Мария Кухарева
Организация работы по профилактике детского-дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать +Заказ
Организация работы
по профилактике
детского-дорожно-транспортного травматизма
Актуальность: Постоянное увеличение потока автомобилей на дорогах, создает объективную реальность возникновения ДТП. Причем несчастные случаи все чаще происходят не на больших магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома.
Публикация «Организация работы по профилактике детского-дорожно-транспортного травматизма» размещена в разделах
К сожалению, зачастую причиной ДТП бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится более важной государственной задачей, о особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров- детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьезные трудности и опасности. Поэтому проблема «ребенок на улице города» или «ребенок и автомобиль» приобретает все большую значимость и выходит за рамки ознакомления с правилами дорожного движения.
Основными причинами травматизма детей на дорогах являются:
-недостаточный контроль взрослых;
-невнимательность и рассеянность;
-неумение наблюдать;
-отсутствие быстрой реакции.
Безопасность детей на дорогах зависит от действий взрослых, вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем школа.
Для решения проблемы по профилактике ДТТ, актуализируя данную тему, составлен план систематической и планомерной работы с детьми, педагогами, родителями.
Организация работы строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Принцип системности: работа должна проводится систематически, весь учебный год, при гибком распределении программного материала в течении недели (можно выбрать определенный день недели).
Принцип сезонности: следует по возможности использовать местные условия.
Принцип учета условий местности: формирование опыта взаимодействия с окружающей средой, осознание источников опасности.
Принцип адресного подхода: учет индивидуальных особенностей группы.
Принцип интеграции: содержание тематических блоков может естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
Принцип координации деятельности педагогов.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОО и семьи.
Содержание работы.
Цель : создание в ДОО условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения воспитанников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.
Задачи:
Создать в педагогическом коллективе атмосферы значимости по проблеме «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма».
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
Формировать у детей практические навыки поведения в различных ситуациях городского движения и соответствующую модель поведения.
Активизировать внимание родительской общественности к решению задач по обучению детей дорожной азбуке.
Организовать предметно – развивающую среду в группах ДОО по проблеме.
Привлечь к взаимодействию органы образования, здравоохранения, ГИБДД.
Принципы организации образовательного процесса:
Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных возрастных группах и классах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях образовательного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Методы и технологии, применяемые с детьми Методы активизации родителей и педагогов
Ситуативное общение.
Интерактивный метод обучения.
Моделирование опасных и безопасных
дорожных ситуаций.
Личностно-ориентированная технология.
Технология игрового обучения.
Метод наблюдения и беседы.
Игровые обучающие ситуации. Блиц-опросы.
Обсуждение разных точек зрения.
Решение проблемных задач семейного
воспитания.
Ролевое проигрывание ситуаций.
Тренинговые игровые упражнения и задания.
Анализ родителями и педагогами
поведения ребенка.
Задачи по обучению дошкольников Правилам дорожного движения:
I младшая группа
Задачи:
Формировать у детей пространственную ориентировку.
Знакомить детей с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом.
Обучать различать красный и зеленый цвета.
Показатели развития:
Дети различают, могут назвать красный и зеленый цвет.
Различают автобус, автомобиль и грузовую машину.
II младшая группа
Задачи:
Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.
Закреплять умение различать красный, желтый, зеленый цвета.
Продолжать знакомить и распознавать некоторые виды транспорта.
Учить определять и называть из каких частей состоят машины (кабина, колеса, окна, двери).
Знакомить детей с понятиями: «улица», «дорога», «тротуар», «проезжая часть»; со светофором.
Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.
Показатели развития:
Дети могут ориентироваться в пространстве, понимать и употреблять понятия: здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко.
Во время игры ориентируются на «проезжей части» : поворачиваться направо, налево, разворачиваться, двигаться прямо и в обратном направлении, задним ходом.
Знают дорогу, улицу, тротуар, некоторые виды транспорта.
Средняя группа
Задачи:
Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.
Знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями; определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса.
Знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта.
Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».
Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.
Учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой, красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди, мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный).
Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле, трамвае.
Учить изображать на рисунке сигналы светофора.
Учить определять, кто правильно выполнил правила, кто их нарушил.
Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения: места, где можно ходить пешеходам, как переходить проезжую часть.
Показатели развития:
Дети знают:
Ходить можно только в установленных местах дороги (тротуар, обочины, край проезжей части, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, но, не мешая движению велосипедистов).
Переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей части (пешеходные переходы; наземные переходы; у перекрестка по линии тротуаров или обочин, при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка под прямым углом к краю проезжей части, где она хорошо просматривается в обе стороны движения; на остановках маршрутных транспортных средств при движении к стоящему на остановке транспортному средству или от него со стороны дверей, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной, расположенной на ней.
Правила перехода проезжей части и опасные места на ней.
Транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность.
Движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора, а не светом или цветом его.
Старшая группа
Задачи:
Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада : знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего микрорайона.
Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.
Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира, за действиями регулировщика.
Показатели развития:
Дети знают, что перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть.
Знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах.
Соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Подготовительная группа
Задачи:
Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.
Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).
Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.
Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.
Расширять знания детей о работе сотрудников ГАИ.
Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.
Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.
Показатели развития:
Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.
Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях.
Сформирован навык выбрать наиболее безопасный путь к школе.
Сформирован навык воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается).
Знают основные знаки и термины дорожного движения.
Направления работы сотрудников ДОО :
1. Заведующий ДОО.
Распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;
Проведение инструктажей;
Решение финансовых вопросов (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек и т. п.).
2. Старший воспитатель.
Определение места системы Обучения дошкольников правилам дорожного движения в общем образовательном пространстве образовательного учреждения, его связи с другими направлениями.
Участие в разработке проектов и перспективных планов по обучению детей ПДД и организации предметно-развивающей среды:
– уголки безопасности в группах;
– информационные стенды для родителей;
– площадка для практических занятий с детьми (на территории детского сада).
3. Воспитатель:
Создание условий для обучения детей ПДД в группах:
– оформление уголков безопасности;
– подбор литературы, фотографий по ПДД;
– изготовление атрибутов к играм.
Организация, участие в праздниках, развлечениях по ПДД.
Проведение подвижных игр с детьми по ПДД.
Взаимодействие с родителями.
4. Медицинский работник.
Участие в оценке образовательной работы в ДОО с точки зрения состояния здоровья детей.
5. Музыкальный руководитель.
Разработка сценариев праздников и развлечений по ПДД.
Подбор музыкальных произведений.
6. Помощники воспитателей:
Помощь в организации предметно-развивающей среды.
Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.
Формы организации
образовательного процесса по ПДД:
Работа с педагогами : анкетирование, консультации, педагогические советы, семинары-практикумы, открытые просмотры занятий, контроль.
Работа с детьми : занятия, праздники и развлечения, целевые прогулки и экскурсии, игры, проведение тематических недель, диагностика.
Работа с родителями : анкетирование; совместные выставки с детьми рисунков, поделок; родительские собрания; дни открытых дверей; совместные праздники, экскурсии с детьми и педагогами; помощь родителей в организации развивающей среды; просветительская деятельность (выпуск брошюр, папки-передвижки, плакаты). Взаимодействие с организациями : ГИБДД, библиотека, школа№21
План тематического контроля по теме:
«Дорожная азбука»
Время проведения ___
Цель: анализ системы работы по обучению детей правилам дорожного движения в разных видах деятельности
Разделы плана Методика
1. Обследование знаний и умений детей. Беседа с детьми по теме.
Анализ деятельности детей на занятиях.
Анализ самостоятельной деятельности детей.
Анализ игровой деятельности.
2. Оценка профессионального мастерства воспитателя. Анализ проведения воспитателями занятий.
Анализ руководства сюжетно-ролевыми, дидактическими играми по теме.
Наблюдение за организацией целевых прогулок.
Собеседование с воспитателями по теме.
3. Создание условий для воспитания и обучения детей в группе, в ДОУ. Посещение групп.
Анализ предметно-развивающей среды с точки зрения ее содержания в ДОУ.
4. Планирование работы. Проверка планирования занятий, целевых прогулок, индивидуальной работы с детьми.
5. Работа с родителями. Анкетирование родителей.
Анализ наглядной информации для родителей.