Елена Куклина
Описание педагогического опыта работы «Патриотическое воспитание дошкольников посредством организации мини-музеев»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание :
Введение
I. Теоретическое исследование проблемы воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
1.1 Исследование теории вопроса воспитания нравственно-патриотических чувств у детей
1.2 Особенности приобщения дошкольников к культуре и истории малой Родины через социокультурную среду музея
1.3 Педагогические средства, используемые в работе
II. Практическая часть.
2.1 Методология и принципы построения работы.
2.2. Аналитические результаты
Заключение
Публикация «Описание педагогического опыта работы „Патриотическое воспитание дошкольников посредством организации мини-музеев“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Список использованной литературы
Тема : «Патриотическое воспитание дошкольников через организацию мини-музеев»
«Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал.»
(Симонов «Родина»)
I. Теоретическое исследование проблемы воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
1.1. Исследование теории вопроса воспитания нравственно-патриотических чувств у детей
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
1.2. Особенности приобщения дошкольников к культуре и истории малой Родины через социокультурную среду музея
Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.
Задача по привитию любви к родному краю, его природе встает все острее, ведь по данным статистики известно, что процент молодежи, покидающей Россию, растет из года в год. Поэтому мы, те, кто работает с детьми, должны наполнить их сердца любовью и гордостью к тем местам, где они родились. Любовь к родному краю, к своей малой Родине не возникает у детей сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Именно в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
В обобщенном мною опыте работы решена следующая проблема:
- разработано перспективное планирование по ознакомлению старших дошкольников с малой Родиной – посёлком Свеча, сформированы у детей интерес и потребность к созданию мини - музея, обогащены знания детей об истории русского народа, культуре и природе родного края.
Проблема решалась с помощью реализации следующих задач
1. Организовать деятельность детей, способствующую формированию нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, посёлку.
2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместную деятельность с детьми.
3. Приобщить дошкольников к культуре и истории малой Родины через социокультурную среду музея.
1.3. Педагогические средства, используемые в работе
1. Необычное приветствие.
2. Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера.
3. Приглашение в путешествие.
4. Создание проблемной ситуации («Что бы это значило? Попробуем разобраться…», «Мне не терпится поделиться с вами…», «О чём сегодня вам хотелось бы поговорить?»)
6. Совместная проектная деятельность – создание мини-музеев
7. Ручной труд.
8. Выставки и экспозиции.
10. Развлечения, досуги, праздники, концерты.
11. Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые игры, подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
12. Сказки.
13. НОД, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, чтение художественных произведений, встречи с интересными людьми, дидактические игры, проектная деятельность, самостоятельная игровая деятельность детей.
Формы организации : коллективная, подгрупповая, индивидуальная.
Методы:
- словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей;
- наглядные – экскурсии, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения;
- практические – дидактические игры, оформление альбома, изготовление поделок, создание коллажей, оформление мини-музеев, показ тематических театрализованных постановок, участие в досугах, развлечениях, праздниках, встречах.
Приемы: обращение к жизненному опыту детей, исследовательские действия, различного рода игры.
При работе с родителями использовались такие формы работы как :
- анкетирование родителей «Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию»
- индивидуальные консультации, беседы по нравственно-патриотческому воспитанию
- круглый стол для родителей «Как воспитать патриота и гражданина»
- фотовыставки «Мой папа - солдат», «Мой папа служил в Армии»
- совместное творчество родителей и детей - как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций, экспонатов для мини-музеев
- встреча с интересными людьми.
II. Технология опыта
2.1. Методология и принципы построения работы.
В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса по которой работает наш детский сад, ставит следующие задачи: расширять представления о родном крае, городе, селе, на основе расширения знаний об окружающем, воспитывать патриотические и национальные чувства, любовь к родному краю, Родине. Я считаю, что именно знакомство с малой Родиной, привитие любви к родному краю, к истории, традициям и обычаям русского народа, является средством формирования патриотических чувств и развития духовности. Поэтому основной целью моей деятельности является создание системы работы, предметно-развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию, формированию нравственных ценностей. для достижения этих целей, я решила в своей работе использовать эффективное средство -музейную педагогику, а именно создание мини-музеев в условиях детского сада. Музей для взрослого – это место, где собирают, изучают и хранят культурные ценности, а для ребёнка – это, прежде всего, мир пока незнакомых ему вещей. Под музеем в нашем детском саду понимается не просто организация экспозиций, а многообразные мероприятия, включающие в себя досуги и календарно-обрядовые праздники, исследования и манипуляции предметами.
Невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому они и имеют приставку «мини». В обычном музее ребёнок только созерцатель, а в мини-музее он – соавтор, творец экспозиции, причём не только он сам, но и его родители и родственники. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно. К тому же музей в ДОУ интерактивный : экспонатами можно играть, и при большом желании взять на время домой. На мой взгляд, важно то, что при использовании музейной педагогики появляется возможность применять в работе с детьми новые технологии проектирования, коллекционирования, экспериментирования и способы организации предметно-развивающей среды в виде мини-музеев с разнообразными разделами и композициями.
Что такое музей, это понятно. Но, что такое мини-музей?
Во-первых, «мини» напоминание о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, как в нашем детском саду, а также быть частью раздевалки, спальни, коридора.
Во-вторых, мини-музей создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
В-четвёртых, каждый мини-музей результат общения, совместной работы воспитателей, детей и их родителей. Поэтому особенно важно, что в создании принимают участие и сами ребята, и их папы и мамы, бабушки, дедушки, братья и сёстры. Ведь именно взрослые приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции, а также воспитатель может посоветоваться с родителями и по вопросу выбора темы.
В-пятых, любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать, что нельзя делать в настоящем музее.
К тому же мини-музей для ребёнка, своё родное, так как дети принимают участие в его создании. Дети с гордостью показывают принесённые из дому экспонаты и рассказывают о них. Тематика мини-музеев может быть различной.
Всё началось с музейной комнаты «Горенка», которая находится в нашем детском саду. При посещении музея дети знакомятся с предметами быта наших предков, их названиями, предназначением, способами действиями с ними. В музее представлены различные старинные предметы : прялки, утюги, ухваты, сундуки, в которых хранятся рушники, вышивки, скатерти. Оформлен «красный угол» с иконами, большой стол, накрытый вышитой скатертью, на нём старинный самовар. Оформлен уголок крестьянского быта, где представлены экспонаты старинной кухонной утвари. Уголок женского рукоделия рассказывает о том, какие приспособления использовали девушки для вышивания, вязания.
Представлена экспозиция русского национального костюма. Особый интерес у детей вызывает макет детского уголка, где представлена история русской игрушки: различные куклы, игрушки из дерева, макеты домашних животных. Знакомясь с народно-обрядовой культурой, дети с радостью играют на старинных музыкальных инструментах. Дети непросто смотрят на старинные вещи, но имеют возможность с ними поиграть, «окунуться» в атмосферу русского быта, действовать с экспонатами. В музее проходят НОД, экскурсии, беседы. Во время НОД в музее знакомим детей с устным народным творчеством и искусством. В комнате старинного быта звучат народные песни, заклички. В музее инсценируем различные народные сказки, устраиваем викторины. Частыми гостями нашего музея бывают родители. Старшие дошкольники не только гости музея, но и хозяева. Они проводят экскурсии для детей младших групп.
Музейная комната в детском саду – первая ступенька в приобщении ребёнка-дошкольника к музейной педагогике.
Учитывая большой интерес детей к русскому быту, я решила организовать в своей группе мини-музей «Куклы наших бабушек». Цель создания : формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через образ народной куклы. Поставила следующие задачи :
- обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол
- формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы
- учить детей изготавливать кукол своими руками
-воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа, интерес к народным промыслам
- развивать воображение, худ. вкус, моторику рук.
