Юрэна Скурятина
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Актуальность опыта
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет.
Публикация «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые, воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Применение музыкально-дидактических игр и пособий заключается в музыкальном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целому и дифференцированному восприятию музыки.
Широко известно, что научить ребенка любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки, т. е. музыка должна быть понятна ребенку. Педагоги и психологи отмечают роль чувственной основы художественного восприятия. Чем активнее будут, по их мнению, поисковые движения руки, глаза, слуха, тем полнее, интенсивнее будет восприятие мира, его красок, форм и звуков. Развитие же музыкальных способностей помогает детям вслушиваться в звуки. И наша задача – привлечь внимание детей к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям (выше - ниже, длиннее – короче). При этом всегда подчеркивается выразительное значение музыкальных звуков. Поэтому необходимо создавать все условия для развития музыкальных способностей детей.
В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них.
Основное назначение дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей.
Музыкальное развитие в дидактической игре решает не только узкоэстетическую задачу, оно представляет собой действенную силу, стимулирующую общее и, в частности, интеллектуальное развитие личности ребенка. Вот почему проблема дидактических игр в развитии музыкальных способностей – стала темой моей работы.
Целью моей работы является - изучить специфику и технологию организаций музыкально – дидактических игр для развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: предполагается, что грамотно организованная система по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием музыкально-дидактических игр, будет способствовать повышению уровня развития музыкальности у детей, формированию музыкальной культуры, сознательному и прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности и эмоциональной сферы.
Исходя из этого, поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить методический материал по проблеме развития музыкальных
способностей в музыкально-дидактических играх.
2. Разработать программу развитие музыкальных способностей по
средствам дидактических игр для детей дошкольного возраста.
3. Разработать методические рекомендации по использованию программы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Практическая значимость заключается в систематизации игр для развития музыкальных способностей старших дошкольников, и показана возможность их эффективного использования в различных видах детской музыкальной деятельности. Так же, мной составлен перспективный план игр и упражнений на развитие музыкальных способностей детей. Результаты динамики развития музыкальных способностей отражены в диаграммах.
При разработке содержания диагностических методик мы стремились, чтобы оно, во-первых, было собственно музыкальным; во-вторых, соответствовало возрасту и степени музыкальной обученности детей; в-третьих, давало возможность судить об уровне развития исследуемой способности в совокупности составляющих ее компонентов.
Что касается формы диагностических занятий, то мы строили их либо как игру, либо как серию коротких проб с использованием игровых приемов.
На всех занятиях фиксировали показатели эмоциональной отзывчивости на музыку и личностные проявления детей.
Систематическое и последовательное воздействие взрослых способствуют успешному музыкальному развитию детей. За один учебный год, учитывая индивидуальные и возрастные особенности, возможен хороший рост уровней развития структурных компонентов музыкальности.
… Мы часто задаем себе вопросы: не переоцениваем ли мы детей? Нужно ли, им 5-6—летним, решать такие проблемы, как добро – зло; счастье – несчастье; старость – одиночество. Лучше всего ответила на этот вопрос композитор Валерия Олеговна Усачева: «Если мы где-нибудь и перегибаем, то не беспокойтесь, дети нас поправят, когда они начинают уставать поставят на рояль зайчика, это и есть знак того, что им хочется поиграть, повеселиться. И
мы действительно начинаем «колдовать» с зайчиком! Так что не будем лишать детей счастья слышать музыку и в окружающей жизни и в самом себе. Это совершенно необходимо для их духовного развития»