Татьяна Терехова
Оформление плана воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста, живущих в Доме ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Учитывая особенности состояния здоровья и развития детей в Доме ребенка, вся организация работы учреждения должна быть направлена на формирование и удовлетворение потребностей каждого ребенка в общении с взрослыми, являющимися источником развития, в сенсорных впечатлениях и двигательной активности, положительных эмоциях, играющих огромную роль в развитии детей.
Медицинская и педагогическая грамотность, мастерство, высокая нравственность, культура воспитателя, любовь к детям – важнейшее условие обеспечения всестороннего воспитания и создания хорошего психологического климата в группах.
Публикация «Оформление плана воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста, живущих в Доме ребенка» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Основное условие реализации Программы воспитания и обучения детей в Доме ребенка в том, что педагоги реализуют основной педагогический принцип – единство и взаимосвязь всех видов деятельности с учетом последних достижений педагогической науки, педагогики раннего возраста, детской психологии, требований ФГОС. Для этого воспитатели, музыкальный руководитель, учителя – дефектологи, педагог – психолог должны планировать свою работу в тесном контакте.
Итак общие требования к плану воспитательной работы.
1. Оформление :
- титульный лист (План воспитательно – образовательной работы в группе №)
- список воспитателей, работающих на группе.
- график написания плана.
Например: ФИО вос - ля – июль, октябрь, январь, апрель
ФИО вос – ля – февраль, май, август, ноябрь
ФИО вос – ля – март, июнь, сентябрь, декабрь
Или оформить таблицей.
2. Список детей:
ФИ ребенка Ответ. вос – ль Дата рождения Возраст на данный месяц Группа развития
План воспитательной работы в группах раннего возраста состоит из двух частей.
1 часть. Определяется объем и направленность работы (задачи) на 1 месяц в группах первого года жизни и на три месяца в группах второго и третьего года жизни, т. е. на один квартал (перспективный план). Учитываются условия работы, уровень развития детей и индивидуальные особенности их поведения. При этом особое внимание уделяется формированию ведущих линий развития. Например: на втором году жизни – умение ходить, говорить, действовать с предметами; на третьем году жизни – развитие самостоятельности.
2 часть. План занятий и организация бодрствования детей.
Составляется в соответствии с возрастными требованиями Программы воспитания и обучения детей в доме ребенка.
- с детьми со 2 – го месяца жизни проводятся ежедневно во втором и третьем отрезках бодрствования индивидуальные занятия.
Виды занятий:
1. Занятия по развитию зрительного и слухового сосредоточения и слежения.
2. Развитие ответных эмоционально – положительных реакций.
3. Развитие движений рук.
4. Развитие гуления.
5. Развитие умения удерживать голову в горизонтальном и вертикальном положении.
6. Развитие упора ног.
7. Музыкальные занятия.
- от 3 до 6 месяцев занятия проводить во 2-ой, 3-ий, 4-ый отрезки бодрствования.
Виды занятий:
1. Развитие зрительного и слухового восприятия.
2. Развитие эмоционально – положительных ответных реакций.
3. Развитие гуления и лепета.
4. Развитие движений руки.
5. Развитие движений, подготавливающих к ползанию.
6. Укрепление упора ног.
7. Музыкальные занятия.
При планировании периода бодрствования необходимо указывать:
- смену игрушек
- смену картин, макетов
- какие используются потешки, попевки
- диагностика нервно – психического развития
- индивидуальная работа
- от 6 до 9 месяцев занятия проводить во 2-ой, 3-ий, 4-ый отрезки бодрствования.
Виды занятий:
1. Индивидуальные занятия:
- развитие понимания речи и обогащение ребенка впечатлениями
- развитие лепета и способности подражать новым слогам
- развитие действий с предметами; сенсорное развитие
- развитие движений
2. Подгрупповые занятия:
- развитие понимание речи
- развитие внимания и развлечение детей
- музыкальные занятия.
- от 9 до 1 года.
Занятия планируются индивидуальные и групповые во все отрезки бодрствования. Проводятся в свободное от кормления и гигиенических процедур время, там, где дети бодрствуют, для занятий с дидактическим материалом детей старше 10 месяцев следует иногда сажать за стол.
Виды занятий:
1. Индивидуальные занятия:
- развитие понимания речи и расширение ориентировки в окружающем
- развитие активной речи
- развитие действий с предметами
- развитие движений
- занятия для улучшения эмоционального состояния.
2. Подгрупповые занятия:
- для развития понимания речи и ориентировки в окружающем
- для развития понимания речи, подражания звукам и действиям
- для развития движений
- игры – развлечения
- музыкальные занятия
Примерный план групповых занятий с детьми в Программе на странице 27. Следовательно, появляется потребность в составлении сетки занятий, которую воспитатели пишут на 1 месяц, ориентируясь на примерное распределение занятий по Программе на странице 27.
