Папки-передвижки

Опознавание как основной механизм определения значения производного слова

Инна Чернявская
Опознавание как основной механизм определения значения производного слова
▼ Скачать + Заказать документы

Опознавание как основной механизм определения значения производного слова

В 2010–2011 г. нами было проведено исследование, посвященное изучению особенностей толкования производных слов детьми 4–6 лет. В эксперименте принимали участие дети средней, старшей и подготовительной группы детского сада №115 Адмиралтейского р-на. Для толкования детям были предложены 56 производных слов, которые можно отнести к трем группам: 1) отглагольные существительные, образованные путем суффиксации; 2) отыменные существительные, образованные путем суффиксации; 3) существительные, образованные путем сложения основ. Всего в ходе эксперимента было получено 1120 ответных реакций. Для эксперимента были отобраны производные слова из активного словаря русского языка, зафиксированные в 1 томе «Русской грамматики». Мы отбирали и широко употребляемые слова, которые дети могли когда-либо слышать, и редкие существительные, но с понятной для детей мотивирующей основой.

Темочки:

В результате обработки данных мы выяснили, что дети при толковании знакомых и незнакомых производных слов в случае, когда им знакомо производящее или другое производное от того же корня, в основном обращают внимание на корневую морфему и суффикс. Например: Лакировщик – лакирует, лаком ногти мажет; Лакировщик – лаки продает. В результате возможна неверная интерпретация значения слова, которая является следствием смешения омонимичных (или омофоничных) корней.

Процесс толкования слова включает две последовательные операции: 1) узнавание слова и соотнесение (идентификация) его с имеющимися в ментальном лексиконе единицами, 2) объяснение значения этой единицы. При толковании незнакомых и малознакомых слов дети вынуждены извлекать смысл из тех значимых единиц слова, которые им удалось вычленить, или ориентироваться на формальные признаки слова. Объяснение значения слова, в свою очередь, сложная операция.

А. А. Залевской была обнаружена множественность параметров поиска слов в памяти и упорядочение единиц ментального лексикона по широкому набору разнообразных признаков: «oт самого общего признака принадлежности к некоторому лексико-грамматическому классу или отнесенности к определенной семантической области <…>, до начальной буквы слова, признака протяженности слова и т. д.» (Залевская 1999; с. 159) Дети определяют значение незнакомого производного слова, выделяя различные признаки, что обычно носит субъективный характер, зависит от возраста, а также от речевого и когнитивного развития ребенка. Согласно словарю С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, опознать – это узнать по каким-либо признакам (Ожегов, Шведова 1992; с. 695). В основном дети ориентируются на такие элементы значения слова, информацию о которых они получают, «расшифровывая» внутреннюю форму, – это могут быть и семантические, и фонетические признаки. Таким образом, дети именно опознают незнакомое производное слово. При опознавании незнакомых производных слов дети сопоставляют созвучный сегмент производного со знакомым и понятным для себя словом и, исходя из семантики этого понятного слова, делают вывод о значении производного. Например: - Клеветник – это клевер, его цветник. Необходимо также отметить у детей наличие неких субъективных ассоциаций, на основании которых ими делается вывод о значении незнакомого производного слова : - Толстосум- животное толстое с длинными усами; или другое животное, но из того же «семейства» : - Толстый Сунь; - Стеклодув – думает про стекла: как бы не разбить!; - Ледокол – это какое-то питье, кола может? И сестра у меня Лида, может Лидина кола?

В ходе нашего эксперимента при опознавании производных, образованных путем сложения основ, дети пытались придать незнакомому слову понятное им значение, продуцируя иногда достаточно широкие контексты: - Лизоблюд – с верблюда что-то слизывает, животное такое маленькое, летучая мышь; - Водозабор – это такой водный забор – Объясни – Забор из камней, чтобы плотина была; Водосток – это какой-то водный стакан - Как это понять? – Может, вода в стакане?

Анализ экспериментальных данных позволил создать модель опознавания производных слов, образованных путем сложения основ. Концепт водозабор, не находя аналогии в некоем понятийно-номинативном «ярусе» ментального лексикона ребенка (опознавания не произошло, «распадается» на две тут же найденные единицы – вода и забор. Далее доминирует некий когнитивный «ярус», отвечая на запрос о том, как можно связать эти две единицы между собой? Включаются словообразовательные связи – из существительного вода образуется прилагательное водный, тут же «включаются» синтаксические связи далее образуется некий «продукт» этих связей – водный забор. Тут же из «яруса» набора всевозможных признаков, при одновременном «включении» в процесс опознавания памяти, когнитивных и понятийных связей возникает конечная полная и ясная для ребенка картина - Забор из камней, чтоб плотина была.

