Екатерина Киселева
ОНР и роль речи в развитие гармоничной личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
ОНР и роль речи в развитие гармоничной личности ребенка.
В каждом возрастном этапе развития ребенка появляется что-то новое не только в его поведении, но и речевом развитии. Начиная с раннего детства у малыша появляются огромная потребность в общении, которую он восполняет с помощью элементарных средств речи : начинает пытаться произносить «агу», появляется детский лепет, первые фразы, затем слова.
Публикация «ОНР и роль речи в развитие гармоничной личности ребенка» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
На этапе взросления появляются речь выступает как средство общения с окружением. Как способность что-то требовать, просить, получать желаемое, добиваться поставленной цели. С возрастом речь у маленького ребенка выступает как средство взаимодействия маленького человека с окружающей средой, познанием чего-то нового, а позже с планирование каких-либо действий.
Развитие словарного запаса ребенка непосредственно связано с развитием познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения. Большую роль на этапе формирования и развития речи имеет развитие всех компонентов речи : грамматический и фонетико-фонематический строй речи. В онтогенезе развитие лексики обусловлено тем, на сколько ребенок имеет представление о своем окружении.
Не малую роль в становлении речи имеет развитие мелкой моторики рук. Ребенок начинает хватать все доступное в своем окружение, щипает, дергает, тянется к предметам, тем самым изучая то, что находится в его поле зрения. Заниматься развитием мелкой моторики у ребенка, родителю необходимо с самого рождения малыша, и на каждом этапе взросления использовать различные способы достижения лучшего результата: дать потрогать, потянуть, порвать, помять, полепить, порисовать и многое другое. Очень большую роль играет пальчиковый массаж, для точечного воздействия можно использовать шарики суджок, они воздействуют на нервные окончания ладошки, и увлекают ребенка своим цветным видом. Позже, с взрослением малыша, уже переходить с пальчиковым играм.
Р. Е. Левина совместно с коллективом сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашин, Г. А. Каше, Л. Ф. Спиров, Г. И. Жаренков и другие) в 50-60-х годах ХХв., впервые в результате исследований речи сформулировали понятие ОНР- общее недоразвитие речи. Любые отклонения от нормы, после их доказательной базы, начали рассматривать как нарушение речевого развития, которое отходит от норм возрастных особенностей ребенка и высших психических функций.
Недоразвитие речи, по мнению Жукова Н. С., Левина Р. Е., Чиркина Г. В. и др., выступает как патология, одно из очень главных отклонений в формировании лексического и грамматического строя речи.
При всем этом, на каждом возрастном этапе развития речи имеет роль и прирост словарного запаса. Этот прирост зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка, развития его словарного запаса, учитывая его окружающую среду, условия жизни, окружение и конечно воспитание и развитие : каким образом законные представители занимаются с ребенком начиная с его рождения, как реагируют на все требования, учат, и формируют личность.
К концу первого года, согласно нормам, у ребенка сформирован словарный запас в количестве 10-15 слов, которые понимает как ребенок, так и родитель. Эти слова произносит ребенок как подражание и детский лепет: ав-ав, нам-нам, му-му и прочее. К 1,5 годам ребенок может воспроизводить уже порядка 100 слов, к 2 годам – 300-400 слов, к 3 годам – 1000-1500 слов. К возрасту 6-7 лет словарный запас значительно возрастает, т ребенок воспроизводит уже порядка 3500-5000 слов, сознает их и использует в своей разговорной речи.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна на каждом возрастной этапе развития ребенка.
Таким образом, для формирования устной речи и навыков речевого взаимодействия у ребенка огромную роль играет речевое развития с самого рождения ребенка.
Пополнение речевого запаса играет важную роль в дальнейшей жизнедеятельности дошкольника. Чем выше его словарный запас, тем проще ему взаимодействовать с окружением.
Недостаточно развитая речь отрицательно влияет на все сферы личностного развития ребенка, его процессов развития и становления личности в целом. Трудности возникают начиная с младшего возраста. Недостаточное развитие внимания, воображения, способности изложить свои мысли, потребности, нарушается логическая с смысловая речь, с трудом оперируют мыслительными операциями, нарушаются формы взаимодействия между сверстниками и взрослыми, игровая деятельность не соответствует возрастным нормам, появляются отклонения в психическом развитии.
Развитие понятийного мышления, логического мышления, напрямую связано с увеличением словарного запаса. Чем больше и богаче словарь наших детей, тем проще им излагать свои мысли, расширять свой кругозор, пополнять речь словами, мыслить, воспроизводить, рассуждать и взаимодействовать. Таким образом, развитие устной речи просто необходимо для развития всесторонне развитой личности, его дальнейшего развития в социуме, и по достижению школьного возраста быть максимально подготовленным к обучению в школе.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение в формировании всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковая структура, фонематический процесс, лексика, грамматический строй, смысловая сторона речи) у ребенка хорошим слухом и сохраненным интеллектом согласно возрастному развитию. Позднее появление речи, маленький запас слов, присутствие дефектов в звукопроизношении - эти явления характеризуются как следствие ОНР.