Свою работу я начала с родительского собрания, где провела анализ анкетирования на тему «Игрушки в жизни ребёнка».выяснилось, что современные дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведёт к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Организации мини-музея способствовало изготовление большого количества поделок-кукол, выполненных в процессе совместной творческой деятельности детей и родителей. со временем в мини-музее появились фабричные куклы. Были представлены куклы разных видов: пластмассовые, тряпичные, из мочала, соломы, глины, из папье-маше, бросового материала. Самое почётное место занимают экспонаты, изготовленные руками воспитанников и родителей.
В мини-музее все экспонаты расположены по разделам : «Куклы, изготовленные без помощи иглы», «Куклы, изготовленные с использованием иглы», «Куклы своими руками», «Куклы русских мастеров», «Театрализованные куклы», «Уголок самостоятельной деятельности».
Играя с разными куклами, дети чувствуют прошлое, представляют, как играли их бабушки, они учатся пеленать кукол, самостоятельно делают кукол из разных материалов, которые лежат на полочках, заворачивают их, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. С помощью мини-музея, были организованы занятия познавательные, художественно-эстетические, по изготовлению тряпичных кукол, беседы. Дети с огромным интересом воспринимали новую информацию, занимались различной деятельностью.
В старшей группе я решила расширить знания детей о своей малой родине. Есть много способов и средств знакомства ребёнка с культурным и историческим наследием родного посёлка. Это беседы, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций и фотографий, экскурсии и т. д. но,по моему мнению, одно из самых выразительных и действенных средств - это введение ребёнка в мир культуры и истории малой родины через музейную педагогику. С помощью музейных предметов происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое и настоящее родного поселка, района. Музейная педагогика – мощное средство вхождения старшего дошкольника в мир культуры и истории малой Родины. Перед тем как приступить к планированию работы, мною были проведены беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном посёлке Свеча. Для того, чтобы выяснить отношение родителей к проблеме патриотического воспитания и определить уровень их знаний о нашей маленькой родине, я провела анкетирование. Исходя из данных анкетирования и собеседований, был составлен перспективный план работы, что позволило работать по данной теме в системе. По результатам анкетирования я увидела необходимость в проведении родительского собрания на тему «Патриотическое воспитание старших дошкольников» и оформлении папки – передвижки, в которой были представлены материалы о нашем посёлке, достопримечательностях района.
В процессе работы я поняла, что приобщение детей к миру культуры и истории малой Родины не будет успешным, если родители проигнорируют свою роль и не познакомят своего ребенка с этапом становления семьи в контексте истории района, если не покажут взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
В ходе работы я привлекала родителей к сбору познавательного материала для пополнения экспозиций мини-музея группы, к организации фотовыставок, проведению совместных праздников и досугов, а так же к участию в экскурсиях и целевых прогулках. Результатом этой работы явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.
В своей работе я опиралась на знания и опыт детей, двигалась от простого к сложному, учитывая их психологические особенности и эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления. Работа велась последовательно: от более близкого (семья, детский сад) - к более сложному (посёлок, район).
Знакомство с родным посёлком осуществлялась на НОД познавательного характера. На НОД «Мой любимый посёлок» дети узнали об особенностях расположения, о социокультурных объектах (дом культуры, стадион, библиотека, и т. д., о достопримечательностях : храм, бывший госпиталь времён Вов, памятник,погибшим воинам-свечинцам и труженикам тыла. Более подробно познакомиться с историей посёлка позволила НОД «Путешествие в прошлое». На основе полученных знаний, для обобщения и систематизации вместе с родителями и детьми организовали мини-музей «Наш родной посёлок Свеча». Музей разместили в шкафу, на полках которого все экспонаты расставлены на уровне глаз детей. Экспонаты различаются по типу, но все они так или иначе связаны с родной семьёй, домом, детским садом, родным посёлком. В музее представлены следующие разделы :
- «Дом, в котором я живу» (представлены макеты домов, с названием улиц, и № дома)
- «Детский сад будущего» (рисунки и поделки, в которых отражены фантазии, мечты детей и родителей о том, каким бы они хотели видеть д/с - «Герб п. Свеча»
- «Достопримечательности посёлка» (фотоальбом с достопримечательностями, зданиями и учреждениями родного посёлка)
- «Символ п. Свеча» ( продуктивная деятельность детей : лепка свечей из пластилина и украшение дополнительными материалами).
