Ольга Борисова
Оптимизация взаимодействия ДОО с семьями воспитанников посредством технологии портфолио
▼ Скачать + Заказать документы
В современной отечественной психолого-педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой, где решаются основные педагогические задачи.
Публикация «Оптимизация взаимодействия ДОО с семьями воспитанников посредством технологии портфолио» размещена в разделах
Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей, повышение правовой и психолого-педагогической культуры родителей, развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями - основные задачи взаимодействия ДОУ и семьи.
В нашем дошкольном учреждении накоплен значительный опыт в организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, физического, художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Однако возрастающие потребности родителей в приобретении определенных знаний и практическом усвоении способов взаимодействия с детьми делают актуальной проблему поиска новых форм и методов работы с родителями.
Одной из таких форм является использование технологии «Портфолио» в образовательном процессе ДОУ. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании. Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы. Оказывает огромное влияние на развитие самосознания ребенка, повышения его самооценки, т. к. деятельность по созданию портфолио включает не только внешнюю активность, но и внутреннюю психологическую основу.
Значимость данной технологии состоит в следующем. Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности, как индивидуума (ребенка, педагога, так и коллектива в целом (группы, ДОУ).
Наш опыт работы посвящен изучению и разработке портфолио как средства эффективного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
ЦЕЛЬ
Изучить возможности введения портфолио в образовательный процесс детского сада и его эффективное использование в процессе взаимодействия воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, а также как форму непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.
Достижение поставленной цели идет через решение ряда задач.
- изучить теоретические основы создания различных форм портфолио, а также взять на разработку наиболее оптимальные формы соответствующие дошкольному учреждению;
- организовать работу с педагогами, родителями по формированию представлений о сущности технологии «портфолио», целесообразности ведения портфолио семьи, портфолио дошкольника.
- укреплять взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса,
- повышать заинтересованность, как родителей, так и педагогов в ведении портфолио как «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека, семьи, коллектива.
- создать картотеку готовых шаблонов «семейное портфолио», «портфолио дошкольника»,
- организовать совместную деятельность с детьми по оформлению портфолио,
- внедрить использование технологии портфолио в образовательный процесс ДОУ.
В ходе работы было проведено анкетирование родителей и педагогов.
Анкетирование родителей: «Интересы семьи», «Мой ребенок», «Портфолио дошкольника»
Диагностика результатов анкетирования показала:
среди родителей нашего детского сада очень маленький процент тех, кто активно участвует в жизни детского сада: в праздниках, мастер-классах, ссылаясь на свою занятость и безразличие; также выявлен недостаточно высокий уровень положительных контактов с родителями, слабый интерес к созданию различных портфолио, т. к. недостаточно информированы о целях и формах работы с портфолио.
Следующим этапом было изучение психолого-педагогической, методической литературы по данной теме было определено, что среди различных моделей портфолио, наиболее эффективными для улучшения взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников будут «Семейное портфолио», а также «Портфолио дошкольника».
Были определены следующие функции портфолио.
Диагностическая функция - фиксируются изменения и рост за определенный период времени.
Функция целеполагания - создание портфолио поддерживает образовательные цели, поставленные автором задачи.
Мотивационная функция — поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов.
Содержательная функция — материалы портфолио раскрывают весь спектр выполняемых работ.
Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса воспитания, обучения и развития от года к году.
Рейтинговая — показывает диапазон навыков и умений.
Были определены основные принципы работы над портфолио :
• добровольность,
• участие педагогов, родителей и детей,
• отсутствие соревновательности,
• систематичность работы
• Также необходимо учитывать, что работа в этом направлении должна вестись очень корректно, в соответствии с требованиями российского и международного законодательства. А именно:
• - право каждого на неприкосновенность личной и семейной жизни (ст. 8 «Европейской Конвенции о защите прав человека»);
• - право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23 Конституции РФ) .
• В соответствии со ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
• Важно отметить, что органы власти признают необходимость получения согласия родителей на проведение операций с персональными данными детей в связи с оказанием образовательных услуг.
В связи с этим мы собрали с родителей согласие на обработку персональных данных в целях избежания проблемных ситуаций.
А теперь поговорим более подробно о тех портфолио, которые мы ведем в нашем детском саду.
«Портфолио дошкольника»
Цель ведения данного портфолио - это формирование личности ребенка, открытие ребенком своего Я: своих чувств, переживаний, побед, открытие большого мира через призму личного (детского) восприятия; наблюдение за индивидуальным развитием ребенка, его прогрессом в широком образовательном контексте. Портфолио – позволяет обеспечить согласованность действий в развитии ребенка со стороны педагогов и родителей, позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагогов, ребенка.
Портфолио позволяет реализовать следующие задачи:
Главная задача по мнению Т. Г. Новиковой «… показать все, на что ты способен».
