Светлана Владимировна Масагутова
Описание случая работы педагога-психолога с семьей, средствами кризисного консультирования
▼ Скачать + Заказать документы
Описание ситуации в семье.
Обратилась женщина, назовем ее- Светлана. С ее слов, младшая дочь -3 года, стала заикаться летом 2016 года, после того как произошла ссора между Светланой и ее мужем. До этого времени девочка говорила легко и свободно. Из ее рассказа стало понятно, что перед их ссорой, была ситуация, в которой его мать просила забрать ее от родственников ее сожителя, т. к. они ее оскорбляли. С ее слов, муж очень переживал это событие и даже не пошел сам на следующий день, на День Рожденья мамы, и запретил это делать своей жене и детям, т. к. не хотел, чтобы его семья соприкасалась с сожителем матери и его родственниками. Светлана пояснила, что не могла послушать мужа, т. к. ей хотелось поддержать свекровь. Через несколько дней муж выпил с соседом, когда выполнял просьбу его жены - о помощи по хозяйству. Соседка вместо того, чтобы его отблагодарить нанесла ему несколько ударов бутылкой, на что ее муж кинулся на нее с кулаками. Муж Светланы разнимал супругов. В таком состоянии он пришел домой, увидел, что Светлана готовит рыбу, которую дал сожитель его матери и начал кричать, ругаться матом, бить и бросать в нее посуду. Дети в это время находились в соседней комнате.
Публикация «Описание случая работы педагога-психолога с семьей, средствами кризисного консультирования» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В ходе дальнейшего консультирования выяснилось, что старший сын так же начал заикаться, когда ему было примерно столько же лет как ее младшей дочери, а средняя дочь начала заикаться, когда ей было 5 лет, у младшего брата мужа тоже появились запинки в речи, когда ему было 7 лет. В данный момент у сына и средней дочери, и брата мужа заикание прошло. В ходе беседы стало понятно, что сын стал заикаться, после сыры супругов, которая произошла на фоне ревности Светланы, в то время младший брат мужа жил с ними (ему тогда было примерно 7 лет) по просьбе родителей, домой ходил только на выходные. По словам, Светланы, муж почти никак не помогал ей с детьми, часто выпивал. Выяснилось, что запинки в речи у средней дочери начались в период, когда родители мужа разводились и делили имущество, а поэтому жили еще вместе, и свекровь приходила в семью сына и со слезами рассказывала, о том какой ужасный человек, по ее мнению, ее супруг, просила, чтобы они повлияли на него.
Гипотеза.
1. Семья находится на средней стадии кризиса
2. В семье нарушена иерархия и семейные связи. При наличии нормальных родителей, брату мужа не нужно жить в семье своего брата – Светлана занимает роль матери и муж видя как она относится к ее брату начинает видеть в ней свою мать, Светлана принимает это и относится к мужу уже как к сыну - он «пакостит»- гуляет, не спит дома, а она как любящая мать все прощает (эта модель поведения ее родителей). Заканчивается все скандалом и заиканием сына. Мать мужа просит вмешаться в ее отношения с его отцом. Он любит свою мать и поэтому пытается повлиять на отца и оказывается вмешанным в их ссоры. Дети не могут учить родителей и вмешиваться в их отношения! Заканчивается все тем, что в речи средней дочери появляются запинки. Светлана не послушала мужа и пошла к свекрови, муж влез в семейную систему соседей. Заканчивается все скандалом и заиканием их младшей дочери.
3. Не сформировались традиции. Внешние и внутренние связи еще не так прочны и не везде выстроены. Родители мужа развелись, а в семье Светланы часто возникают ситуации, которые требуют скорейшего разрешения (проблемы обучения и воспитания детей, иерархия которых так же нарушена – младшие не слушают старшего, злоупотребление алкоголем ее мужа).
4. Много ресурсов, т. к. прародители не вмешиваются – не лезут с советами и помогают в воспитании детей только когда просят Светлана или ее муж (с ее слов). Ресурсами могут быть – любовь супругов к друг другу, умение прощать со с стороны Светланы, ее заинтересованность в развитии и здоровье детей, образование (Светлана педагог с высшим образованием, муж имеет среднее профессиональное образование, свекровь – воспитатель со стажем, наличие постоянной работы супругов, материальная обеспеченность.
Использованные техники и технологии. 1. Технология работы с сопротивлением.
3. Положительное переформулирование: на выкрики супруга о нежелании вовлекать детей в приготовлении еды –«Вы хотите сказать, что детей надо постепенно учить пользоваться ножом и каждого отдельно, т. к. вы переживаете за их здоровье»
4. Техника «Циркулярное интервью» на встрече с супругами и их детьми: «Как вы думаете, что чувствует ваша жена, когда видит вас выпившим? Дети?»
5. Парадоксальные предписания – когда младшая дочь капризничает и кричит – разрешить ей это, сказав «А ты можешь еще громче?», когда муж ругается сказать ему: «А я тебя все равно люблю» и т. д.
6. Занятия по арт -терапии с младшей дочерью: песочная, мандалы.
7. Воодушевляющие высказывания при планировании работы по выстраиванию иерархии в семье.
8. Метод генограммы.
9. Техника6»Семейная структура».
10. Рефлексивные вопросы: «Как изменилась обстановка в семье когда вы стали спокойно реагировать на ссоры детей?»
Динамика. Было проведено 3 индивидуальных консультации с со Светланой., 1- совместная встреча с обоими супругами и с детьми, 3- занятия по арт – терапии. Светлана стала говорить девочкам, что Сын старший и его надо слушать, появились обязанности у детей - очередь по мытью посуды, в семье начали выстраиваться личные границы между детьми- младшая все реже вредит старшим, относится к ним с уважением, Светлана стала больше доверять мужу домашние дела и у нее появилось время заниматься детьми и изучать литературу по выстраиванию здоровых семейных отношений. Появились заметные улучшения в речи младшей дочери.
Возникшие трудности. Нежелание супруга учавствовать в процессе терапии.