Светлана Чекмарева
Оптимизация двигательной активности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВОЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ
Забота о физическом развитии ребенка имеет особое значение в раннем возрасте. В этот период жизни малыш только овладевает основными движениями, приобретает необходимые навыки, учится управлять своим телом, координировать действия. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.
Публикация «Оптимизация двигательной активности детей раннего возраста» размещена в разделах
Поэтому, именно в группе раннего возраста педагогу необходимо грамотно организовать предметно-развивающую среду.
Расширение, разнообразие игровой среды путем использования нового забавного, красивого, нестандартного физкультурного оборудования и игрушек, помогает нам полноценно психически и физически развивать наших малышей, укреплять их здоровье.
При этом решаются следующие задачи:
Обеспечение высокой двигательной активности, совершенствование движений детей и их физических качеств.
Обогащение творческого потенциала, развитие воображения, стремления к активности, самостоятельности.
Развитие у детей интереса к процессу движения с использованием предметов нестандартного оборудования.
Создание условий для проявления у детей положительных эмоций.
Развитие двигательной активности детей требует индивидуального подхода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребенка, темпы его физического развития, медицинские показания. Также я всегда наблюдаю за самочувствием детей, варьирую содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, соблюдая баланс между подвижными и спокойными занятиями, не допуская перевозбуждения и переутомления малышей. Все это помогает нам всевозможное нестандартное оборудование, сделанное своими руками.
Работа в рамках образовательной области «Физическая культура» требует от воспитателя особой компетентности, ведь он имеет дело с чрезвычайно пластичным, ранимым и быстро развивающимся организмом ребёнка. Сохранение и укрепление здоровья является первоосновой его полноценного развития. (об этом свидетельствуют современные документы, приложение 1) Здоровый, нормально развивающийся малыш обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Именно полноценное физическое развитие ребёнка раннего возраста – важный этап в формировании здорового человека.
Многие специалисты считают, что период до трёх лет является подготовительным для освоения в более старшем возрасте техники (наиболее рационального способа выполнения) разнообразных движений, например сложных основных движений, спортивных упражнений. На третьем году жизни идёт накопление простейших жизненно важных движений, которые малыш способен выполнять в реальных условиях. Основываясь на исследованиях Т. С. Грядкиной, Н. А. Ноткиной, можно выделить основные факторы освоения движений детьми третьего года жизни:
Очень своеобразной возрастной особенностью является то, что многие новые движения малыши легко осваивают в играх и игровых упражнения
Малыш быстрее заинтересуется упражнением, захочет его выполнить и лучше запомнит новые движения на фоне положительных эмоций, а также при условии активизации различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного и др.)
У малыша ещё слабо развито воображение, зато ярко выражено желание действовать. Он быстро активизируется, если его окружает много разнообразных двигательных игрушек, физкультурных пособий. Доказано, что малыш действует более активно и, главное осмысленно, если использует знакомые по образам и свойствам игрушки. Он радостно перетаскивает любимые игрушки, даже огромные, с самого себя (модули, мягких зайцев, медведей и т. п.)
Удовлетворение естественной потребности ребёнка в движениях, происходит благодаря постоянному обогащению мира движений ребёнка новыми, полезными для его развития движениями, а это напрямую зависит от наполнения и организации физкультурно-игровой предметной среды, которая будет окружать малыша.
В связи с федеральными государственными требованиями, в которых большое внимание уделяется развитию самостоятельной деятельности ребёнка, которая полноценно будет формироваться только в насыщенной, разнообразной предметно-развивающей среде, данная тема приобретает новые варианты развития:
Организация физкультурно-игровой предметной среды в соответствии с примерным перечнем оборудования по физическому развитию детей раннего возраста.
Использование полифункциональное оборудование для физического развития, которое позволит использовать интегрированный подход к организации детской деятельности.
Разработка модели физкультурно-игровой предметной среды
Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.
Для оптимизации двигательной активности детей раннего возраста необходимо физкультурное оборудование с применением нетрадиционных материалов.
Возникли вопросы: какое оборудование можно изготовить, какие материалы использовать, как изготовить? Изучив литературу, просмотрев варианты изготовления пособий, подготовив ряд консультаций, обратились за помощью к родителям. Оказывается, как много могут наши родители, если их заинтересовать и увлечь. Конкурс «Физкультурное оборудование своими руками» предоставил возможность родителям творить, придумывать, изобретать.
