Татьяна Горбунова
Определение ведущей модальности у ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Для определения ведущей модальности у ребенка существуют различные методики: вербальные тесты, проективные, а так же аппаратные методики.
Вербальные тесты (вопрос—ответ) являются приемлемыми при условии адекватной самооценки испытуемого, поэтому вербальное тестирование у детей проводят не ранее 12—15 лет. Именно в этом возрасте при нормальном онтогенезе заканчивают свое формирование лобные отделы коры головного мозга (особенно левого полушария, ответственные за самооценку. Детей, не ДОСТРИГШИХ этого возраста, а также с дизонтогенетическим развитием рекомендуется исследовать, используя аппаратурные или проективные методики.
Публикация «Определение ведущей модальности у ребенка» размещена в разделах
Методика быстрого тестирования модальностей (Л. Канца, С. Кокова)
Необходимым условием ее использования является умение ребенка считать до 30.
Тест включает следующие задания.
1. Визуальная модальность. «Посчитай, сколько кружков на этой карточке», — предлагают ребенку. При этом он не должен пересчитывать их пальцем (только визуально).
2. Аудиальная модальность. Ребенку предлагают закрыть глаза. «Я буду стучать по доске. Скажи: сколько раз я ударил?» Инструктор делает 13 ударов с неравными интервалами.
3. Кинестетическая модальность. Обследующий дает ребенку карандаш с резинкой на тупом конце, предлагает закрыть глаза и 15 раз постучать по руке обследующего.
4. Кинестетическая модальность. «Я постучу тебя по спине. Скажи: сколько раз я постучал?» Обследующий делает 17 ударов с неравными интервалами.
5. Зрительно-моторные, речевые и пространственные способности. Задание ребенку : «Перечисли направления, которые указывают эти стрелки. Если стрелка указывает вправо, скажи "вправо", если влево — "влево", вниз — "вниз", вверх — "вверх"». Объясняя, используют другие стрелки (не тестовые).
6. «Снова покажи направление стрелок, но сделай это молча. Показывай рукой направление, которое указывает эта стрелка». При этом задании можно использовать легкое прикусывание языка для исключения вербального контроля.
7. Способность к интеграции слухового и кинестетического анализаторов. «Снова покажи направление стрелок, но теперь делай это в такт с моими постукиваниями». Обследующий отстукивает ритм — удар в секунду.
8. «Возьми лист бумаги и карандаш. Когда я скажу "начинай", положи себе лист на лоб и напиши на нем слово "КОТ"». Если слово оказывается написанным сзади наперед, то кинестетический анализатор доминирует над-зрительным. Если слово написано слева направо, то зрительный анализатор является ведущим.
Список литературы
Коков С. Методика быстрого тестирования модальностей / С. Коков, Л. Канц Режим доступа: https://refdb.ru/look/3022089-p18.html Дата обращения: 12.06.2016