Недоразвитие речи выражается в разной степени: полное отсутствие речи, лепета, а так же лепета или развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
В этиологии общего недоразвития речи выделяют факторы, такие как биологического и социального характера. К первым относят инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость по группе крове матери и будущего ребенка, резус-конфликт. А так же патология плода в натальном периоде беременности будущей мамы, постнатальные заболевания ЦНС и травмы мозга в родовой и послеродовой период, первые годы жизни ребенка.
Самым сложным биологическим фактором в общем недоразвитии речи является органическое поражение мозга.
Особое значение в этиологии ОНР, Е. М. Мастюкова придает перинатальной энцефалопатии, которая может возникнуть в результате внутриутробной гипоксии плода или асфиксии в родах (гипоксическая, как следствие механической родовой травмы (травматическая), как следствие несовместимости крови мама и плода по группе крови и резус фактору (биллирубиновая). Асфиксия и повышенное внутричерепное давление тоже играет очень большую роль в причинах ОНР.
Общее недоразвитие речи – это сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование компонентов речевой системы у ребенка, то, что относится к звукопроизношению и смысловой стороне, при нормальном слухе и сохраненном интеллекте.
Не стоит забывать о генетических факторах, которые тоже играют большую роль в формировании речи и возникновении ее нарушений. Такой дефект в речи может появится даже под влиянием самых минимальных неблагоприятных внешних воздействий.
Возникновение обратимых форм ОНР может быть связано и с неблагоприятным условием окружения и воспитания. Психическая депривация в период наиболее интенсивного формирования речи приводит к отставанию в ее развитии. Если при всем этом присутствует органическая недостаточность нервной системы или генетическая предрасположенность, то нарушение в развитии речи приобретают очень стойкий характер и проявляются в глубоком
Дети могут иметь различную природу дефектов, но при этом проявления, которые указывают на нарушение речевой деятельности схожи. Самое первое и важное проявление – это более позднее начало речи. Первые слова появляются поздно, где-то к 3-4 годам, а иногда и к 5 годам. Речь не грамотная, не понятная, и фонетически недостаточно оформлена. Выразительным показателем может являться составление экспрессивной речи при благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Присутствует недостаточная речевая активность, которая без специального обучения с возрастом резко падает. Но дети очень критичны к своему дефекту.
Неполноценная речевая активность влияет на деятельность ребенка, тем самым накладывая отпечаток на формирование у ребенка сенсорной, интеллектуальной и волевой сферах. Присутствует неустойчивость внимания, трудности в переключении и дальнейшем воспроизведении. Снижается вербальная память, страдает структура запоминания. Страдает развитие познавательных процессов в целом. Связь между психическими процессами и речевыми нарушениями формируют особенности мышления. Даже если согласно возрастным особенностям ребенок имеет предпосылки для овладения мыслительными операциями, он отстает в развитии словесно -логического мышления. Без помощи специалистов ребенок с трудом будет овладевать анализом, синтезом, сравнением и обобщением.
Помимо трудностей в развитии познавательных процессов, детям с ОНР присуще отставания в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движения, неуверенностью в выполнении движений, снижается скорость и ловкость выполнения. Недостаточное развитие мелкой моторики рук, кисти руки, неточности в координации пальцев. Присутствует замедленность в движении, застревание в одной позе.
Развитие лексического строя формируется на основе развития познавательных процессов, в результате освоения новых игр, трудовой деятельности, активности, взаимоотношениях с окружающими. Чем ребенок активнее во всех сферах, тем проще ему найти контакт со взрослыми и сверстниками.
Формирование и развитие словаря у ребенка – это важная задача в дошкольном возрасте, так как речь является одной из главных функций в развитии человека, его мышлении, общении, организации досуга, обучении, поведения, понимания окружающих.
В последнее время все чаще видим детей с диагнозом общее недоразвитие речи. Конечно, на формирование способности к речи влияет множество факторов. Занятия с такими детьми должен проводить непосредственно логопед, специалист специально подготовленный и готовый решить проблему детей. Какую при этом использовать коррекционную работу? Как строить программу развития? Здесь необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.
Таким образом, наша исследовательская работа имеет подтверждающие данные, гипотеза доказана, цель достигнута. В работе использовали упражнения, методики (приложение 1,2, дидактические игры (приложение 3, задания, раздаточный материал, карточки, цветные картинки, наглядное пособие (деревянные фигурки, кубики, пирамидки, фигуры, домашние и дикие животные, овощи и фрукты и многое другое, такие методы исследования как беседа.
Список литературы
1. Аркин Е. А. Дошкольный возраст. - М., 2008. – 335 с.
2. Бутон Ш. Развитие речи // Психолингвистика. М. : Прогресс, 2007. - С. З07-324.
3. Волкова Г. А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - С. - П. : "Детство - Пресс", 2008. – 144 с.
4. Волковская Т. Н. Юсупова Г. Х. «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи» М 2008 - с. 35.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь// Собрание сочинений. – М., 2006. – 208 с.
6. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. - Центр гуманитарной литературы «Рон», 2006. – 128 с.
7. Дубова Н. В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР [Текст] / Н. В. Дубова // Логопед в детском саду, № 3, 2006. – С. 36-38.