Родители совместно с детьми участвовали в выставках, как :
- «Мой любимый детский сад», «Дом, в котором я живу», «Счастливый ребёнок в здоровой семье», «Лучшие мгновения нашей семьи», «Мама, мама, главное слово в каждой семье.», «Детский сад будущего», «Мой родной посёлок», «Наши папы и дедушки-защитники Родины», «Герб п. Свеча».
В подготовительной группе я продолжила работу по выбранному направлению из истории ВОВ, о героях войны, о жизни советского народа в те годы. Поставила перед собой задачи :
- обобщить и расширить знания детей об истории ВОВ 1941-1945г. г., - дать представление о героях войны, о том, как народ чтит их память,
- сформировать мнение о недопустимости повторения войн,
- побуждать детей расширять доступные им знания о жизни советского народа в те годы,
- организовать сотрудничество с родителями, оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
В первую очередь я составила перспективный план. А экспонаты для мини-музея боевой славы собирались детьми, родителями, коллективом детского сада, бабушками и дедушками. В течении учебного года я обращалась с просьбами к родителям : сделать модели вечного огня и уличного боя, побеседовать с детьми о прадедушках, бабушках, участников ВОВ; составить и записать небольшой рассказ на тему : «Моя семья в годы ВОВ», принять участие в выставке совместных с детьми рисунков : «У войны не детское лицо».
Мини-музей расположен на полках и тумбах в групповой комнате; экспонаты расположены по разделам так, чтобы детям было удобно рассматривать и брать интересующие их экспонаты. Правило «Экспонаты не трогать руками» применимо не ко всем предметам музея : дети могут взять для игры военные головные уборы, поиграть с макетом «Уличный бой». Все экспонаты снабжены этикетками и просто лежат на полках и тумбах, висят на плечиках.
В мини-музее представлены следующие разделы :
- «Кто сказал, что нужно бросить песню на войне» (кукла в военной форме, кассета с песнями военных лет.)
«Война войной, а обед по расписанию» (ложка, котелок, фляжка.
- «Боевые ордена и медали»
- Макеты : «Уличный бой», «Вечный огонь», «Танк-памятник»
- Военная форма военных лет (Фуражка, пилотка, бескозырка, танкистский шлем, ремень)
- Современная военная форма. (пограничник, моряк)
- Книга памяти «Герои Кировской области»
В музее дети узнают о беспримерном мужестве и храбрости воинов, защитивших нашу страну, знакомятся с именами и подвигами наших земляков Героев Советского Союза. Дети видят реальные вещи времен войны, письма с фронта, фотографии военных лет, слушают военные песни.
Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и служит основой для понимания истории родного края, приобщения к русской культуре, помогает знакомить детей с окружающим миром. Перед детьми открываются двери в прошлое родного района, посёлка, в мир великого подвига, связанного с Великой Отечественной войной, в мир традиций нашего района, истории его жителей.
2.2. Аналитические результаты опыта работы
Для определения уровня развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников, руководствовалась методическим пособием патриотического воспитания в детском саду Ветохиной А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощёкова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Сравнительная диаграмма уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Мониторинг показал, что качество проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с 2011-2014 уч. года повысился на 40%.
У детей обогащены знания об истории, культуре родного края, района, посёлка, о традициях русского народа. Сформирован интерес и потребность к созданию мини- музея и познанию нового, полезного, неизвестного.
Список литературы
1. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. - С-Петербург: Детство-пресс, 2010 г.
2. С чего начинается Родина? / под ред. Кондрыкинской Л. А. - М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
3. Рыжкова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. Мини-музей в детском саду. - М. : Линка-Пресс, 2008г.
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М. : Издательство Скрипторий, 2010г.
5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа.) – М. : Издательство Скрипторий, 2010г.
6. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать. - М. : Издательство Скрипторий, 2009г.
7. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет – М. : ТЦ Сфера, 2006г.