Приложение МААМ

Опознавание как основной механизм определения значения производного слова

Инна Чернявская
Опознавание как основной механизм определения значения производного слова
▼ Скачать + Заказать документы

Опознавание как основной механизм определения значения производного слова

В 2010–2011 г. нами было проведено исследование, посвященное изучению особенностей толкования производных слов детьми 4–6 лет. В эксперименте принимали участие дети средней, старшей и подготовительной группы детского сада №115 Адмиралтейского р-на. Для толкования детям были предложены 56 производных слов, которые можно отнести к трем группам: 1) отглагольные существительные, образованные путем суффиксации; 2) отыменные существительные, образованные путем суффиксации; 3) существительные, образованные путем сложения основ. Всего в ходе эксперимента было получено 1120 ответных реакций. Для эксперимента были отобраны производные слова из активного словаря русского языка, зафиксированные в 1 томе «Русской грамматики». Мы отбирали и широко употребляемые слова, которые дети могли когда-либо слышать, и редкие существительные, но с понятной для детей мотивирующей основой.

Публикация «Опознавание как основной механизм определения значения производного слова» размещена в разделах

В результате обработки данных мы выяснили, что дети при толковании знакомых и незнакомых производных слов в случае, когда им знакомо производящее или другое производное от того же корня, в основном обращают внимание на корневую морфему и суффикс. Например: Лакировщик – лакирует, лаком ногти мажет; Лакировщик – лаки продает. В результате возможна неверная интерпретация значения слова, которая является следствием смешения омонимичных (или омофоничных) корней.

Процесс толкования слова включает две последовательные операции: 1) узнавание слова и соотнесение (идентификация) его с имеющимися в ментальном лексиконе единицами, 2) объяснение значения этой единицы. При толковании незнакомых и малознакомых слов дети вынуждены извлекать смысл из тех значимых единиц слова, которые им удалось вычленить, или ориентироваться на формальные признаки слова. Объяснение значения слова, в свою очередь, сложная операция.

А. А. Залевской была обнаружена множественность параметров поиска слов в памяти и упорядочение единиц ментального лексикона по широкому набору разнообразных признаков: «oт самого общего признака принадлежности к некоторому лексико-грамматическому классу или отнесенности к определенной семантической области <…>, до начальной буквы слова, признака протяженности слова и т. д.» (Залевская 1999; с. 159) Дети определяют значение незнакомого производного слова, выделяя различные признаки, что обычно носит субъективный характер, зависит от возраста, а также от речевого и когнитивного развития ребенка. Согласно словарю С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, опознать – это узнать по каким-либо признакам (Ожегов, Шведова 1992; с. 695). В основном дети ориентируются на такие элементы значения слова, информацию о которых они получают, «расшифровывая» внутреннюю форму, – это могут быть и семантические, и фонетические признаки. Таким образом, дети именно опознают незнакомое производное слово. При опознавании незнакомых производных слов дети сопоставляют созвучный сегмент производного со знакомым и понятным для себя словом и, исходя из семантики этого понятного слова, делают вывод о значении производного. Например: - Клеветник – это клевер, его цветник. Необходимо также отметить у детей наличие неких субъективных ассоциаций, на основании которых ими делается вывод о значении незнакомого производного слова : - Толстосум- животное толстое с длинными усами; или другое животное, но из того же «семейства» : - Толстый Сунь; - Стеклодув – думает про стекла: как бы не разбить!; - Ледокол – это какое-то питье, кола может? И сестра у меня Лида, может Лидина кола?

В ходе нашего эксперимента при опознавании производных, образованных путем сложения основ, дети пытались придать незнакомому слову понятное им значение, продуцируя иногда достаточно широкие контексты: - Лизоблюд – с верблюда что-то слизывает, животное такое маленькое, летучая мышь; - Водозабор – это такой водный забор – Объясни – Забор из камней, чтобы плотина была; Водосток – это какой-то водный стакан - Как это понять? – Может, вода в стакане?

Анализ экспериментальных данных позволил создать модель опознавания производных слов, образованных путем сложения основ. Концепт водозабор, не находя аналогии в некоем понятийно-номинативном «ярусе» ментального лексикона ребенка (опознавания не произошло, «распадается» на две тут же найденные единицы – вода и забор. Далее доминирует некий когнитивный «ярус», отвечая на запрос о том, как можно связать эти две единицы между собой? Включаются словообразовательные связи – из существительного вода образуется прилагательное водный, тут же «включаются» синтаксические связи далее образуется некий «продукт» этих связей – водный забор. Тут же из «яруса» набора всевозможных признаков, при одновременном «включении» в процесс опознавания памяти, когнитивных и понятийных связей возникает конечная полная и ясная для ребенка картина - Забор из камней, чтоб плотина была.

Механизм – «узнавания по признакам»опознавания, дети используют в процессе определения значения слова и, по нашим наблюдениям, он является основной стратегией детского толкования знакомых и незнакомых производных. При этом дети в основном ориентируются на такие элементы значения слова, информацию о которых они получают, «расшифровывая» внутреннюю форму».

По нашему мнению, опознавание – это особая стратегия определения значения производного слова с ориентацией на различные признаки, которые в своей совокупности составляют смысл слова (каковым он является в языковом сознании ребенка). Толкуя производные слова, дети выделяют сразу несколько признаков. Сам набор признаков и приоритет того или иного признака, на который ориентируется ребенок, определяя значение производного слова в результате опознавания, субъективен и зависит от речевого и когнитивного развития ребенка.

По-видимому, можно говорить, что стратегия опознавания производного слова реализуется по двум направлениям, выбор которых зависит от того, на какой набор признаков слов ориентируется ребенок. Это может быть, во-первых, ориентация на морфемную структуру слова (морфемно-структурный признак стратегии опознавания, во-вторых, на созвучность произвольно выделенных сегментов слова, не равных в линейной протяженности морфемам, его составляющим (сегментирующий признак).

Морфемно-структурный признак проявляется в толкованиях производных слов детьми по-разному. 1. В ответах детей присутствует либо мотивирующее слово - Шлепанец – это, когда надо вот так шлепать, либо производное слово, имеющее то же производящее, что и слово-стимул – Обтекатель – когда обтекает труба. Т. е. слова из одного словообразовательного гнезда.

При этом в толкованиях детьми производных слов могут актуализироваться одновременно значение коневых морфем и словообразовательных аффиксов (суффиксов и приставок) : - Страдалец – который страдает, переживает. - Накопитель – это когда накапливается чего-то там разное, деньги, значки. Может актуализироваться только то значение, которое несет корень: - Полоскательница – это чем ротик полощут. В тех случаях, когда ребенку не понятна семантика корня, актуализируется лишь значение суффикса : - Набойщик – дяденька, он работает; - Лакировщик – это работа такая?

Значение корней производных слов могут актуализироваться в толковании слов опосредованно – через описание ситуации, по отношению к которой можно было бы, по мнению ребенка, применить толкуемое слово : - Пустоцвет – значит, краски закончились; - Лизоблюд – собака, тарелки языком моет; - Ловец – сачок для бабочек. Корневые морфемы в ответе ребенка присутствуют в этих случаях латентно.

В толкованиях производных слов присутствуют слова, корни которых омонимичны корням слов-стимулов, т. е. значение корней слова-стимула и слова-реакции не совпадает : - Набойщик – это когда набьет кого-то хулиган. Интересны случаи, когда ребенок разъясняет значение не того слова, которое ему предъявлялось, а производное, образованное по одной модели с предъявленным: - Водосток – росток; - Водосток – Восток; - Зверолов – может мальчик? (Почему) – Ярослав; - Истопник – дневник;- Пустоцвет – это весной, когда нету еще другой травы, один, первый цветочек вырастает (первоцвет); -Лизоблюд – это тот, кто все время валяется и ничего делать не хочет (лежебока); и др.

Применение сегментирующего способа предполагает ориентацию на произвольно выделенный сегмент производного слова, не совпадающий ни структурно, ни семантически со значимыми частями слова-стимула : - Раздражитель – драже кушать любит; - Клеветник – клеит обои; - Клеветник – это веточка такая странная. Дети могут также ориентироваться на сходство минимальных фонетических сегментов (начального слога) : - Ледокол – линолеум – Почему ты так решила? – Мне так показалось; - Лакировщик – который логический.

Литература

Залевская А. А. Введение в психолингвистику. – М., 1999.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений. – М., 1992.

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Дидактическая игра для определения рода существительныхДидактическая игра для определения рода существительных Сегодня с вами хотим поделиться дидактической игрой на определение рода существительных. Данную игру мы проводили с целью закрепления.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опознавание как основной механизм определения значения производного слова
Опубликовано: 8 декабря 2024 в 16:10
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опознавание как основной механизм определения значения производного слова» (включая файлы) размещена пользователем Инна Чернявская (УИ 1535207) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД