Светлана Бородина
Описание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе
▼ Скачать
Описание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе
Важнейшим условием реализации Программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Важнейшие образовательные ориентиры:
• обеспечение эмоционального благополучия детей;
Публикация «Описание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе» размещена в разделах
• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
• развитие детской самостоятельности (инициативности и ответственности);
• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в группе созданы следующие центры развития:
1. Центр познавательного развития
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.
Рисунок 1
Рисунок 2
В центре располагаются папки с сюжетными и предметными картинками по ознакомлению детей с окружающим миром;
- мозаики крупные, средние, мелкие;
- пазлы;
- оборудование для развития моторики
Рисунок 3
2. Центр книги
Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Для многих родителей это также очень дешёвый способ заняться своим ребёнком. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение — всё это формируется благодаря общению с книгой. Мы активно используем все книги, т. к. художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития.
Рисунок 4
3. Центр физического развития
В групповой комнате все спортивные пособия доступны детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. В нашей группе центр двигательной деятельности оформлен как часть большой игровой зоны. В спортивном уголке есть мячи разных размеров; массажные коврики; гантели; кольцебросс; скакалки; верёвки; дети постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенным инвентарём. Здесь находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому в нашем центре есть маски для игр.
Рисунок 5
Рисунок 6
4. Центр игры и социально – коммуникативного развития
Ряжение. В нашей группе этот уголок, любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ.
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10
Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы»
Рисунок 11
5. Центр природы и опытно- экспериментальной деятельности
Центр природы включает в себя экологическую деятельность.
Задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.
Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.
Рисунок 12
Задачи Центра опытно – экспериментальной деятельности: формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности; развитие поисково – познавательной, интеллектуальной активности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств.
В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскоп, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки и т. д. Наши маленькие «почемучки» превращаются в любознательных испытателей, проводят несложные опыты.
6. Центр конструирования
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по схеме, чертежу, по собственному замыслу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
- наборы конструкторов: крупногабаритный, конструктор типа «лего», мелкий, средний;
- строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины;
- нетрадиционный материал: картонные коробки, оклеенные цветной пленкой;
- игрушки для обыгрывания построек.
Конструкторы размещены на полках в контейнерах или корзинках. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, взяв корзинку, устроиться с конструктором на ковре. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.
Рисунок 13
7. Центр музыки
Для творческого развития детей музыкальные инструменты и музыкально – дидактические игры находятся в доступном для детей месте.
Рисунок 14
8. Центр театра
Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
Центр театрализованной деятельности — один из активных секторов в нашей группе.
Рисунок 15
9. Центр творчества
Задачи: Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
В центре творчества находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.
Рисунок 16
Рисунок 17
10. Центр нравственно-патриотического развития
В центре помещена государственная символика России. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом народа. В уголок родного края входит художественная литература о нашем посёлке и о его достопримечательностях.
Рисунок 18
Рисунок 19
Центр информирования родителей
Рисунок 20
ВЫВОД: Предметная среда имеет открытое, незамкнутое пространство, способное к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
Рисунок 12
Рисунок 13
Рисунок 14
Рисунок 15
Рисунок 16
Рисунок 17
Рисунок 18
Рисунок 19
Рисунок 20