Климова Марина Евгеньевна
Опора на слух в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Слуховое восприятие – важная особенность человека, без которой нельзя научится слышать и понимать речь, а следовательно, правильно говорить. Без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение. Развитие фонематического восприятия осуществляется на самых первых этапах логопедической работы. Сначала на материале неречевых звуков и постепенно охватывая все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.
Публикация «Опора на слух в работе логопеда» размещена в разделах
Прежде чем перейти к речевым звукам, важно уделить внимание развитию восприятия неречевых звуков. Это обычно является задачей сурдопедагога или частью работы логопеда. Фактически на этом этапе мы занимаемся воспитанием слуха. Это очень важный этап, ведь речевой слух во многом опирается на способность различать и интерпретировать неречевые звуки
Работа с неречевыми звуками включает в себя:
1. Дифференциацию звуков.
2. Определение последовательности звуков.
3. Различение громкости и длительности звучания.
4. Определение направления источника звука.
Примеры упражнений:
«Что звучит?»
Предложите ребенку прослушать различные звуки (шум ветра, звук мотора, пение птиц) и определить, что это за звук. Сначала используйте звуки контрастного звучания. Когда ребенок освоится – похожие по звучанию.
"Слепая охота"
В этой игре участники закрывают глаза и пытаются определить, откуда доносится звук, используя только слух.
«Шумящие мешочки»
Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
«Похлопаем»
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Использование неречевых звуков в работе с неговорящими детьми
а) Вызов слов (активация лексики)
Используйте звуковые стимулы для активации словарного запаса ребенка. Например, с помощью пособия "Слушать интересно" или подобных материалов, предлагайте ребенку прослушать звук и соотнести его с картинкой или предметом.
Пример: Включите звук мяуканья и покажите картинку кошки. Попросите ребенка повторить звук («Мяу») или назвать животное («Киса»). Сделайте то же самой с петухом (петя, медведем (миша, козой (коза) и другими животными с названиями, подходящими по слоговой структуре
б) Формирование фразы
Используйте игровые поля с изображениями и соответствующими звуками для построения простых фраз.
Пример: На игровом поле с изображением фермы включайте звуки животных и просите ребенка показать, где находится животное, формируя фразу "Корова тут" или "Мышка здесь"
в) Работа над обобщающими понятиями
Группируйте звуки по категориям для формирования обобщающих понятий.
Пример: Включите звуки различных транспортных средств (машина, поезд, самолет) вперемешку с другими звуками (например, звуками животных) и попросите ребенка определить, можно ли ехать на том, что звучит
г) Обогащение лексики
Используйте разнообразные звуки для расширения пассивного словарного запаса ребенка.
Пример: При изучении темы "Домашние животные" включайте звуки различных животных и называйте их, постепенно расширяя список знакомых ребенку животных.
Практические приемы и упражнения для автоматизации звуков
а) Распознавание звуков, похожих на отрабатываемый звук. Подберите неречевые звуки, акустически близкие к звуку, над которым вы работаете.
Пример: Для звука "С" используйте звуки шипения змеи, шум воды, шуршание пакета.
б) Имитация звуков природы. Такие упражнения помогают в работе над звукопроизношением, голосом и дыханием.
Пример: Имитируйте шум моря, меняя громкость звука в зависимости от "приближения" и "удаления" волны.
в) Автоматизация звуков в словах. Подбирайте карточки нужный звуком в названии, включайте звуки, подходящие карточкам, просите ребенка называть, что звучит, четко произнося слова.
Пример: Для автоматизации звука "С" используйте карточки с изображением собаки, автобуса, насоса и т. д.
Формирование лексико-грамматических представлений и связной речи
а) Работа над временами глагола
Используйте звуки для отработки настоящего и прошедшего времени глаголов.
Пример: Покажите картинку с изображением действия (например, мальчик чистит зубы, включите соответствующий звук и попросите ребенка сказать, что происходит. Затем уберите картинку и спросите, что было (мальчик чистил зубы).
б) Работа над падежами существительных
Отрабатывайте различные падежные формы и согласование слов в предложении с помощью звуковых стимулов.
Пример: Включите звук сирены и попросите ребенка составить предложение "Пожарная машина едет на пожар" (отработка винительного падежа).
в) Развитие связной речи
Используйте последовательность звуков для создания историй и развития навыков повествования.
Пример: Включите серию звуков (шаги, скрип двери, звон разбитого стекла, полицейская сирена) и попросите ребенка придумать историю на основе этих звуков.
Итак, основная задача игр, направленных на развитие восприятия речи на слух, это открыть для малыша особый мир звуков человеческой речи, сделать эти звуки привлекательными и значимыми.
Список литературы:
1. Ильина М. Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6 лет. - СПб., 2001 г.
2. Казанская В. Л., Сидельникова А. А. : «Развитие слухового восприятия у дошкольников».
3. И. И. Праведникова, И. И., Беловолова Э. К. Развитие фонематического слуха и слухового восприятия---Ростов-на-Дону. Феникс. ,2019 г.
4. Ткаченко Т. А. : «Коррекция фонетических нарушений у детей».