Анастасия Черемных
Описание опыта работы ДОО по профилактике дорожно-транспортных происшествий
Описание опыта работы ДОО по профилактике дорожно-транспортного происшествия
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий.
Публикация «Описание опыта работы ДОО по профилактике дорожно-транспортных происшествий» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщим участии и самыми эффективными методами. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем - школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Эту задачу успешно решают педагоги нашего детского сада.
Наше дошкольное образовательное учреждение работает по основной образовательной программе детского сада. Детский сад проводит работу в области обучения детей дошкольного возраста поведению на дорогах и правилам дорожного движения согласно программе и федеральным государственным стандартам.
Цель нашей работы : создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
• создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге,
• формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);
• отслеживать уровень знания и умений детей в начале и конце учебного года;
• применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах;
• формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми;
• использовать возможность ДОО и материально-технический потенциал для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
Предметно-развивающая среда ДОО по обучению детей правилам дорожного движения соответствует нормативным требованиям. За последнее время приобретены обучающие дидактические игры, методические пособия, набор плакатов с изображением дорожных знаков, машины, жезлы и т. д. для организации игр по ПДД. В работе с детьми используются современные информационные технологии.
В детском саду созданы все условия для работы по обучению дошкольников основам безопасному поведению детей на дорогах. Оборудован специальный кабинет, где имеются:
- знаки дорожного движения – демонстрационные и раздаточные;
- макеты машин;
- модели светофоров;
- макет микрорайона;
- магнитная доска с набором дорожных знаков и машин;
- дидактические игры;
- стенды для работы с родителями.
На территории детского сада имеется площадка с дорожной разметкой. В группах созданы «уголки по ПДД», где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения, пополняется и обновляется в течение всего учебного года. Дети самостоятельно играют в знакомые игры и рассматривают иллюстрации. Для улучшения работы с детьми воспитатели в группах обновляют макеты улиц с перекрестками, дорожными знаками, светофорами.
В план работы ДОО вошли такие формы работы с детьми по правилам дорожного движения, как экскурсии, наблюдения, беседы, рассматривание картин, чтение произведений, заучивание стихотворений, различные дидактические и сюжетно-ролевые игры, настольно-дидактические игры, викторины, спортивные развлечения, чтение художественных произведений, развлечения по ПДД, встречи с инспекторами ГИБДД, просмотр видеоматериалов.
Интересной и эффективной формой работы является организация ролевых игр, в которых ребята доводят до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. В группах имеются макетыгорода, используются фигурки пешеходов и транспорта, воспитатели наглядно показывают, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объясняют, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах. Играя с макетом, дети ставят себя в условия выполнения различных ролей. Они обыгрывают собственно человеческие роли и отношения, моделируя ситуации взаимоотношений людей в условиях дорожного движения. Ребенок играет в тесном контакте с другими детьми.
В учреждении работает сплоченный коллектив единомышленников, отличающийся творческим подходом к работе, любовью к детям, пониманием проблем дошкольного возраста, стремящийся к профессиональному самосовершенствованию. Умение применять правила дорожного движения воспитывается у детей на основе методической литературы имеющейся в ДОО.
Педагогический коллектив нашего детского сада работает по методическим материалам: «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах», под редакцией Р. Ш. Ахмадиевой, Е. Е. Воронина, Р. Н. Минниханова, 2008 г. ; «Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах» под редакцией Д. М. Мустафина, 2009 г. ; «Три сигнала светофора», под редакцией Т. Ф. Саулиной, 2010г.
В течение года воспитатели знакомят детей с художественной литературой по правилам дорожного движения : С. Михалков «Моя улица», «Велосипедист», «Скверная история», С. Маршак «Милиционер», «Мяч», «Светофор», В. Головко «Правила движения», С. Яковлев «Советы доктора Айболита», О. Бедерев «Если бы …», М. Кривич «Школа пешехода», А. Северный «Светофор», «Дорожные приключения мальчика Пети», В. Семернин «Запрещается – разрешается». А. Усачева «Домик у перехода», В. Мирясова «Стихи про транспорт», Т. Александрова «Светофорчик». С каждым годом художественная литература пополняется.
Чтобы добиться успеха в освоении правил дорожного движения осуществляем связь между всеми разделами программы в соответствии с требованиями ФГОС. В организованной деятельности по развитию речи, изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений, физкультурных, музыкальных и других видах деятельности уделяют внимание формированию у детей ориентировки в пространстве, воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. С правилами дорожного движения воспитатели знакомят детей систематически и последовательно, усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе.
Систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения мы начинаем с младшей группы по принципу «от простого к сложному». В разных возрастных группах мы решаем конкретные задачи.
Принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. Воспитание общей культуры поведения начинаем в младших группах, на третьем году жизни ребенка. В течение года дети учатся различать легковые и грузовые машины, называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. Воспитатели первой младшей группы проводили с детьми наблюдения за различными видами транспорта. Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе имеются книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд» и др.
Во второй младшей группе мы продолжаем работу по расширению представлений об окружающем мире, учим понимать и употреблять понятия: «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко». Воспитатели этой группы организуют и постепенно направляют познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Детей знакомим с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта.
Большое внимание в ознакомлении детей 4-х лет с некоторыми правилами дорожного движения мы отводим прогулкам. Темы и содержание их намечали в соответствии с программой нашего детского сада и учетом окружающих условий. Дети наблюдали за движением транспорта и пешеходов, узнали, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, научились узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в окружающем. В течение года прогулки периодически повторялись для того, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.
В средней группе воспитатели продолжают работу по развитию ориентировки в окружающем. Воспитатели знакомят детей с трудом водителей некоторых видов транспорта, рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объясняют правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара, переходить дорогу только по переходу, при зеленом сигнале светофора, знакомят детей со словами «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход».
В своей работе с детьми воспитатели широко применяли дидактические игры («Назови, о чем я расскажу», «Научим кукол правилам для пешеходов», «Кто быстрее», «Сложи светофор», «Разрезанные картинки») и др. С их помощью учат детей умению сравнивать и группировать по внешнему виду, различные виды транспорта, закрепляют знания сигналов светофора, правила для пешеходов.
Дети участвовали в праздниках по ПДД («Красный, желтый, зеленый», «Необыкновенное путешествие», в которых воспитатели стремились воспитывать у детей чувство радости, интереса, желания участвовать в играх на ориентирование в пространстве, исполнять песни по ПДД, разыгрывать дорожные сценки, участвовать в веселых стартах, подвижных и дидактических играх.
В старшей группе представления детей уточняются и дополняются. На экскурсиях и целевыхпрогулках воспитатели закрепляют представления детей о проезжей части. Их знакомят с перекрестком, дорожными знаками. Дети получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров. С правилами дорожного движения дети знакомятся на занятиях, прогулках и экскурсиях.
В группах много настольных игр, которые сделаны руками детей совместно с воспитателем. В играх и развлечениях дети легко и быстро запоминают то, что может показаться им скучным и неинтересным. Чтобы повысить интерес к дорожной азбуке, для детей этой группы проводятся конкурсы, викторины, соревнования, развлечение. Очень много используется на занятии и в свободное от занятий время чтение художественной литературы.
Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения мы организуем так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях, прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.
Работа по обучению детей «Дорожной грамоте» проводится не только на НОД, но и в повседневной жизни. Старшие дошкольники показывают театрализованные представления, сценки, разучивают песни, стихи, пословицы, принимают участие в разработке и реализации различных познавательных программ.
Важную роль в ознакомлении детей с правилами дорожного движения играет тесная взаимосвязь нашего ДОО с родителями. Воспитатели ведут большую работу по правилам дорожного движения с родителями, знакомят их с программными требованиями, проводят анкетирование, привлекают к изготовлению материала для проведения занятий, игр, выполнению различных заданий с детьми.
В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Взаимопонимание детского сада и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку. В этих целях мы широко используем:
• информационные стенды для родителей, папки-передвижки;
• родительские собрания;
• семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров);
• деловые игры и тренинги;
• «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;
• совместные праздники и развлечения;
• выпуск стенгазеты для родителей.
С родителями в группах ежегодно проводятся консультации и беседы по правилам дорожного движения, в родительских уголках оформляются наглядно-информационные стенды, раздаются памятки.
В сентябре организовано родительское собрание «Азбука безопасности», в октябре проведен тест для родителей «Грамотный пешеход», в ноябре была оформлена в каждой группе папка – передвижка «Соблюдай правила дорожного движения», в декабре были даны рекомендации родителям «Безопасное поведение детей на дороге», в январе был организован конкурс поделок «Наш друг – светофор», в феврале был проведен фотоконкурс «Мой поселок, моя улица», в марте планируется провести спортивный праздник с участием мам «А я знаю правила дорожного движения», в апреле планируется провести конкурс поделок из бросового материала «Собери машину», в мае – консультации «Безопасность ребенка на дороге», «Что нужно знать будущим школьникам о правилах дорожного движения».
За годы работы налажены тесные связи с работниками ГИБДД. Представители данных организаций проводят регулярные встречи с детьми, сотрудниками, родителями наших воспитанников.
Воспитатели активно участвуют во всероссийских конкурсах, представляют педагогический опыт, публикуют педагогические статьи и методические пособия.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводится систематически, постоянно, с учётом возрастных особенностей детей, входит логическим элементом во все виды детской деятельности. Полученные «теоретические» знания ребёнок пропускает через продуктивную деятельность.
Роль ДОО в предупреждении дорожно-транспортного травматизма велика, так как систематическая, целенаправленная, правильная воспитательная работа с дошкольниками создает прочный навык поведения детей на улице, помогает сохранить жизнь и здоровье ребенка, обеспечивает самостоятельность и осознанность поведения детей на улице.
Поэтому педагоги нашего детского сада считают необходимым продолжать и развивать работу по данному направлению.
Мы в ответе за каждую жизнь!