитать до 10.
6-е упражнение: сильно сжать- закрыть глаза, а затем открыть их, как бы «распахнуть на мир» (4 раза).
Затем также как и у малышей шло представление лесного отдыха на берегу леса с ключевой водой. «Ходьба по ручью, брызганье руками и умывание».
Наблюдая за детьми первоклассниками можно сделать вывод: дети, которые не пропускали утреннюю гимнастику, выполняя все предлагаемые упражнения, прекрасно чувствовали себя на уроках, меньше уставали, справлялись со школьной программой.
У них меньше уставали глаза, хорошо работала мелкая мускулатура пальцев. У этих учеников хорошие результаты по письму, чтению, математике.