Инна Владимировна Колодяжная
Оптимизация индивидуальных занятий с использованием технологии «Конструктивное моделирование» у детей 5–7 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Мир ребенка динамичен и изменчив. Условия диктуют маленькому человеку необходимость играя развиваться, познавать, фантазировать, проявлять инициативу, проектировать, экспериментировать, конструировать. И нам, педагогам, специалистам, необходимо помочь ему в этом, применяя в психолого-педагогическом сопровождении современные образовательно-развивающие технологии.
Публикация «Оптимизация индивидуальных занятий с использованием технологии „Конструктивное моделирование“ у детей 5–7 лет с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В своей деятельности использую множество современных технологий : «Мнемотехники», «Логогимнастика», «Биоэнергопластика», «Гидрогимнастика», «Японский пальцевой самомассаж», «Психогимнастика», «Пальчиковый бассейн», «Кинезиологическая гимнастика», ИКТ. Но, чтобы заинтересовать и мотивировать детей на продуктивную образовательно-развивающую деятельность, как многие педагоги, нахожусь в постоянном поиске свежих, наиболее эффективных технологий, которые бы способствовали оптимизации и эффективности освоения индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
«Конструктивное моделирование» считаю одной из уникальных и эффективных технологий, которая позволяет реализовать множество задач индивидуальной программы реабилитации, абилитации ребенка с ОВЗ и способствует: развитию моторики, активизации и развитию всех компонентов речи, развитию воображения, повышению работоспособности коры головного мозга, мотивации к занятиям, повышению концентрации внимания, усидчивости, увеличению потребности ребенка в общении.
В своей деятельности использую множество конструкторов с различной поверхностью, из разных материалов: объёмные, плоскостные, гибкие: «Лего», «Банчемс», «Сквигз», серия развивающих игр «Бондибон», «Знаток», поезд «Алфавит», «Проволока шенил», «Скотчи», «Тико» и другие.
Предлагаю вашему вниманию идеи использования «Конструктивного моделирования» в развитии речи детей с ограниченными возможностями здоровья.
С помощью технологии можно создать объёмную модель языка и уточнить артикуляцию нарушенного звука. Познакомить с наглядным образом буквы, конструируя ее из разных материалов, соотнося с образцом. Развивать речевое дыхание, используя постройку из конструкторов «Лего» и «Знаток» в упражнении «Помоги мельнику». При помощи конструкторов «Магниты», «Сквигз», «Маленькие руки» собрать красочную модель жука и модель буквы Ж, закрепить артикуляцию звука Ж, прожужжав, подражая жуку.
Конструкторы «Банчемс», «Проволока шенил», «Лего» помогут в закреплении умения определять место звука в слове, развитии мелкой моторики рук, пальцевой координации. Можно упражняться в дифференциации звуков с-ш, построив домики красного и голубого цвета по типу воздушной струи («теплая», «прохладная», и попросить расселить предметы, названия которых начинаются на дифференцируемые звуки с, ш, по домикам, четко проговаривая эти звуки.
«Конструктивное моделирование» поможет научить ребенка строить звуковую схему слова из блоков красного, синего, зеленого цвета. Конструировать слоги, башни-слова из букв и слогов (односложные и двухсложные) поможет игра «Искусные строители» серии «Бондибон».
Используя миниатюры предметов мебели, людей, домашних и диких животных, посуды, продуктов питания конструктора «Лего» из образовательной серии «Семья», «Профессии в городе», «Дикие животные», «Домашние животные», в игре «Один-много» упражнять в образовании множественного числа существительных: «Что это? - Это стул. А что это?- Это стулья. Это собака, а это –собаки. Это цветок, а это- цветы. Это чемодан, а это — чемоданы», В игре «Кто спрятался за деревом?» закрепить усвоение детьми образование притяжательных прилагательных: «Чей хвост? - Лисий хвост. Чья голова? - Медвежья голова. Чей хвост? - Беличий хвост». Познакомить и закрепить признаки предметов с помощью конструкторов «Лего» и «Скотчи» : цвет, форма, величина. Обогатить и активизировать словарь по лексическим темам: «Дикие животные», «Лес», «Транспорт», «Домашние животные», «Дикие животные» и другим темам.
Обучить употреблению предлогов на, с, со: «Где лежит мяч? - Мяч лежит на столе, на стуле, на кровати». За, из-за,из-под – предлоги, которые вызывают особую сложность в понимании и употреблении детьми, поэтому приходится использовать на занятиях наглядно-действенные игровые приемы «Конструктивного моделирования», которые повышают эффективность развития пространственного восприятия: «Где лиса? - Лиса за деревом. Откуда выбежала лиса? - Лиса выбежала из-за дерева». В обучении употреблению предлогов на, в, под, из, со, с, из-под: «Где цветок? -Цветок в ящике. Откуда ты взял цветок? - Я взял цветок из ящика. Куда положил батоны? - Батоны положил на стол. Откуда взял батоны?- Со стола».
В развитии связной речи вновь на помощь приходит «Конструктивное моделирование». Составление простых и распространенных предложений с помощью объёмных моделей из блоков и миниатюр животных, людей, транспорта, продуктов, растений образовательной серии конструктора «Лего» :«Девочка подошла к собаке. Девочка погладила собаку. Девочка покормила собаку. Девочка села на стул. Девочка купила кукурузу. Мальчик купил ягоды, кукурузу, батоны. Мальчик поливает красивые, садовые цветы».
В составлении рассказов по лексическим темам, например «Мой город», дети создавали разнообразные сюжеты из блоков конструктора и миниатюр образовательной серии «Лего». Работа по этой теме удивила своей результативностью. Эмоциональная составляющая способствовала активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказов по построенным декорациям, объединение их в общее повествование, помогло детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказываний.
Надеюсь, моя статья была полезной и сможет вдохновить Вас на использование «Конструктивного моделирования» в вашей практике реализации индивидуальной программы развития для детей с ограниченными возможностями здоровья.