Массажная дорожка предназначена для массажа стоп и применяется для профилактики плоскостопия у детей. Наша массажная дорожка состоит из шести квадратных подушек на замке. Каждая подушка наполнена разнообразным бросовым материалом. Эта «дорожка здоровья» используется нами после дневного сна.
Дорожка «Гусеница», она используется в групповом помещении и «учит» координации движений, сохранять равновесие, прыгая на одной и двух ногах с поворотами в стороны и продвижением вперед.
Кольцеброс «Жираф» развивает ловкость, меткость. Также используется для проталкивания и бросания мячей разных размеров в соответствующие отверстия.
Разноцветные косички, на концах которых, сделаны ручки из футляров от киндер-сюрпризов. Такой тренажер можно использовать для выполнения общеразвивающих упражнений, в играх, как трансформер (можно из нескольких коротких сделать одну длинную). Также развивается моторика рук при открывании и закрывании ручек.
Карусель из вешалки применяется для дыхательной гимнастики. Причем в зависимости от времени года и проводимого мероприятия наша карусель меняет свои элементы (бабочки, осенние разноцветные листья, дождинки, снежинки и т. д.).
Воротца из разноцветных футляров от «киндер - сюрпризов» используются нами для перешагивания, перепрыгивания, подлезания, преодоления препятствий. Стимулируются энергичные действия, различные физические качества.
Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной активности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.
А киндер - сюрпризы – это настоящая находка. Из них у нас изготовлены массажёры для тела, массажные ролики по профилактике плоскостопия; дорожки. Они просты в использовании, лёгкие, хорошо обрабатываются.
Кроме наличия оборудования одним из главных факторов является правильная организация физкультурно - игровой предметной среды. Все пособия мы разместили в доступных детям местах, на открытых стеллажах. Отдельные мелкие пособия поместили в передвижных стеллажах на колёсах. Для успешного использования физкультурно-игровых пособий на каждое из них изготовили функциональные карточки с описанием возможных усложняющихся заданий для детей.
Совместную деятельность организуем в игровой форме, используем разнообразный игровой материал. Привлекаем детей к помощи подготовки оборудования: они приносят лёгкие модули, мешочки с песком, мячики, мягкие модули. Раскладывают дорожки для ходьбы, перешагивания: дорожку из разноцветных кубиков выкладывают, чередуя цвета; большие и маленькие предметы; используют разные геометрические формы (круг, квадрат).
Правильная организация двигательной активности детей раннего возраста в течение дня : проведение непосредственно образовательной деятельности, организация режимных моментов: утренняя и бодрящая гимнастика, подвижные игры, с использованием необходимого яркого, интересного, функционального оборудования – главная составляющая полноценного физического развития ребёнка.
Особое внимание хочу обратить всё же на необходимость предоставления малышу действовать самостоятельно. В ходе самостоятельной двигательной деятельности ребёнок пробует свои силы, проявляет инициативу. Малыш в этой деятельности имеет возможность активно повторять движения столько раз, сколько хочет, выбирать те движения, которые ему в данный момент интересны, экспериментировать.
Поддержать самостоятельную деятельность малыша поможет физкультурно-игровая среда. Для этого в группе мы выделили достаточно места для движений детей с учётом их интересов, пола, уровня двигательной активности, двигательного опыта, степени самостоятельности:
Зона двигательной активности
Для развития основных движений:
Разноцветные мячи, мешочки для метания, разноцветные гантели, кубики, мячи разных размеров, «напольные цветы», лесенка, горка, бревно, мягкая дорожка, «ручеёк», шнуры, скакалки, ящики, бочки для пролезания, туннель, обручи. Многофункциональная горка, лесенка
Для профилактических целей :
«дорожки здоровья», массажные коврики, массажные ролики, следочки, массажёры, игрушки для поддувания.
Для организации подвижных игр: маски, шапочки, игрушки, игра «Курица и цыплята», флажки, султанчики, заводные игрушки
Зона игровых двигательных модулей
Технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, перевозить детали конструктора); легковые автомобили, каталки. Большие игрушки: машины, петухи, велосипеды, ослик, лошадка, машины для катания за верёвочку
Зона конструктивной деятельности
Кубики, мягкие модули, крупный конструктор. Весёлая гусеница, черепаха. Мягкие модули – всегда вызывают радость детей : из них они строят дорожки, могут попрыгать, перелезть через них; набивное бревно, ворота
Зона «Кукольный уголок»
Коляски, кроватки, мягкие модули
Свободное пространство
Для организации игр большой и малой подвижности. Игровых образовательных ситуаций
Такое построение физкультурно-игровой предметной среды позволяет полифункционально использовать имеющееся оборудование, особенно нетрадиционное:
В зоне конструктивной деятельности находятся мягкие модули, кубики, из которых дети делают разные постройки, выкладывают дорожки для перешагивания.