При планировании периода бодрствования необходимо указывать:
- создание условий
- внесение игрушек – забав
- внесение новой картины
- обучение игровым действиям
- наблюдение живых объектов
- рассматривание комнатных растений
- рассматривание макета (по теме)
- индивидуальная работа
- диагностика нервно – психического развития детей.
Второй год жизни
- с детьми от 1 года до 1года 6 месяцев индивидуальные занятия проводятся во время самостоятельной деятельности других детей во 2-ом и 3-ем отрезках бодрствования 4 – 5 раз в неделю с каждым ребенком. С детьми этого возраста проводятся в основном занятия по подгруппам (2 – 3 ребенка). В течение дня дети занимаются 4 раза. Одно занятие проводится после завтрака, утром, два – днем, после обеда, одно вечером, в третьем отрезке бодрствования.
План занятий составляется на одну неделю и повторяется в течение месяца. Каждое занятие повторяется 2 – 3 раза в течение недели, т. е. проводится через 1 – 2 дня.
Виды занятий:
- развитие понимания речи
- развитие активной речи
- занятия по развитию действий с предметами и сенсорному развитию
- занятия с дидактическим материалом и дидактическими игрушками (от 1 года до 1 года 3 месяцев)
- занятия с предметами – орудиями
- занятия по развитию движений
- занятия со строительным материалом
- музыкальные занятия
Перечень видов занятий на неделю с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев
1. Развитие речи и ориентировки в окружающем
2.- показы, инсценировки, показ животных и т. д.
- экскурсии по группе
- занятия по картинкам
- рассказывание без показа
- дидактические игры
3. Развитие действий с предметами и сенсорное развитие
4. Занятия со строительным материалом
5. Развитие движений
- подвижные игры – ежедневно
6. Игры – развлечения
7. Музыкальные занятия
Кроме подгрупповых, во вторую половину дня планируются и индивидуальные занятия.
Примерная сетка занятий на неделю с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев и с детьми от 1 года 6 месяцев до 2 лет приведена в Программе воспитания и обучения детей в Доме ребенка на странице 68-69.
При планировании периода бодрствования необходимо указывать:
- изменение условий
- внесение новых игрушек
- рассматривание картинок
- обучение игровым действиям
- наблюдение за трудом взрослых, живыми объектами, растениями
- экскурсии по Дому ребенка, по улице
- внесение картины
- поручения
- подвижные игры
- чтение и рассматривание книг
- индивидуальная работа
- развлечения
- обучение культурно – гигиеническим навыкам
- самообслуживание.
Третий год жизни.
Планируются 4 занятия в день : по два в первую и вторую половину дня (одно в помещении и одно на прогулке).
Планировать занятия надо, исходя из возраста и уровня развития детей, на одну неделю и повторять в течение двух недель. При необходимости, если дети не усвоили материал, занятия следует повторить столько раз, сколько окажется необходимым. При этом нужно вносить некоторые изменения в методику и содержание.
Сетка занятий (т. е. их распределение по видам в течение дня и недели) должна быть единая для детей 1-го и 2-го полугодия 3-го года жизни и может быть составлена на год.
А календарный план надо составлять для каждой возрастной подгруппы на 1 неделю и повторять в течение 2 недель. В нем указывается программное содержание, цель занятия, материал.
Перечень видов занятий на неделю с детьми в возрасте от 2-х до 3-х лет.
1. Развитие речи, расширение представлений и ориентировка в окружающем.
- организованные наблюдения
- целевые прогулки
- занятия с книжками и картинками с доступным для понимания сюжетом
- рассказы без показа о том, что дети не видели, но могут понять на основании своего опыта, беседы
- чтение коротких стихов, рассказывание сказок
- дидактические игры для развития слухового внимания, подражания звукам, словам, игры типа лото.
- показы – инсценировки
2. Сенсорное развитие
3. Развитие изобразительной деятельности (лепка, рисование красками и карандашами, аппликация)
4. Развитие конструктивной деятельности
5. Развитие движений
- подвижные игры ежедневно во все отрезки бодрствования
6. Музыкальные занятия
7. Занятия для развития элементов трудовой деятельности
8. Занятия по элементарному математическому развитию.
Планирование периода бодрствования можно условно разделить на временные отрезки:
Утро – наблюдения
- трудовые поручения
- обучение навыкам самообслуживания и культурно – гигие6ническим
- игры – забавы
- подвижная игра
- внесение новой картины, рассматривание картинок, альбомов и т. д.
- внесение новой игрушки
Прогулка – наблюдение
- дидактическая игра
- подвижная игра
- экскурсии, целевые прогулки
- индивидуальная работа по развитию движений, речи, по обучению игровым действиям
-трудовые поручения и т. д.
Вечер: - обучение игровым действиям
- дидактическая игра
- индивидуальная работа
На прогулке – подвижная игра
- наблюдение
-обучение игровым действиям