- поощрять активность и самостоятельность;
- расширять возможности развития и саморазвития;
- развивать навыки оценочной (самооценочной) деятельности детей;
- формировать умения ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
Решение этих задач способствует формированию у дошкольника - будущего первоклассника - универсальных учебных действий при переходе на новую образовательную ступень - начальную школу.
Вид, структуру и содержание портфолио дошкольника определяют родители и сам ребенок. Воспитатель дает рекомендации по включению в портфолио тех или иных разделов, а также организует работу с детьми в группе по пополнению их портфолио новыми творческими работами, детскими анкетами.
Портфолио семьи — один из новых видов, но именно он позволяет ребенку почувствовать себя частью большой дружной семьи, родителям — систематизировать и обобщить положительный опыт семейного воспитания, обратить внимание на проблемы и трудности и своевременно найти пути их решения. Составление такого портфолио сближает всех членов семьи и демонстрирует положительный опыт, с одной стороны, с другой — характеризует семью, раскрывает ее перед педагогами с лучшей стороны.
Вид, структуру и содержание портфолио семьи определяют сами родители. Воспитатель дает рекомендации по включению в портфолио тех или иных разделов.
Алгоритм запуска технологии «Портфолио дошкольника» в ДОО
• Создание творческой группы.
• Определение цели (для чего нужно «Портфолио»).
• Разработка пакета документов: положение, функциональных обязанностей, регламентирующих внедрение конкретного вида портфолио.
• Разработка творческой группой структуры примерного образца портфолио (количество рубрик, выделение обязательных для заполнения и вариативных).
• Разработка плана работы творческой группы по внедрению технологии.
Подобрали методические рекомендации для педагогов по созданию портфолио. Были оформлены стенды для родителей в группах, папок-передвижек, брошюр. Собрана картотека готовых шаблонов различных портфолио.
Следующим этапом было - ознакомление и обучение педагогов и родителей с технологией создания портфолио посредством проведения семинаров, консультаций, мастер-классов.
Не приходилось ли задумываться над тем, что воспитателям детского сада, знающим малыша с одной стороны (ребенок в коллективе) весьма полезно бы знать его и с другой стороны (ребенок в семье и наедине с собой). Любой, даже самый эмоциональный рассказ, не идет в сравнение с «иллюстративным материалом», не так ли? – Ведь пролистать красочную папку так интересно! Любому детскому специалисту такая папка будет хорошим подспорьем.
В ходе работы над портфолио педагоги и родители собирают фотографии, сочиняют для них сопроводительные стихи и тексты, беседуют с детьми, активно общаются, придумывают оформление разделов. Все это способствует созданию атмосферы открытости, взаимной поддержки и сплоченности детей, родителей и педагогов. Участие родителей в подготовке материалов, оформлении, раскрывает творческий подход к работе, участие в жизни ребенка в детском саду.
Дети - обязательные участники создания портфолио. Они заполняли детские анкеты, рисовали. Совместно с воспитателями в детском саду и с родителями дома заполняли свои портфолио разнообразными творческими работами. Участвуя в конкурсах, получали грамоты, которые также помещали в свое портфолио.
Обращаем внимание на:
• интерес и желание ребенка оформлять портфолио
• значимость его для ребенка
• творческий подход к оформлению (дом, дерево, «книжка обо мне»)
На заключительном этапе была проведена диагностика результатов работы, которая показала, что повысился уровень положительных контактов педагогов с родителями, родители стали более активно участвовать в творческих выставках, в мастер-классах, семейных праздниках, организованных в детском саду; возникла заинтересованность в создании различных портфолио.
Анализируя портфолио ребенка, задаем себе вопросы: Каковы его достижения? За счет чего они получены? Каков его потенциал? Можно ли улучшить результаты? Таким образом, выстраивается маршрут развития ребенка. («Портфолио как инструмент комплексной диагностики» Л. А. Адаменко)
Все это влечет за собой позитивные изменения, отвечающие интересам детей, их воспитанию и личностному развитию. Лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родительской общественности, помогают семьям в их культурном и духовном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей.
В ходе внедрения технологии «Портфолио» :
Разработаны: диагностический инструментарий для работы с семьями воспитанников (анкеты, опросники, консультации, папки-передвижки, рекомендации для родителей и педагогов, памятки, сценарии родительских собраний, конкурсов, подборка картотеки шаблонов портфолио.
Созданы:
1. условия для взаимодействия родителей и детей, которые способствуют укреплению детско-родительских взаимоотношений;
2. механизм эффективного сотрудничества ДОУ и родителей, направленный на саморазвитие семьи, способствующий повышению родительской культуры, заинтересованности родителей в результатах развития ребенка и совместной деятельности с ДОУ, укреплению взаимодействия с семьей воспитанника.
В перспективе планируем
- пополнение картотеки шаблонов портфолио,
- создание электронной картотеки портфолио групп,
- создание портфолио нашего детского сада и портфолио коллектива в целом.
- разнообразить портфолио новыми рубриками.