Пособия в зоне игровых двигательных модулей используются для организации сюжетно-ролевых игр, самостоятельной игровой деятельности.
Использование нетрадиционного оборудования: «Напольные цветы», гантели, разноцветные мячики, кубики позволяет решать задачи сенсорного развития детей раннего возраста.
Для активизации детей в самостоятельной двигательной деятельности используем следующие приё мы:
- наблюдаем за малышами, своевременно оказываем необходимую помощь;
- привлекаем детей к размещению пособий в группе, на участке, стимулируя тем
самым желание выполнять движения;
- хвалим, поощряем действия малышей, снимая напряжение, скованность;
- стимулируем детей к движениям загадками, потешками, стихами, например:
Подвижная игра «Карусель» - «Еле, еле, еле закружились карусели…»; «Прибежали в уголок быстро подняли флажок…» и т. д.
- предлагаем поиграть с пособием, игрушкой, побуждающими к активным
действиям, меняем расположение пособий.
Горка в группе находится постоянно и для того, чтобы заинтересовать детей, кладём бревно на расстоянии 70-80см. от неё, а за ним рассыпаем кольца. В этом случае дети с удовольствием принимают наше предложение собрать кольца, а для этого нужно: подняться на горку, скатиться с неё, перелезть через бревно, собрать кольца.
- при знакомстве с новым пособием показываем разные способы действия с ним,
исходя из свойств этого предмета.
Игровое задание: «Собери цветок по цвету».
Цель:
упражнять в умении собирать цветок по цвету, форме.
Игровое задание: «Метание лепестка»
Цель:
упражнять в метании способом от себя.
Игровое задание: «Пройди по дорожке»
Цель:
упражнять в ходьбе по дорожке, перешагивая или шагая по предметам.
Использование разнообразных игровых заданий с одним пособием позволяет решать задачи разных образовательных областей, в данном случае «Познание» (освоение сенсорных эталонов, геометрических форм)
- обогащаем сюжетно-ролевые игры детей, подсказывая разнообразные виды и
способы выполнения движений.
Игровые ситуации: «Привезём игрушки в гости к кукле Кате», «Путешествуем на машине»
- используем разные приёмы руководства двигательной деятельностью детей с
разным уровнем двигательной активности :
Привлекаем малоактивных детей к выполнению задания. Просим ребёнка показать кукле, как нужно ходить по доске: «Покажи ей, как нужно ходить, научи её» и т. д.
Большое внимание уделяем проведению упражнений по профилактике плоскостопия : дорожки для ходьбы с различными поверхностями, массажные ролики, ёмкости с камнями, фасолью для массажа стоп, «следочки».
Из проделанной работы можно сделать вывод о том, что оптимизировать двигательную активность детей раннего возраста можно только посредством правильной организации физкультурно-игровой предметной среды, которая включает в себя:
• Наличие оборудования: для развития основных движений, для оздоровительных целей, полифункционального оборудования с использованием нетрадиционных материалов.
• Использование физкультурного оборудования для организации различных зон деятельности детей (модель организации физкультурно-игровой предметной среды).
• Грамотное использование физкультурного оборудования (функциональные карточки с описанием возможных усложняющихся заданий для детей.
• Активизации детей в самостоятельной двигательной деятельности
Предложенный вариант организации физкультурно - игровой предметной среды, игровые задания, картотека по использованию материалов может быть использован в организации предметно-развивающей среды группы раннего возраста. Педагоги могут внедрить в свою работу предложенный материал, а для кого-то это будет толчком для развития собственных замыслов.
Работа по пополнению физкультурно-игровой предметной среды по физическому развитию детей раннего возраста требует затрат как материальных, так и практической деятельности педагога. Именно творческий подход, использование разнообразных материалов позволяют разнообразить, «украсить» жизнь детей в группе.
Библиография
1. Учебно-методическое пособие «Младший дошкольник в детском саду», Т. И.
Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова, 2007г.
2. Образовательная область «Физическая культура», Т. С. Грядкина, 2011г.
3. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста, Л. Н. Павлова, 2006г.
4. Расти здоровым, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста, 2006г.
5. Движение + движение, В. А. Шишкина, 1992г.