Механизм – «узнавания по признакам»опознавания, дети используют в процессе определения значения слова и, по нашим наблюдениям, он является основной стратегией детского толкования знакомых и незнакомых производных. При этом дети в основном ориентируются на такие элементы значения слова, информацию о которых они получают, «расшифровывая» внутреннюю форму».

По нашему мнению, опознавание – это особая стратегия определения значения производного слова с ориентацией на различные признаки, которые в своей совокупности составляют смысл слова (каковым он является в языковом сознании ребенка). Толкуя производные слова, дети выделяют сразу несколько признаков. Сам набор признаков и приоритет того или иного признака, на который ориентируется ребенок, определяя значение производного слова в результате опознавания, субъективен и зависит от речевого и когнитивного развития ребенка.

По-видимому, можно говорить, что стратегия опознавания производного слова реализуется по двум направлениям, выбор которых зависит от того, на какой набор признаков слов ориентируется ребенок. Это может быть, во-первых, ориентация на морфемную структуру слова (морфемно-структурный признак стратегии опознавания, во-вторых, на созвучность произвольно выделенных сегментов слова, не равных в линейной протяженности морфемам, его составляющим (сегментирующий признак).

Морфемно-структурный признак проявляется в толкованиях производных слов детьми по-разному. 1. В ответах детей присутствует либо мотивирующее слово - Шлепанец – это, когда надо вот так шлепать, либо производное слово, имеющее то же производящее, что и слово-стимул – Обтекатель – когда обтекает труба. Т. е. слова из одного словообразовательного гнезда.

При этом в толкованиях детьми производных слов могут актуализироваться одновременно значение коневых морфем и словообразовательных аффиксов (суффиксов и приставок) : - Страдалец – который страдает, переживает. - Накопитель – это когда накапливается чего-то там разное, деньги, значки. Может актуализироваться только то значение, которое несет корень: - Полоскательница – это чем ротик полощут. В тех случаях, когда ребенку не понятна семантика корня, актуализируется лишь значение суффикса : - Набойщик – дяденька, он работает; - Лакировщик – это работа такая?

Значение корней производных слов могут актуализироваться в толковании слов опосредованно – через описание ситуации, по отношению к которой можно было бы, по мнению ребенка, применить толкуемое слово : - Пустоцвет – значит, краски закончились; - Лизоблюд – собака, тарелки языком моет; - Ловец – сачок для бабочек. Корневые морфемы в ответе ребенка присутствуют в этих случаях латентно.

В толкованиях производных слов присутствуют слова, корни которых омонимичны корням слов-стимулов, т. е. значение корней слова-стимула и слова-реакции не совпадает : - Набойщик – это когда набьет кого-то хулиган. Интересны случаи, когда ребенок разъясняет значение не того слова, которое ему предъявлялось, а производное, образованное по одной модели с предъявленным: - Водосток – росток; - Водосток – Восток; - Зверолов – может мальчик? (Почему) – Ярослав; - Истопник – дневник;- Пустоцвет – это весной, когда нету еще другой травы, один, первый цветочек вырастает (первоцвет); -Лизоблюд – это тот, кто все время валяется и ничего делать не хочет (лежебока); и др.

Применение сегментирующего способа предполагает ориентацию на произвольно выделенный сегмент производного слова, не совпадающий ни структурно, ни семантически со значимыми частями слова-стимула : - Раздражитель – драже кушать любит; - Клеветник – клеит обои; - Клеветник – это веточка такая странная. Дети могут также ориентироваться на сходство минимальных фонетических сегментов (начального слога) : - Ледокол – линолеум – Почему ты так решила? – Мне так показалось; - Лакировщик – который логический.

Литература

Залевская А. А. Введение в психолингвистику. – М., 1999.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений. – М., 1992.

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Дидактическая игра для определения рода существительныхДидактическая игра для определения рода существительных Сегодня с вами хотим поделиться дидактической игрой на определение рода существительных. Данную игру мы проводили с целью закрепления.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Слова-друзья и слова-враги» Уважаемые коллеги! Продолжаем работу над пополнением нашей профессиональной педагогической копилки по развитию речи. Строя фразу, ребенок.

Консультация для педагогов «Коллективное творчество как механизм сплочения детского коллектива»Консультация для педагогов «Коллективное творчество как механизм сплочения детского коллектива» Консультация для педагогов "Коллективное творчество, как механизм сплочения детского коллектива" Задача каждого педагога создать единый,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опознавание как основной механизм определения значения производного слова
Опубликовано: 8 декабря 2024 в 16:10
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опознавание как основной механизм определения значения производного слова» (включая файлы) размещена пользователем Инна Чернявская (УИ 1535207) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД