Наталья Краснолуцкая
Одна из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого. Современные исследования в области детской психологии выявили, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития.
Публикация «Одна из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников» размещена в разделах
Практика логопедической работы показывает, что часто у родителей на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексии у школьников. При нарушении слоговой структуры слова может искажаться порядок слогов, сокращаться их число, отмечаются замещения, ошибки воспроизведения стечений согласных
Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная ее коррекция, а также профилактика вторичных речевых и нервно-психических нарушений — важнейшие задачи, стоящие перед логопедами, педагогами, врачами и родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста.
К предпосылкам формирования слоговой структуры слова относят оптико-пространственный, динамический и ритмический факторы психической деятельности. Их зрелость проявляется в способности ребенка к последовательной переработке звуковых сигналов (при восприятии) и к линейному построению артикуляционных движений (при проговаривании) (А. Р. Лурия, А. В. Семенович, И. Т. Власенко, Т. В. Ахутина и др.).
Система упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры.
Упражнения на развитие
оптико-пространственной
ориентации
Упражнение 1
Это упражнение — вариант предыдущей игры.
Взрослый. Снег на вершине горы.
Ребенок. Высоко!
Взрослый. Божья коровка на ромашке.
Ребенок. Низко!
Взрослый. Ведро упало в колодец.
Ребенок. Глубоко!
Можно предложить также следующие темы.
Самолет летит, комар летит, акула плавает, туча плывет, капли падают в лужу, камень на дне реки, дым из трубы, костер потух, парашютист приземляется, якорь стоящего корабля, птица на верхушке елки, бабочка на травинке, бросаем мяч в кольцо, ныряем, наклоняемся за игрушкой и т. д.
Упражнения на разбитие
сомато-пространственной
ориентации
Упражнение2
Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо, мизинцем левой руки правый глаз, указательным пальцем правой руки левое запястье, большим пальцем левой руки правый мизинец правой руки.
Упражнения на разбитие ориентации
в двухмерном пространстве
(на листе бумаги)
Упражнение 3
От поставленной на листе точки, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию под команды взрослого.
Едем направо. стоп, вверх. стоп, налево. стоп, вверх. стоп и т. д.
Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации
Упражнение 4
Упражнение состоит в раскладывании ребенком картинок по темам «Времена года», «Части суток». В заключение взрослый и ребенок обсуждают последовательность картинок.