Яна Киевская
Описание технологий в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, в том числе и к первой его ступени – дошкольному образованию.
Основным приоритетом работы педагога-психолога является создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы. Деятельность современного педагога- психолога дошкольной образовательной организации направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.
Публикация «Описание технологий в работе педагога-психолога» размещена в разделах
В нашем ДОУ обогащение содержания образовательного процесса идет за счет освоения новых гуманистических и личностно-развивающих технологий. Личностно-развивающая технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям ФГОС ДО. Данные технологии успешно реализуются мною в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми.
Цели моей деятельности:
- создание условий для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе дошкольного учреждения.
- содействие администрации и педагогическому коллективу дошкольного учрежденияв создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.
- содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; педагогической готовности к школьному обучению.
Решение задач психологической службы отражается в направлениях моей психолого-педагогической деятельности : психологическом просвещении, профилактике, диагностике, психологической коррекции, консультативной и экспертной работе. В каждом из направлений мною используются разные психолого-педагогические технологии.
Психологическое просвещение
Цель моей работы в данном направлении это формирование у участников образовательного процесса положительных установок к психологической помощи, расширение кругозора в области психологического знания, формирование устойчивой потребности в применении и использовании полученных знаний в целях эффективной социализации воспитанников и в целях собственного развития.
Психологическая профилактика
Работая в данном направлении, ставлю перед собой цель: сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья воспитанников на всех этапах дошкольного детства, предупреждение трудностей межличностного общения участников образовательных отношений.
Психологическая диагностика
Работа в данном направлении позволяет получить информацию, на основании которой разрабатываю заключения и программы развития. Психологическая диагностика играет важную роль в сопровождении образовательного процесса дошкольного образования, позволяет выявить индивидуальные особенности и проблемы участников образовательного процесса.
Психологическое консультирование
Целью моей работы в данном направлении является оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическая коррекционно-развивающая работа
Коррекционно – развивающая работа ведется мною по согласованию с родителями и администрацией образовательной организации в форме индивидуальных и групповых занятий по развитию и коррекции, а также в форме тематических тренингов для детей (родителей, воспитателей, имеющих психологические проблемы, влияющие на организацию целостного педагогического процесса.
Педагог-психолог, работая с детьми, постоянно ориентируется на их личностные структуры. В работе с данной сферой я использую следующие технологии :
- информационные, через применение которых формируются знания, умения и навыки.
- операционные технологии обеспечивают формирование способов умственных действий.
- технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности.
- эвристические - на развитие творческих способностей личности.
- прикладные развивают действенно – практическую сферу личности.
Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик, как:
Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.
Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях.
Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах.
Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов. 2
Телесная терапия - методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.
Арт-терапия
Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование.
Игровая терапия
Данная технология решает следующий спектр задач: психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, способствует улучшению психологического климата в семьях и малых группах.
По подходу к субъекту педагог- психолог использует технологии :
Сотрудничества
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях психолога и ребенка.
Личностно - ориентированные
Ставят в центр всей школьной социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
Гуманно - личностные
Отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей.
Таким образом, психолого-педагогические технологии находят своё целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Любая психолого-педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей творческой активности и профессиональных знаний педагога-психолога.