МААМ-картинки

Огранизация современной образовательной среды в международной практике

Любовь Григорьевна Филипских
Огранизация современной образовательной среды в международной практике

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ

Изменение и развитие образовательной среды через оценку качества образования с помощью различных инструментов структурированного наблюдения (шкал) (США, Великобритания, Канада, Швеция, Германия) Основная цель инструментов структурированного наблюдения — это оценка различных аспектов образовательной среды, таких как предметно-пространственная среда, взаимодействие воспитателя и ребенка или педагога и ученика, распределение времени на различные виды образовательной деятельности, а также условий, которые созданы для персонала и родителей. Результаты такой оценки детских садов и школ могут помочь определить ключевые направления для изменения и развития образовательных пространств. На сегодняшний день в международной практике используются следующие инструменты:

Публикация «Огранизация современной образовательной среды в международной практике» размещена в разделах

Так, в серию Environment Rating Scale, разработанную экспертами из Университета детского развития Северной Каролины Т. Хармс, Р. М. Клифордом, Д. Крайер, входят:

• ITERS (Infant/Toddler Environment Rating Scale) — шкалы оценки среды и ухода для малышей;

• ECERS (Early Childhood Environment Rating Scale) — шкалы комплексной оценки качества дошкольного образования. В настоящий момент существует несколько вариантов инструмента: ECERS-R (базовый вариант); ECERS-E, который разрабатывался специально для лонгитюдного исследования EPPSE о влиянии продолжительности и качества дошкольного образования на академическую успешность в школах Великобритании и снабжен дополнительными модулями вопросов, касающихся грамотности, математики, окружающего мира и индивидуализации образовательного процесса; ECERS 3 — наиболее современный вариант, где полностью исключен опрос воспитателей как источник данных, изменена продолжительность наблюдения (три часа вместо шести, а в разделах, касающихся оборудования и имеющихся в группе учебных материалов, смещен акцент в сторону взаимодействия. Эти изменения явились ответом авторского коллектива на критику и рекомендации по повышению валидности инструмента.

• SACERS (School-Age Care Environment Rating Scale) — шкалы оценки образовательной среды в школах, которые были разработаны в США в ответ на запрос со стороны родительской общественности на работу образовательных организаций в течение полного дня и, соответственно, создание условий для комфортного пребывания, активного времяпровождения и взаимодействия учащихся в пространстве школы.

• FCCERS (Family Child Care Environment Rating Scale) — шкалы оценки среды в семейном воспитании.

Среди инструментов структурированного наблюдения выделяется и методика «CLASS» (Classroom Assessment Scoring System, разработанная специалистами из Университета Вирджинии, которая применяется для наблюдения эффективности взаимодействия учителя и обучающихся в классной аудитории и сосредоточена на взаимодействии, которое направлено на повышение успеваемости ребенка и его социальное развитие. CLASS не оценивает предметно-пространственную среду, а сконцентрирован на характеристиках образовательного процесса, сгруппированных в три области: эмоциональная поддержка; организация работы в группе; инструктивная поддержка.

Как шкалы группы ECERS, так и CLASS широко используются для оценки качества образования в разных странах, прошли апробацию и валидизацию на тысячах групп дошкольников. В России в настоящий момент получила распространение шкала ECERS-R : проведена апробация в Москве и оценка качества образования в 73 субъектах Российской Федерации в 2016–2017 годах.

Все эти инструменты объединяет то, что они дают не только объективные критерии для оценивания среды, но и являются для педагогов своеобразным навигатором качества.

Инновации, лежащие в области дизайна и архитектуры образовательной среды (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Голландия, Австралия и Новая Зеландия). Новые школы в этих странах — это здания будущего, сконструированные и построенные таким образом, что уже само здание вдохновляет на учебу, эффективно включает обучающихся в освоение новых навыков и знаний.

На основе результатов исследований можно выделить следующие факторы, которые важны при проектировании школ и могут влиять на учебный процесс:

• естественность среды : освещение, звуки, температурный режим, качество воздуха, отделка стен;

• персонализация среды : вариативность выбора, гибкость, связность, трансформируемость;

адекватный уровень стимуляции: сложность среды, цветовые решения, текстуры и ее сенсорные качества.

Barrett, P., Y. Zhang, F. Davies, and L. Barrett (2015a). Clevцer Classrooms : Summary Report of the HEAD Project, University of Salford : Salford.

Взаимосвязь между средой и обучением,влияние физической среды на качество образовательных результатов (Норвегия, Австрия, Австралия Греция, Ирландия, Италия, Япония, Мексика, Новая Зеландия, Люксембург, Россия).

В рамках этого подхода проводятся исследования, направленные на установление взаимосвязи между параметрами физической среды и эффективностью обучения, социального взаимодействия и эмоционального комфорта обучающихся.

Например, исследование Университета Салфорда «Умные классные комнаты», которое посвящено изучению физических характеристик классных комнат в британских школах на академическую успеваемость учеников. По результатам исследования было выделено семь ключевых параметров проектирования/дизайна (свет, температура, качество воздуха, персонализация, адаптивность, сложность и цвет, которые в совокупности объясняют 16 процентов различий в успеваемости учащихся. Это исследование проводилось с использованием наблюдений-обследований, а также анкетирования учащихся.

Опрос как метод для изучения образовательной среды также используется Университетом Мельбурна в Австралии для оценки изменения работы и взаимодействия педагогов в современной образовательной среде. Данные исследования проводятся в рамках проекта "Innovattive Learning Environments and Teacher Change".

На национальном уровне в некоторых странах используется опросник LEEP (Learning Environments Evaluation Programme /Программа оценки сред обучения, разработанный ОЭСР, который:

• собирает доказательную основу того, как физическая среда воздействует на обучение, анализирует существующие исследования и литературу;

• создает рекомендации по наиболее успешным практикам и наборам инструментов, чтобы помочь странам-членам ОЭСР в развитии физической среды обучения, которая удовлетворяет потребности XXI века, предлагает эффективные инвестиционные решения.

Эксперты сходятся во мнении, что эффективная среда обучения должна :

• стимулировать социальное взаимодействие;

• быть инклюзивной и ориентированной на учащихся;

• отражать модели обучения;

• способствовать развитию сотрудничества.

Факторы, способствующие достижению успешных результатов обучения, включают 3 параметра, определяемые в рамках программы LEEP :

Результативность: создание результативных сред обучения.

Эффективность: обеспечение более эффективного использования пространства с точки зрения планирования, использования и управления ресурсами и пространством.

Достаточность: создание достаточных условий для удовлетворения минимальных потребностей пользователей и обеспечения комфортности, доступности, охраны здоровья и безопасности.

В области дошкольного образования также существует большое количество исследований взаимосвязи средовых факторов и формирования когнитивных, регуляторных и коммуникативных способностей. В России в настоящий момент такие проекты проводят Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и Московский городской педагогический университет в рамках грантового проекта Российского научного Фонда.

Публикации по теме:

Обогащение образовательной среды. Атрибуты для сюжетно-ролевых игрОбогащение образовательной среды. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях.

Фотоотчет образовательной среды по профориентации дошкольниковФотоотчет образовательной среды по профориентации дошкольников Важна ли ранняя профессиональная ориентация детей? С какого возраста необходимо выявлять у ребёнка предрасположение к той или иной профессии?.

Макеты в создании современной развивающей предметно-пространственной средыМакеты в создании современной развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДО предъявляет новые требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада: -во-первых, развивающая.

Мультстудия как элемент современной образовательной среды ДОУМультстудия как элемент современной образовательной среды ДОУ Уважаемые коллеги! спасибо за поддержку и высокую оценку работы нашей мультстудии - песочной анимации. По нелепой случайности мультфильм.

Музейная педагогика в детском саду. Использование пространства музея «Русская изба» в образовательной практикеМузейная педагогика в детском саду. Использование пространства музея «Русская изба» в образовательной практике Музейная педагогика играет большую роль в приобщении детей к воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию,.

Опыт использования виртуального музея в образовательной практике ДОУ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ДОУ Баринкова Марианна Владимировна Воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка.

Организация образовательной среды в разновозрастной группе (фотоотчет)Организация образовательной среды в разновозрастной группе (фотоотчет) Добрый вечер, коллеги! Хочу поделиться своей образовательной средой. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства.

Пополнение образовательной среды развивающими играмиПополнение образовательной среды развивающими играми К началу учебного года, как и в каждой группе, образовательная среда была пополнена развивающими играми и пособиями. Часть пособий приобретена.

Прогулочный участок как часть образовательной средыПрогулочный участок как часть образовательной среды Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Обогащение образовательной среды. Театрализованная деятельностьОбогащение образовательной среды. Театрализованная деятельность Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию фото -отчет о том,как сделать театр из бросового материала своими руками. Цель:формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Огранизация современной образовательной среды в международной практике
Опубликовано: 5 сентября 2022 в 10:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД